Заключение Комитета Государственной Думы РФ по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками от 24 апреля 2003 г.
на проект федерального закона N 300811-3 "О ратификации договоров между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о передаче имущества, находящегося в государственной собственности Республики Армения, для погашения задолженности по государственным кредитам, предоставленным Правительством Российской Федерации Правительству Республики Армения"
Проект федерального закона N 300811-3 "О ратификации договоров между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о передаче имущества, находящегося в государственной собственности Республики Армения, для погашения задолженности по государственным кредитам, предоставленным Правительством Российской Федерации Правительству Республики Армения" внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 28 февраля 2003 года.
В международно-правовом смысле вопросы передачи Российской Федерации собственности Республики Армения в счет погашения государственной задолженности регулируются следующими международными договорами:
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о порядке передачи имущества, находящегося в государственной собственности Республики Армения, для погашения задолженности по государственным кредитам, предоставленным Правительством Российской Федерации Правительству Республики Армения, подписанным в городе Ереване 17 июля 2002 года, с изменениями, внесенными Протоколом от 5 ноября 2002 года;
Протоколом между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о передаче в собственность Российской Федерации имущественного комплекса Разданской тепловой электростанции, находящегося в государственной собственности Республики Армения, подписанным в городе Ереване 5 ноября 2002 года;
Протоколом между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о передаче в собственность Российской Федерации акций закрытого акционерного общества "Марс", находящихся в государственной собственности Республики Армения, подписанным в городе Ереване 5 ноября 2002 года;
Протоколом между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о передаче в собственность Российской Федерации акций закрытого акционерного общества "Ереванский научно-исследовательский институт автоматизированных систем управления", находящихся в государственной собственности Республики Армения, подписанным в городе Ереване 5 ноября 2002 года;
Протоколом между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о передаче в собственность Российской Федерации акций закрытого акционерного общества "Ереванский научно-исследовательский институт математических машин", находящихся в государственной собственности Республики Армения, подписанным в городе Ереване 5 ноября 2002 года;
Протоколом между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о передаче в собственность Российской Федерации акций закрытого акционерного общества "Научно-исследовательское и производственное предприятие материаловедения", находящихся в государственной собственности Республики Армения, подписанным в городе Ереване 5 ноября 2002 года.
Срок действия указанного Соглашения был определен до 31 декабря 2002 года и Протоколом между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о порядке передачи имущества, находящегося в государственной собственности Республики Армения, для погашения задолженности по государственным кредитам, предоставленным Правительством Российской Федерации Правительству Республики Армения, подписанным в г.Ереване 5 ноября 2002 года, продлен до 5 апреля 2003 года. Вместе с тем, согласно положениям статьи 3 указанных выше протоколов "передача и прием имущества осуществляется в течение трех месяцев - с даты вступления в силу настоящего Протокола, но в любом случае не позднее 15 марта 2003 года".
В связи с несвоевременным внесением на ратификацию в Государственную Думу указанных договоров сроки вступления их в силу, определяемыми длительностью принятия, одобрения и подписания в Российской Федерации федеральных законов, в том числе федерального закона о ратификации международного договора, превысят отмеченные выше сроки действия договоров. По этой причине федеральный закон о ратификации указанных договоров Государственной Думой не может быть принят.
По предложению Комитета были возобновлены переговоры между Российской и Армянской Сторонами на предмет продления действия внесенных на ратификацию договоров (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 года N 192 "О заключении Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о внесении изменений в договоры между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения"). По состоянию на 24 апреля 2003 года обмен нотами по заключению указанного Протокола не состоялся.
Согласно соглашениям о предоставлении Правительством Российской Федерации государственных кредитов Правительству Республики Армения, указанным в преамбуле настоящего Соглашения, государственные кредиты являются связанными и были предоставлены Армянской Стороне в период в 1994 - 2000 годов в залог Российской Стороне определенного процента пакетов акций отдельных предприятий. В случае несвоевременного погашения основного долга и процентов по нему Российская Сторона имеет право оставить в своей собственности долю акций на сумму просроченных платежей.
В этой связи настоящее Соглашение направлено на погашение (статья 1 Соглашения) государственного долга Армении перед Россией, включая и уплату процентов по нему, в имущественной форме погашения задолженности по государственным кредитам, предоставленным Армянской стороне.
Передаче Российской Федерации подлежат (статья 2) пакеты акций, имущественные комплексы предприятий, включая земельные участки, здания, оборудование и иное имущество, находящиеся в государственной собственности Республики Армения и представляющие интерес для Российской Федерации.
В соответствии с указанными выше протоколами в собственность Российской Федерации передаются:
имущественный комплекс Разданской тепловой электростанции;
пакеты акций с соответствующим имущественным комплексом ЗАО "Марс";
пакеты акций с соответствующим имущественным комплексом ЗАО "Ереванский научно-исследовательский институт автоматизированных систем управления";
пакеты акций с соответствующим имущественным комплексом ЗАО "Научно-исследовательское и производственное предприятие материаловедения".
Согласованная стоимость передаваемого имущества составляет 93,76 млн. долларов США, что соизмеримо с размером основного государственного долга Армении пред Россией. Проценты на непогашенную задолженность начисляются на условиях ранее предоставленных государственных кредитов.
