Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 января 2003 г. N КА-А40/8678-02
Общество с ограниченной ответственностью "Лютия" (далее - ООО "Лютия") обратилось в Арбитражный суд с иском к Инспекции МНС РФ N 2 по Центральному административному округу г. Москвы (далее - ИМНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы) о возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 128461 руб. по экспортным поставкам.
Определением суда от 19.08.02 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Инспекция МНС РФ N 34 по Северо-Западному административному округу г. Москвы (далее - ИМНС РФ N 34 по СЗАО г. Москвы).
Решением от 16.09.02 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил исковые требования за счет ИМНС РФ N 34 по СЗАО г. Москвы, обязав налоговый орган возместить из бюджета путем возврата налог в указанной сумме. В иске к ИМНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС РФ N 34 по СЗАО г. Москвы просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска ко второму ответчику, поскольку судом неправильно применены положения ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, налоговая Инспекция полагает, что возврат сумм НДС должна производить та Инспекция, которая приняла решение об отказе в возмещении налога.
В судебном заседании представитель ООО "Лютня" возражал против доводов жалобы по мотивам, изложенным в судебном акте.
Представители налоговых Инспекций в суд не явились, о месте и времени разбирательства по жалобе извещены в установленном законом порядке.
Обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Общества, изучив материалы дела и проверив в порядке ст. 284 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалованного судебного акта.
Судом установлено, что первоначально Общество обратилось с заявлениями о возмещении НДС в указанной сумме по экспортным поставкам за 4 квартал 1999 года, 1-ый и 2-ой кварталы 2000 года в ИМНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы, которая решением от 15.01.01 N 5 отказала налогоплательщику возвратить из бюджета заявленные к возмещению суммы НДС. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.01 по делу N А40-2946/01-118-35 упомянутый акт налогового органа признан недействительным, поскольку отсутствовали основания для отказа в возмещении из бюджета НДС в связи с правильным применении налогоплательщиком льготы по налогообложению экспортируемых за пределы государств-участников СНГ товаров и представлением в ИМНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы предусмотренных п. 22 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 N 39 документов в обоснование права на эту льготу.
Однако возврат заявленных к возмещению сумм налога ни ИМНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы, ни ИМНС РФ N 34 по СЗАО г. Москвы, в которую налогоплательщик 2 июля 2002 года обратился с заявлением о возмещении НДС в связи с изменением своего места нахождения и постановкой на налоговый учет в этой Инспекции, так и не был произведен. Между тем, Управление МНС РФ по г. Москве письмом от 21.06.02 N 11-11н/28271 в связи с жалобой Общества на бездействие ИМНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы по возврату сумм налога рекомендовала Обществу обратиться по указанному вопросу в налоговую Инспекцию по месту нового учета - ИМНС РФ N 34 по СЗАО г. Москвы, обязав последнюю рассмотреть в установленные законом сроки заявление налогоплательщика и вынести решение по вопросу возврата из бюджета соответствующих сумм налога.
В связи с бездействием налоговых органов ООО "Лютня" обратилось в суд с иском об их обязании возместить из бюджета суммы НДС, заявленные к возврату.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что в случае перехода налогоплательщика из одного налогового органа г. Москвы в другой налоговый орган г. Москвы возврат из бюджета соответствующей суммы налога на основании вступившего в законную силу судебного акта должен осуществлять налоговый орган по месту учета налогоплательщика на момент возврата. Правомерность применения Обществом льготы по налогообложению в связи с экспортными поставками подтверждена вступившим в законную силу решением суда от 30.10.01, которым решение ИМНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы от 15.01.01 N 5 об отказе в возмещении налога признано недействительным.
Ссылка в жалобе на неправильное применение судом ст. 176 НК РФ подлежит отклонению.
Данной нормой права определены общий порядок, основания и сроки возмещения налоговым органом из бюджета сумм НДС, в том числе оплаченных российским поставщикам за экспортированные в дальнейшем товары (п. 4 ст. 176 НК РФ). При этом порядок возмещения НДС при переходе налогоплательщика в другую налоговую инспекцию и постановке его на налоговый учет в этом налоговом органе ст. 176 Кодекса не регламентирован.
Судом установлено, и это не опровергается налоговыми органами, что возврат заявленных к возмещению сумм НДС налогоплательщику в порядке п. 4 ст. 176 НК РФ не производился, в том числе и после признания в судебном порядке недействительным решения ИМНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы.
В материалах дела имеется письмо ИМНС РФ N 34 по СЗАО г. Москвы от 11.07.02 N 04-07/8084, которым сообщается налогоплательщику об оставлении его заявления без исполнения, поскольку по данным лицевого счета ИМНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы спорная сумма не числится.
Принимая решение о возложении обязанности по возмещению налога на ИМНС РФ N 34 по СЗАО г. Москвы, суд правомерно исходил из того, что налоговые органы не являются собственниками денежных средств, поступивших в бюджет.
В соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ возврат сумм налога производится органами федерального казначейства.
Исходя из положений Инструкции N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной Приказом ГНС России от 15.04.94 N ВГ-3-13/23Р, с учетом содержащихся в письме Управления МНС РФ по г. Москве от 21.06.02 N 11-11н/28271 разъяснений относительно порядка осуществления возврата налогов из бюджета при переходе налогоплательщика из одного налогового органа г. Москвы в другой налоговый орган г. Москвы, в соответствии с которым возврат сумм налога из бюджета на основании вступившего в законную силу судебного акта должен осуществлять налоговый орган по месту учета налогоплательщика на момент возврата, суд кассационной инстанции находит вывод суда о возложении на ИМНС РФ N 34 по СЗАО г. Москвы обязанности по возврату из бюджета 128461 руб. НДС правильным.
Недобросовестное исполнение налоговыми органами предусмотренных ст. 32 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" обязанностей, в том числе по возмещению сумм НДС, не должно ложиться бременем на добросовестного налогоплательщика.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вероятно, имеется в виду ст. 10 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованного судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-287, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 сентября 2002 г. по делу N А40-27699/02-127-105 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ N 34 по Северо-Западному административному округу г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 января 2003 г. N КА-А40/8678-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании