Ответственность за потребление
наркотических средств или психотропных веществ
Норма об административной ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача была предусмотрена еще Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 мая 1974 г. "Об усилении борьбы с наркоманией". Впоследствии эту норму воспринял КоАП РСФСР 1984 г., ст.44 которого гласила, что потребление наркотических веществ без назначения врача влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти рублей. В этой редакции статья действовала до 12 июля 1987 г. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1987 г. внес в названную статью изменения. Дополнительно была установлена норма об административной ответственности за незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших размерах. Санкция этой нормы предусматривала наложение штрафа в размере до ста рублей либо исправительные работы на срок от 1 до 2 месяцев с удержанием 20% заработка. В исключительных случаях мог применяться административный арест на срок до 15 суток. Согласно примечанию к ст.44 КоАП РСФСР лицо, добровольно сдавшее имевшееся у него в небольших размерах наркотическое средство, которое оно приобрело или хранило без цели сбыта, а равно добровольно обратившееся в медицинское учреждение за получением медицинской помощи в связи с потреблением наркотических средств без назначения врача, освобождалось от административной ответственности.
Закон РСФСР от 5 декабря 1991 г. устранил административную ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача. Позже, впрочем, законодатель осознал свою ошибку: Федеральный закон от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах" предусмотрел ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Однако норма эта, не снабженная санкцией, фактически бездействовала.
И только с 1 июля 2002 г. после вступления в силу нового КоАП РФ немедицинское потребление наркотических средств в России вновь стало административно наказуемо. Статья 6.9 КоАП РФ устанавливает, что потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача влечет по общему правилу наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до 15 суток. Примечание к ст.6.9 КоАП сохранило возможность освобождения правонарушителя от административной ответственности при условии его добровольного обращения в лечебно-профилактическое учреждение. Предусмотрено также, что лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть добровольно направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение, в связи с чем освобождается от административной ответственности.
Основанием административной ответственности за немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ является наличие в действиях лица состава правонарушения, предусмотренного ст.6.9 КоАП. Непосредственным объектом правонарушения является нормальное состояние организма людей, здоровье человека. Под здоровьем здесь понимается состояние полного физического и психического благополучия человека.
Некоторые специалисты считают, что немедицинское потребление наркотических и психотропных веществ помимо здоровья граждан посягает еще и на общественный порядок. Более того, отдельные авторы предлагают рассматривать в качестве единственного непосредственного объекта названного правонарушения общественную безопасность.
Представляется, однако, что и общественный порядок, и общественная безопасность могут в анализируемом составе пониматься лишь как факультативные объекты. Иначе придется признать, что причинение вреда данным объектам является обязательным условием наступления административной ответственности во всех случаях немедицинского потребления наркотических средств или психотропных веществ. Но ст.6.9 КоАП этого не предусматривает.
Предметом предусмотренного ст.6.9 КоАП правонарушения являются наркотические средства (вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения) и психотропные вещества (вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы), включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действия - потреблении наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. При этом самостоятельной квалификации будет требовать их потребление без назначения врача в общественных местах (ч.2 ст.20.20 КоАП - в отношении совершеннолетних и ст.20.22 КоАП - несовершеннолетних правонарушителей).
Однако ни действующее законодательство, ни разъяснения Верховного Суда РФ не дают развернутого определения самого понятия "незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ". Полагаю, что под этим следует понимать личное использование названных средств любым способом (прием вовнутрь, путем инъекции, вдыхания, курения, жевания) без назначения врача для извлечения их психоактивных свойств.
Субъект правонарушения, предусмотренного ст.6.9 КоАП, должен подходить под общие требования, предъявляемые к физическим лицам: достигнуть возраста 16 лет (ст.2.3 КоАП), быть вменяемым (ст.2.8 КоАП). С 1субъективной стороны0 деяние характеризуется умыслом, прямым или косвенным.
Несмотря на различные мнения, высказываемые по поводу установления ответственности за потребление наркотических средств, большинство ученых и специалистов придерживается мнения, поддержанного и российским законодателем. Согласно этой позиции, которая представляется мне наиболее обоснованной, установление уголовной ответственности за потребление наркотических средств и психотропных веществ нецелесообразно, ибо объективно ведет лишь к более глубокому сокрытию наркотизма, отпугивает потребителей от добровольного обращения за медицинской помощью. Медицинские же исследования между тем свидетельствуют, что принудительное излечение больных наркоманией едва ли возможно. Справедливым представляется и опасение, что введение уголовно-правовой нормы об ответственности за потребление наркотических средств способно создать лишь видимость эффективной деятельности органов внутренних дел по борьбе с наркоманией, поскольку данная норма позволяет им без малейших усилий отчитываться необходимым количеством уголовных дел, требуемых для доказательства эффективности их работы (Наумов А. Ответственность за незаконный оборот наркотиков. Вопросы правотворчества и правоприменения // Российская юстиция. 2000. N 7. С.29). Однако административный запрет на потребление наркотических средств все же необходим, в подтверждение чего можно, между прочим, сослаться и на успешный зарубежный опыт, и на положительный в данном вопросе опыт Советского Союза.
В заключение отмечу, что установление административной ответственности за потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача логически завершило формирование правовых основ государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков. Теперь любые незаконные действия с наркотическими средствами или психотропными веществами влекут юридическую ответственность.
М. Назарук,
аспирант Тюменского госуниверситета
"Российская юстиция", N 5, май 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ
Автор
М. Назарук - аспирант Тюменского госуниверситета
"Российская юстиция", 2003, N 5