Организация, работающая по агентским договорам, с 1 января 2003 года перешла на упрощенную систему налогообложения.
Правомерно ли включение организацией-агентом стоимости агентского вознаграждения в состав доходов, учитываемых при исчислении единого налога?
Вправе ли организация-принципал включать суммы выплаченного агентского вознаграждения в состав расходов, если она также применяет упрощенную систему налогообложения?
В соответствии с положениями главы 52 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, за счет принципала, либо от имени и за счет принципала.
При этом принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и порядке, установленных в агентском договоре.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в состав расходов, принимаемых организацией, работающей по упрощенной системе налогообложения, при определении облагаемой базы по единому налогу принимаются материальные расходы, учитываемые в соответствии с порядком, предусмотренным для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 Кодекса.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
На этом основании, если услуги агента по исполнению агентского договора носят для принципала производственный характер, то есть непосредственно связаны с его основной деятельностью, стоимость уплаченного агентского вознаграждения может быть учтена им при расчете налоговой базы по единому налогу.
Также следует учесть, что в соответствии с п. 1 ст. 346.15 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации при определении облагаемой базы для расчета единого налога учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.
Согласно ст. 249 Кодекса выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Исходя из этого у организаций, работающих по агентскому договору или другому аналогичному договору, при применении упрощенной системы налогообложения в составе доходов от реализации при определении объекта налогообложения по единому налогу должна учитываться вся сумма поступлений, связанных с расчетами за реализованную продукцию (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной или натуральной форме.
Одновременно с этим следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 345.15 Кодекса (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ) при определении объекта налогообложения организации не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившие агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по агентскому договору или другому аналогичному договору. К указанным доходам не относится агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 26-12/12087 от 28 февраля 2003 г., подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга А.А. Глинкиным
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1