Являются ли платежи по акту налоговой проверки (недоимка, пени и штрафы) текущими платежами, неуплата которых влечет за собой лишение права на реструктуризацию задолженности в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1002?
Организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц (п.7 Порядка проведения реструктуризации..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002).
По нашему мнению, в данном случае под текущими налоговыми платежами следует понимать любые суммы налогов и сборов, срок уплаты которых наступает после принятия решения о реструктуризации.
Наличие задолженности по уплате текущих налоговых платежей следует понимать как наличие недоимки, т.е. суммы налога или сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Повторим, что данный срок должен наступить в период осуществления реструктуризации.
Недоимка может быть выявлена в результате налоговой проверки. Помимо недоимки в акте налоговой проверки отражаются суммы пени и штрафов, предъявляемые налогоплательщику (ст.100 НК РФ). Само по себе выявление факта неуплаты налога в результате налоговой проверки и отражение этого факта в акте налоговой проверки не меняет характера неуплаченных сумм.
При этом моментом возникновения недоимки следует считать не дату составления акта налоговой проверки, а дату совершения налогового правонарушения.
Например, за июнь 2001 г. не уплачен НДС. Данный факт выявлен в результате налоговой проверки, проведенной в 2002 г. В таком случае нарушение условий реструктуризации произошло 1 июля 2001 г.
Не являются налоговыми платежами суммы штрафов, начисленные за неуплату налогов. Если штраф не уплачен, то это не является основанием для прекращения реструктуризации. Что касается пеней, то наличие задолженности по пеням в период реструктуризации некоторыми арбитражными судами рассматривается как нарушение условий реструктуризации (см., например, Постановление ФАС СЗО от 26.06.02 N А52/237/2002/2).
Прекращение осуществления реструктуризации происходит по решению налогового органа. При этом п.7 Порядка предусмотрена возможность сохранить право на реструктуризацию, если налогоплательщик погасит задолженность в течение 90 дней после принятия решения о прекращении реструктуризации и выполнит другие условия, указанные в данном пункте.
Следует обратить особое внимание на то, что независимо от вышесказанного, если налогоплательщик полагает, что факты неуплаты налогов не имели место или выявлены налоговым органом с нарушением закона, он вправе обжаловать в установленном порядке как решение налогового органа, вынесенное по результатам проверки, так и решение о прекращении реструктуризации. В случае разрешения спора в пользу налогоплательщика осуществление реструктуризации должно быть возобновлено.
А. Кузнецов
1 июня 2003 г.
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 6, июнь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".