Ставки земельного налога
Налогоплательщикам достаточно часто приходится сталкиваться с проблемами несовершенства налогового законодательства, которое налоговые органы толкуют почти всегда в свою пользу. За защитой своих прав налогоплательщик вынужден обращаться в арбитражный суд, на который и возлагаются надежды на разрешение спора в строгом соответствии с нормой закона. Тем не менее, как показывает практика, не всегда судебные решения соответствуют закону.
Земельный налог введен Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон) и согласно п.1 ст.21 ФЗ "Об основах налоговой системы в РФ" относится к местным налогам. В силу п.2 этой же статьи налоги, указанные в подп."а-в" п.1, в том числе и земельный, устанавливаются законодательными актами РФ.
Статьей 9 Закона определено, что на расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается ставка в размере 20% от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с Приложением 2 (табл.1) к названному Закону, для поселений численностью до 20 тысяч человек.
Ставки земельного налога неоднократно изменялись федеральными законами о федеральных бюджетах на соответствующий год. Причем сам размер ставок не изменялся, вводился лишь поправочный коэффициент к ставке.
ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22.02.99 N 36-ФЗ был официально опубликован 25.02.99 и, следовательно, при соблюдении всех условий, предусмотренных п.1 ст.5 НК РФ, должен был вступить в силу не ранее 01.01.2000. ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.99 N 227-ФЗ и ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" от 27.12.2000 N 150-ФЗ были официально опубликованы 03.01.2000 и 28.12.2000 соответственно.
Согласно ст.57 Конституции РФ законы, ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. В развитие данного конституционного принципа законодателем в ст.5 НК РФ установлено правило, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее одного месяца после их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода, следующего за этим месяцем. Такая позиция подтверждается и Пленумом ВАС РФ и ВС РФ в постановлении от 28.02.2001 N 5. При этом акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщика, не могут иметь обратной силы относительно указанной даты.
Таким образом, установленные перечисленными федеральными законами коэффициенты, увеличивающие налоговую ставку по земельному налогу, не могли применяться.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассматривая вопрос о ставках земельного налога на 1999-2001 годы, в постановлении от 26.09.2002 по делу N А08-2215/02-20 пришел к выводу о законности поправочных коэффициентов. При этом суд привел в защиту своей позиции следующие аргументы:
- федеральные законы о федеральном бюджете действовали к дате исчисления земельного налога, то есть к 1 июля соответствующего года;
- федеральные законы о федеральном бюджете в силу их специфики и ограничения срока действия временными рамками календарного года не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, а поэтому к ним не применимы положения ст.5 НК РФ.
Представляется, что названные доводы не основаны на законе. Так, Налоговый кодекс РФ, устанавливая гарантии налогоплательщикам от произвольного вмешательства государства в вопросы установления размера налоговых обязательств, не связывает вступление в силу актов законодательства о налогах и сборах с датой исчисления либо уплаты налога. Предполагается, что моментом времени, определяющим действие норм налогового закона, является начало нового налогового периода. Такое правило установлено для любых норм налогового законодательства, даже тех, которые не влияют напрямую на размер уплачиваемых налогов, но тем или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или вводят для последних новые обязанности.
Важно заметить, что сам по себе федеральный закон о федеральном бюджете не является актом законодательства о налогах и сборах, но в рассматриваемом случае содержит нормы, относящиеся к сфере налогообложения. Об этом прямо указал Высший Арбитражный Суд РФ в Письме от 19.03.99 N С5-7/УЗ-282: "В федеральном законе о федеральном бюджете содержатся нормы, относящиеся не только к бюджетному, но и налоговому законодательству". Следовательно, к нормам налогового законодательства должны применяться правила ст.5 НК РФ. Иное привело бы к необоснованному ограничению прав налогоплательщиков и предоставило бы законодателю возможность устанавливать те или иные обременения налогоплательщиков в упрощенном порядке, нарушая принцип всеобщности и равенства налогообложения, установленный ст.3 НК РФ, а также конституционный принцип равной защиты разных форм собственности (государственной и частной).
А. Костин,
ведущий юрист
Налогового департамента ОАО
"Объединенные Консультанты "ФДП"
"эж-ЮРИСТ", N 14, апрель 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru