Прогноз на будущее: контроль и учет усилят
За прошедшие пять с небольшим месяцев с момента вступления в силу Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон) Минимуществом России совместно с органами исполнительной власти, унитарными предприятиями была наработана определенная практика в реализации его положений, затрагивающих новые аспекты правоотношений.
В процессе применения норм Закона были выявлены отдельные сложности, которые предполагается устранить в рамках принятия поправок к Закону и разработки нормативных правовых актов Правительства РФ.
Несмотря на некоторые проблемы толкования и применением отдельных норм, в целом можно говорить о положительном эффекте, связанном с вступлением в силу Закона. Принятие этого законодательного акта было предусмотрено положениями части первой Гражданского кодекса РФ. Острая потребность урегулировать самые разнообразные вопросы, возникающие в процессе деятельности унитарных предприятий, стала не менее важной причиной его появления.
Новые правоотношения
Закон установил новый уровень взаимоотношений собственника - публично-правового образования с предприятием. Прежде всего это отразилось в усилении контроля за совершением предприятием сделок с его имуществом.
Если ранее Гражданским кодексом РФ и постановлениями Правительства РФ были ограничены права предприятия самостоятельно распоряжаться только недвижимым имуществом и некоторыми видами движимого (например, акции, паи, доли в уставных капиталах юридических лиц, осуществляющих деятельность на рынке финансовых услуг), то нынешнее законодательство установило новые критерии согласования сделок имущества предприятий.
В соответствии с Законом критериями обязательного согласования с собственником имущества предприятия выступают: вид сделки, ее величина, а также вид имущества, вовлекаемого в сделку, учитывается степень участия (заинтересованности) стороны в сделке.
Согласование сделки в зависимости от ее вида подразумевает обязанность собственника принимать решение о возможности совершения таких сделок предприятия, как заем, кредит, поручительство, банковская гарантия, уступка требования, перевод долга, договор простого товарищества, вклад имущества в уставный капитал хозяйственных обществ и некоторые другие. Не исключает Закон и возможности согласовывать собственником иные сделки (например, аренды, мены, дарения и т.п.).
Так, воля собственника должна быть выражена при совершении предприятием любой сделки с его недвижимым имуществом, а также любой сделки с отдельными видами движимого имущества (например, акциями, долями, паями в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ).
Согласование сделок
Закон ввел такой критерий обязательного согласования сделки с собственником, как ее величина. В соответствии с нормами ст.23 Закона решения о совершении крупной сделки принимаются с согласия собственника имущества унитарного предприятия. При этом крупными являются сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения предприятием имущества стоимостью, превышающей 10 процентов его уставного фонда. Учитывая, что уставный фонд многих унитарных предприятий, как правило, незначительно выше установленного законом минимального размера, возникает ситуация, при которой предприятие вынуждено получать согласие собственника на любые совершаемые им сделки, по стоимости едва превышающие 50 тысяч рублей.
Чтобы избежать излишних процедур согласования, особенно для сделок, заключаемых в рамках хозяйственной деятельности предприятия, подготовлены и внесены в Государственную Думу РФ изменения и дополнения в Закон.
В частности, в новой редакции Закона предполагается установить, что согласие собственника может быть выражено как путем согласования условий одной крупной сделки, так и путем дачи согласия, в том числе предварительного, на совершение унитарным предприятием ряда крупных сделок на оговоренных собственником условиях либо без указания условий таких сделок.
Таким образом, предприятие сможет получать одобрение собственника на сделки, подпадающие под определение "крупные", заранее, например, на стадии утверждения программы финансово-хозяйственной деятельности на очередной год, обязательное принятие которой предусмотрено постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий".
Важным фактом при согласовании любой сделки предприятия, независимо от вида имущества или его стоимости, является наличие заинтересованности руководителя предприятия в совершении такой сделки. Следует отметить, что Закон установил для руководителей предприятий ограничения, аналогичные тем, которые действуют в отношении государственных служащих в части запрета на занятие определенными видами деятельности, а также обязанности предоставлять учредителю информацию об аффилированных лицах руководителя и его родственников.
Совершенные унитарным предприятием без согласия собственника сделки, для которых такое согласие требуется на основании Закона, являются ничтожными, в связи с чем предприятию может быть предъявлен иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Поскольку в Законе присутствуют общие указания на согласование сделок собственником - публично-правовым образованием, от имени которого выступают соответствующие государственные органы исполнительной власти, Правительство РФ определило компетенцию федеральных органов в этой части.
В соответствии с его постановлением от 30.12.2002 N 940 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" необходимые правомочия по согласованию сделок возложены на Минимущество России и федеральные органы власти, в ведении которых находятся предприятия.
Для согласования сделок, совершаемых предприятиями субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, компетенция органов власти определяется в порядке, установленном в соответствующем публично-правовом образовании.
Унитарные предприятия должны учитывать, что исходя из установленного объема полномочий Минимущества России и соответствующего федерального отраслевого органа власти сделки подлежат как совместному согласованию компетентными органами власти, так и по отдельности. Например, получение предприятием кредита под залог недвижимого имущества является сделкой кредита, подлежащей согласованию с отраслевым органом власти, и одновременно сделкой, способной повлечь отчуждение недвижимого имущества, согласие на которую должно дать также Минимущество России.
Реорганизация
Законом внесены изменения в Гражданский кодекс РФ, согласно которым такой вид унитарных предприятий, как дочерние, теперь не предусмотрен. Созданные ранее многочисленные дочерние предприятия должны быть реорганизованы путем присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение полугода с момента вступления в силу Законопроекта "О государственном и муниципальном имуществе".
В связи с необходимостью проведения реорганизации возникают многочисленные вопросы о порядке проведения процедуры реорганизации с точки зрения компетенции учредителей дочерних предприятий - как бывших, унитарных предприятий, так и новых - федеральных органов власти.
К сожалению, некоторые комментаторы Закона поторопились с утверждением, что реорганизация проводится непосредственно самими предприятиями, не учитывая при этом, что присоединение одного юридического лица к другому предусматривает реорганизацию, в том числе и лица, которое присоединяет к себе другое юридическое лицо.
В указанном случае происходит реорганизация как дочернего, так и основного предприятия. Таким образом, решение о реорганизации путем присоединения бывших дочерних предприятий должно приниматься Минимуществом России на основании п.2 постановления Правительства РФ от 14.04.2003 N 217 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения".
Практика показывает, что подобная реорганизация не всегда служит интересам собственника. Наиболее ярко негативные последствия присоединения дочерних предприятий проявляются, если дочернее предприятие чрезвычайно обременено обязательствами. В этом случае в результате перехода прав и обязанностей при реорганизации может пострадать деятельность основного предприятия.
В целях оптимизации процесса в упомянутом выше законопроекте предполагается исключить императивные нормы Закона об обязательности присоединения дочерних предприятий, и в случае принятия указанных изменений у собственника появятся более широкие возможности по определению дальнейшей судьбы бывших дочерних предприятий - реорганизация, ликвидация, приватизация или сохранение в качестве самостоятельного юридического лица.
В целом необходимо отметить, что прекращение существования дочерних предприятий как вида унитарных предприятий согласуется с общим направлением государственной позиции в отношении унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, большинство из которых должно быть приватизировано либо преобразовано в казенные предприятия. Окончательное прекращение деятельности всех унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с подготовленным законопроектом "О государственном и муниципальном имуществе" предусматривается в 2008 году.
В. Тараскин,
и.о. руководителя Департамента правового обеспечения
Минимущества России
А. Стадников,
начальник отдела Департамента
правового обеспечения Минимущества
России
"эж-ЮРИСТ", N 16, апрель 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru