Письмо Управления МНС по г. Москве от 28 февраля 2003 г. N 26-12/12087
Вопрос: Организация, работающая по агентским договорам, с 1 января 2003 года перешла на упрощенную систему налогообложения.
Правомерно ли включение организацией-агентом стоимости агентского вознаграждения в состав доходов, учитываемых при исчислении единого налога?
Вправе ли организация-принципал включать суммы выплаченного агентского вознаграждения в состав расходов, если она также применяет упрощенную систему налогообложения?
Ответ: В соответствии с положениями главы 52 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, за счет принципала, либо от имени и за счет принципала.
При этом принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и порядке, установленных в агентском договоре.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в состав расходов, принимаемых организацией, работающей по упрощенной системе налогообложения, при определении облагаемой базы по единому налогу принимаются материальные расходы, учитываемые в соответствии с порядком, предусмотренным для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 Кодекса.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
На этом основании, если услуги агента по исполнению агентского договора носят для принципала производственный характер, то есть непосредственно связаны с его основной деятельностью, стоимость уплаченного агентского вознаграждения может быть учтена им при расчете налоговой базы по единому налогу.
Также следует учесть, что в соответствии с п. 1 ст. 346.15 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации при определении облагаемой базы для расчета единого налога учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.
Согласно ст. 249 Кодекса выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Исходя из этого у организаций, работающих по агентскому договору или другому аналогичному договору, при применении упрощенной системы налогообложения в составе доходов от реализации при определении объекта налогообложения по единому налогу должна учитываться вся сумма поступлений, связанных с расчетами за реализованную продукцию (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной или натуральной форме.
Одновременно с этим следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 345.15 Кодекса (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ) при определении объекта налогообложения организации не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 1 ст. 346.15 НК РФ
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившие агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по агентскому договору или другому аналогичному договору. К указанным доходам не относится агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Заместитель руководителя Управления МНС России |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 28 февраля 2003 г. N 26-12/12087
Текст письма официально опубликован не был
На основании данного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 11, июнь 2003 г.