Соглашением и указанными выше протоколами устанавливается определенный порядок передачи этих предприятий и учреждений. Прием и передача оформляется соответствующими актами, и Армянская Сторона осуществляет регистрацию права собственности Российской Федерации на переданное имущество (право владения, пользования и распоряжения, включая право его последующей продажи или передачи управления по своему усмотрению). После получения официального извещения от Армянской Стороны о регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемое имущество Российская Сторона производит уменьшение размера задолженности Республики Армения перед Российской Федерацией на сумму стоимости переданного предприятия или учреждения.
По существу настоящими Соглашением и договорами создается прецедент международно-правового оформления погашения задолженности одного государства перед другим государством по ранее предоставленным государственным кредитам в имущественной форме с уступкой последнему прав собственности на отдельные предприятия. В результате передачи имущества, номинированные владельцы переданных в собственность Российской Федерации предприятий и учреждений получают статус иностранных инвесторов в соответствии с законодательством Республики Армения, а юридическим лицам предприятий и учреждений предоставляется статус предприятия с иностранными инвестициями.
Настоящие договоры были рассмотрены в комитетах, комиссиях и депутатских объединениях Государственной Думы.
Назначенные Советом Государственной Думы соисполнителями по подготовке Соглашения к ратификации Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству не выразили своего отношения по данному законопроекту, а Комитет Государственной Думы по собственности и Комитет Государственной Думы по международным делам поддерживают ратификацию настоящих договоров. Свои замечания и предложения отметила Комиссия Государственной Думы по государственному долгу и зарубежным активам Российской Федерации, которые Комитет направил (N 3.17-13/194 от 3.04.03 г.) на проработку в Правительство Российской Федерации.
Настоящие договоры не содержат положений, противоречащих российскому законодательству. Но вместе с тем требуется внесение определенных изменений в бюджетную классификацию. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний не имеется.
Его реализация сопряжена с определенным риском для бюджета страны.
Вызывает также озабоченность, что приведенная в настоящих договорах схема передачи имущества не отражает в полной мере спектр регулирования вопросов предоставления правового статуса и организации жизнедеятельности переданных в собственность Российской Федерации указанных предприятий и учреждений, включая цикл производства и реализации произведенной продукции.
Переданные в собственность предприятия, за исключением Разданской ТЭС, производят в основном продукцию гражданского и военного назначения. В дальнейшем их научно-производственный потенциал предлагается использовать в интересах выполнения оборонного госзаказа, разработки и производства отдельных элементов и систем для вооружения и военной техники, предназначенной для экспорта в другие страны, выпуска различной бытовой техники и товаров народного потребления. В отношении Разданской ТЭС прорабатываются вопросы экспортных поставок электроэнергии для Армении и других зарубежных стран. Необходимо также предусмотреть обеспечения электроэнергией российских потребителей на территории Армении, включая переданные в собственность России предприятия и учреждения.
Насколько умело Российская Сторона распорядится переданным ей в собственность имущественным комплексом, настолько политически и экономически оправданным будет являться заключение настоящих договоров о погашении государственного долга Армении перед Россией.
В целом заключение настоящих межправительственных договоров между Россией и Арменией отражает позицию Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками по вопросу имущественной формы погашения задолженности неплатежеспособных государств по предоставленным им государственным кредитам.
Ратификация настоящих договоров отвечает национальным интересам Российской Федерации в Закавказье и будет способствовать долгосрочному стратегическому партнерству с Республикой Армения.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками рекомендует Государственной Думе:
1. Ратифицировать после продления сроков действия настоящих договоров:
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о порядке передачи имущества, находящегося в государственной собственности Республики Армения, для погашения задолженности по государственным кредитам, предоставленным Правительством Российской Федерации Правительству Республики Армения, подписанное в городе Ереване 17 июля 2002 года, с изменениями, внесенными Протоколом от 5 ноября 2002 года;
Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о передаче в собственность Российской Федерации имущественного комплекса Разданской тепловой электростанции, находящегося в государственной собственности Республики Армения, подписанный в городе Ереване 5 ноября 2002 года;
Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о передаче в собственность Российской Федерации акций закрытого акционерного общества "Марс", находящихся в государственной собственности Республики Армения, подписанный в городе Ереване 5 ноября 2002 года;
Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о передаче в собственность Российской Федерации акций закрытого акционерного общества "Ереванский научно-исследовательский институт автоматизированных систем управления", находящихся в государственной собственности Республики Армения, подписанный в городе Ереване 5 ноября 2002 года;
Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о передаче в собственность Российской Федерации акций закрытого акционерного общества "Ереванский научно-исследовательский институт математических машин", находящихся в государственной собственности Республики Армения, подписанный в городе Ереване 5 ноября 2002 года;
Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о передаче в собственность Российской Федерации акций закрытого акционерного общества "Научно-исследовательское и производственное предприятие материаловедения", находящихся в государственной собственности Республики Армения, подписанный в городе Ереване 5 ноября 2002 года.
2. Предложить Правительству Российской Федерации провести переговоры с Армянской Стороной по вопросам правового статуса и организации управления имущественным комплексом, переданным в собственность Российской Стороне в соответствии с указанными договорами.
Указанные Соглашение и Протоколы ратифицированы Федеральным законом от 9 июня 2003 г. N 71-ФЗ
Председатель Комитета |
А.А. Кокошин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.