Правовые новации рынка ценных бумаг
Президент РФ 28 декабря 2002 г. подписал Федеральный закон N 185-ФЗ*(1), который изменяет и дополняет Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"*(2) (далее - "Закон о РЦБ"). Данные изменения и дополнения вступают в силу со дня официального опубликования (4 января 2003 г.), за исключением отдельных норм, о которых будет специально сказано ниже. В настоящей статье мы расскажем лишь о некоторых (не всех), но наиболее принципиальных из числа сделанных в Законе изменений и дополнений*(3), на которые следует, по нашему мнению, обратить особенное внимание любым практикующим юристам.
- Предписание об исключительно именной природе акций (ч.2 ст.2).
Те, кто следил за развитием российского законодательства по этому вопросу, могут вспомнить о всех перипетиях данной нормы. Как известно, в союзных Положениях об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью (п.34) и о ценных бумагах (п.5), утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 19.06.90 N 590*(4), разрешался выпуск как именных акций, так и акций на предъявителя; в российском Положении об акционерных обществах, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 25.12.90 N 601*(5) (далее - Положение N 601) - выпуск только именных акций (см. п.46). Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 31 мая 1991 г.*(6) (п.1 ст.36) возвратили возможность выпуска акций на предъявителя, однако таковую на практике никто не использовал, с нормами Основ как союзного акта мало кто считался - предъявительские акции не выпускались. Федеральный закон от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"*(7) (далее - Акционерный закон) вернулся к норме об исключительно именных акциях (см. п.2 ст.25). Закон о РЦБ в своей первоначальной редакции постановлял, что "выпуск акций на предъявителя разрешается в определенном отношении к величине оплаченного уставного капитала эмитента в соответствии с нормативом, установленным Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг". Как известно, эта норма так никогда и не была реализована: ФКЦБ не издало какого-либо документа, который определял бы долю акций на предъявителя в общем объеме акций; не принимали регистрирующие органы решений по данному вопросу и при регистрации конкретных выпусков акций.
Существенной переработке 7 августа 2001 г. подвергся Акционерный закон, который вновь постановлял, что акции могут быть только именными. Тем самым возможность применения нормы первоначальной редакции Закона о РЦБ, допускающей возможность выпуска части акций на предъявителя, и вовсе была исключена. Это обстоятельство наконец узаконено в последней редакции Закона о РЦБ: его абзац 5 ст.2 закрепляет, по примеру Акционерного закона, что "акция является именной ценной бумагой".
- Определение нового вида эмиссионной ценной бумаги - опциона эмитента (абз.7 ст.2).
Цель данной нормы - описать режим типичного представителя группы "ценных бумаг, конвертируемых в акции", привлекших внимание законодателя при уже упоминавшейся глобальной переработке Акционерного закона (см. в нем п.2 ст.12, п.2 ст.27, п.2 и 4 ст.33, п.1 и 2 ст.38, п.2-4 ст.39, ст.40 и 41). До недавнего времени законодательство не разъясняло, что же это за "эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции", которые, причем, может выпускать сам же эмитент акций*(8). Теперь, с 28.12.2002, этот вопрос получил законодательное разрешение; по крайней мере, одним из представителей этой группы ценных бумаг являются т.н. опционы эмитента.
За основу определения опциона эмитента взяты общетеоретическое определение опциона и определение опционного свидетельства на покупку (см. п.1 постановления ФКЦБ от 09.01.97 N 1 "Об опционном свидетельстве, его применении и утверждении Стандартов эмиссии опционных свидетельств и их проспектов эмиссии"*(9)). Опцион эмитента определяется как "эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента". Разумеется, как и акции, опционы эмитента могут быть только именными.
Вновь внесенной в Закон о РЦБ ст.27.1 устанавливается ряд особенностей эмиссии опционов эмитента. Во-первых, опционы эмитента можно выпускать только в весьма небольшом количестве, а именно - с таким расчетом, чтобы они предоставляли право на приобретение не более чем 5% акций определенной категории (типа), размещенных на дату представления документов для государственной регистрации выпуска опционов. Во-вторых, решение о выпуске опционов эмитента может предусматривать ограничения на их обращение (например, возможность их приобретения только членами трудового коллектива эмитента, только его акционерами и т.п.). И, наконец, в-третьих, эмитент не вправе размещать свои опционы, если (а) количество объявленных акций эмитента меньше количества акций, право на приобретение которых предоставляют такие опционы, и а (б) до полной оплаты уставного капитала эмитента.
- Институт финансовых консультантов на рынке ценных бумаг (абз.22 ст.2).
Финансовый консультант на рынке ценных бумаг определен Законом как "юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и/или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг".
По сути, Закон вводит новый вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг - финансовое консультирование, сущность которого состоит в услугах по подготовке проспектов ценных бумаг. Особенность этого вида деятельности состоит в том, что Закон не выделил специальной, соответствующей только ему, фигуры профессионального участника РЦБ - этой деятельностью могут заниматься юридические лица, обладающие статусом брокера или дилера, за исключением аффилированных лиц эмитента (п.2 ст.22-1 Закона о РЦБ).
Закон прямо не устанавливает принципа обязательности участия финансовых консультантов в подготовке проспекта ценных бумаг. Эмитент может подготовить его и самостоятельно, без привлечения консультанта. Однако содержание новой редакции ст.22 Закона о РЦБ свидетельствует о том, что без участия финансового консультанта более не удастся зарегистрировать ни одного выпуска ценных бумаг, сопровождающегося регистрацией проспекта. Причина - в проспекте ценных бумаг обязательно должны содержаться сведения о финансовом консультанте*(10). Кроме того, согласно п.2 ст.22-1 новой редакции Закона о РЦБ в случаях публичного размещения и/или публичного обращения эмиссионных ценных бумаг*(11) проспект ценных бумаг должен быть подписан финансовым консультантом*(12).
Своей подписью консультант подтверждает достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением той части, которая подтверждается аудитором и/или оценщиком. Аудитор и финансовый консультант, подписавшие проспект ценных бумаг, несут солидарную между собой и субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной, неполной и/или вводящей в заблуждение инвестора информации, подтвержденной ими. Их ответственность наступает лишь при наличии вины (п.3 ст.22-1).
- Брокерская деятельность и существенное увеличение объема ее законодательного регулирования (ст.3).
Согласно п.1 ст.3 брокерской признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом. В результате определение брокерской деятельности более не привязывается к договорам поручения и комиссии, как это было ранее.
Интересно, что работать с эмитентами эмиссионных ценных бумаг при их размещении брокеры могут только от имени и за счет клиентов, т.е., исключительно как их представители, но не могут действовать от своего имени.
Увеличение объема ст.3 произошло за счет узаконения некоторых норм из актов ФКЦБ. Именно: п.3 ст.3 содержит нормы, определяющие режим денежных средств, полученных брокерами от и для клиентов, т.е., нормы, ранее установленные Правилами осуществления брокерской деятельности на рынке ценных бумаг с использованием денежных средств клиентов, утвержденными постановлением ФКЦБ от 22.09.2000 г. N 18*(13).
Нормы п.4 ст.3, устанавливающие особенности законодательного режима сделок, совершаемых брокером за счет собственных денежных средств или ценных бумаг, предоставленных клиенту взаймы (маржинальные сделки), являются относительно новыми. Обязательства клиента по возврату займов брокеру непременно (в силу закона) "обеспечиваются", но только ценными бумагами, принадлежащими клиенту и/или приобретаемыми брокером для клиента по маржинальным сделкам (абз.3 п.4). "Обеспечение" выражается в установленной законом возможности брокера обратить взыскание "на денежные средства и/или ценные бумаги, выступающие обеспечением"*(14), во внесудебном порядке путем реализации таких ценных бумаг через организаторов торговли на рынке ценных бумаг (абз.5 п.4).
- Регулирование доверительного управления ценными бумагами (ст.5).
Изменения здесь выразились в двух следующих направлениях.
Во-первых, из абз.1 ст.5 исключено упоминание о возможности осуществления доверительного управления ценными бумагами индивидуальными предпринимателями. Таким образом, в настоящее время физическим лицам запрещено осуществлять доверительное управление ценными бумагами; такой деятельностью могут заниматься только юридические лица, имеющие соответствующую лицензию ФКЦБ.
Во-вторых, во вновь внесенном в статью абз.6 установлено, что "наличие лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами не требуется в случае, если доверительное управление связано только с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам". В итоге по договору доверительного управления ценными бумагами, предоставляющему управляющему возможности только осуществлять права по ценным бумагам (запрещающему управляющему совершать сделки с ценными бумагами), в качестве управляющего может выступать любое лицо, в том числе и не имеющее лицензии, с соблюдением общих ограничений, установленных ст.1015 ГК.
- Ограничительные требования к должностным лицам профессиональных участников РЦБ (ст.10-1).
Согласно п.1 указанной статьи функции единоличного исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг не могут осуществлять лица, которые осуществляли функции исполнительных органов: 1) управляющих компаний или специализированных депозитарных фондов; 2) профессиональных участников РЦБ; 3) кредитных и страховых организации, либо; 4) негосударственных пенсионных фондов в момент отзыва у этих организаций лицензий за нарушение лицензионных требований или в момент вынесения решения о применении процедур банкротства, если с момента такого аннулирования либо с момента завершения процедур банкротства прошло менее трех лет; а также лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.
Указанные лица не могут также входить в состав совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг, а также осуществлять функции руководителя контрольного подразделения (контролера) профессионального участника рынка ценных бумаг.
О назначении или избрании каких-либо лиц на любую из перечисленных должностей должен быть уведомлен федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п.2 ст.10-1).
- "Форма выпуска" эмиссионных ценных бумаг (ст.16).
Согласно абз.1 ст.16 Закона о РЦБ в новой редакции "Именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами". Поэтому, по сути, запрещается существование "классических" ("документарных") именных эмиссионных ценных бумаг, что противоречит ГК (см. п.1 ст.142, ст.143). Особенно актуально такое запрещение для акций: на фоне предписания о том, что акции могут быть только именными, норма о возможности существования именных эмиссионных ценных бумаг только в бездокументарной форме, означает невозможность существования классических документарных акций. Заветное желание законодателя лишить акции статуса ценных бумаг, превратив их в "неделимую совокупность прав акционера", наконец-то (после более чем десятилетних стараний*(15)) сбылось: акции фактически перестали быть ценными бумагами. Существующие немногочисленные выпуски "документарных" акций отныне считаются выпусками бездокументарными, а находящиеся на руках акции (по выражению Закона - "сертификаты акций" "приравниваются к выпискам из реестра владельцев" (абз.1 ст.2 ФЗ N 185-ФЗ).
В новой редакции Закона о РЦБ продолжен курс на выхолащивание понятия об эмиссионных ценных бумагах на предъявителя (таковыми пока еще могут быть облигации). Однако, имея в виду относительно неширокое распространение практики выпуска облигаций вообще, можно себе представить, сколь ничтожно количество обращающихся сегодня предъявительских облигаций. Теперь же нанесен удар не просто по предъявительским облигациям, а по конструкции бумаг на предъявителя в целом. Именно: в абз.5 ст.16 новой редакции Закона о РЦБ установлено, что: "Решением о выпуске эмиссионных ценных бумаг на предъявителя - может быть определено, что такие бумаги подлежат обязательному хранению в определенном эмитентом депозитарии (эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением). Сертификат эмиссионных ценных бумаг на предъявителя с обязательным централизованным хранением не может быть выдан на руки владельцу (владельцам) таких ценных бумаг". Предъявителем чего, в таком случае, является кредитор по ценной бумаге? Кому он будет это "нечто" предъявлять? Как вообще осуществить права из ценной бумаги на предъявителя, которой не имеется на руках у кредитора?
В. Белов,
к.ю.н.,
доцент кафедры гражданского права МГУ им.Ломоносова
"эж-ЮРИСТ", N 6, февраль 2003 г.
-------------------------------------------------------------------- -----
*(1) Российская газета. 2003, 4 января
*(2) СЗ РФ. 1996. N 17. Ст.1918; 1998. N 48. Ст.5857; 1999. N 28. Ст.3472; 2001. N 33. Ч.I. Ст.3424.
*(3) Рассматриваются, в основном, по порядку расположения изменяемых статей Закона о РЦБ.
*(4) СП СССР. 1990. N 15. Ст.82.
*(5) СП РСФСР. 1991. N 6. Ст.92; Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 48. Ст.4647;
В настоящее время утратило силу (см. постановление Правительства РФ от 6 марта 1996 г. N 262 // СЗ РФ. 1996. N 12. Ст.1137).
*(6) Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1991. N 26. Ст.733. В настоящее время соответствующие нормы данного акта не применяются (см. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст.3302; 2001. N 17. Ст.1644; N 49. Ст.4553).
*(7) СЗ РФ. 1996. N 1. Ст.1; N 25. Ст.2956; 1999. N 22. Ст.2672; 2001. N 33. Часть I. Ст.3423; 2002. N 12. Ст.1093; N 45. Ст.4436.
*(8) Разъяснить этот вопрос можно было, только исходя из содержания специального акта ФКЦБ (см. ниже).
*(9) Вестник ФКЦБ. 1997. N 1; 1998. N 1.
*(10) Новая редакция ст.22 в части перечня сведений, подлежащих включению в проспект ценных бумаг, вступает в силу по истечении шести месяцев со дня вступления в силу всего Закона N 185-ФЗ, т.е., с 5 июля 2003 г.
*(11) Публичное обращение ценных бумаг - также новое понятие, определяемое в абз.26 ст.1 Закона о РЦБ: это обращение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также обращение путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы. Не особенно понятно, как можно уже при самой эмиссии предугадать, будут ли эмитируемые бумаги обращаться публично, или нет.
*(12) Правило об обязательности подписания проспекта ценных бумаг финансовым консультантом на рынке ценных бумаг вступает в силу по истечении трех месяцев со дня вступления в силу всего Закона N 185-ФЗ, т. е. с 5 апреля 2003 г.
*(13) Вестник ФКЦБ. 2000. N 12.
*(14) Не особенно понятно, о каких "денежных средствах, выступающих обеспечением", здесь говорится: ранее речь шла о том, что обеспечением выступают только ценные бумаги.
*(15) Первый шаг к бездокументарным акциям был сделан разделом Х Положения N 601, который разрешил выпускать вместо акций их сертификаты; затем - п.1 Положения N 78, постановивший о возможности существования ценных бумаг "в форме... записей на счетах"; следующий шаг сделало Положение о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям, утвержденное Министерством экономики и финансов РФ 10 января 1992 г. (Финансовая газета. 1992. N 4), ограничившее право на дивиденд временем приобретения акций (п.11) и фактически позволившее выплачивать дивиденды по данным реестра акционеров без предъявления акций); наконец предпоследний шаг к исключению акций из числа ценных бумаг сделал Акционерный закон, установивший, что права на дивиденд и участие в общем собрании акционеров (позднее - и преимущественное право приобретения дополнительных акций) осуществляются не собственниками акций, а... лицами, включенными в специальные списки. Акции как ценные бумаги, т.о., постепенно сделались чисто номинальным понятием, не имеющим какого-либо юридического значения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru