Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации"
Одной из главных задач, стоящих перед Россией на современном этапе, является создание благоприятных условий для экономического роста страны. Это можно обеспечить только при эффективной инвестиционной политике государства, которая должна быть нацелена, в первую очередь, на привлечение инвестиций в производственную сферу. Это особенно важно в условиях большого износа основных фондов предприятий, который достигает по отдельным отраслям 70%.
В 2002 году наметилась негативная тенденция в инвестиционной сфере.
По данным Госкомстата России, за 9 месяцев 2002 года по сравнению с аналогичным периодом 2001 года общий объем инвестиций без учета субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности сократился с 892 млрд. рублей до 882 млрд.руб., или на 10 млрд. рублей. При этом 70% снижения инвестиций произошло в отраслях производственной сферы. В этих отраслях за 9 месяцев 2002 года по сравнению с аналогичным периодом 2001 года инвестиции сократились с 440 млрд. рублей до 433 млрд. рублей.
Одной из главных причин снижения объема инвестиций в производственную сферу является отмена с 1 января 2002 года инвестиционной льготы по налогу на прибыль. В качестве компенсационной меры была введена новая амортизационная политика, которая предусматривает возможность применения предприятиями наряду с линейным методом начисления амортизационных отчислений нелинейного метода, а также снижена ставка налога на прибыль с 35% до 24%. Предполагалось, что эти нововведения позволят предприятиям уже в первые годы относить на расходы по налогу на прибыль большую часть амортизационных отчислений, что будет способствовать инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.
Однако, как показали итоги 9 месяцев 2002 года, вышеуказанные нововведения не дали положительного результата.
Применение предприятиями нелинейного метода может дать позитивный эффект только в отношении новых основных фондов со сроком полезного использования менее 20 лет. По объектам основных средств с износом более 50%, которые в настоящее время составляют основную часть всех основных средств в стране, применение нелинейного метода, наоборот, приводит к снижению суммы амортизационных отчислений.
Большие проблемы имеются в отношении обновления основных фондов. Остаточная стоимость действующих фондов существенно ниже, чем их рыночная стоимость, по которой предприятия приобретают на замену основные средства. При этом, начиная с 1 января 2002 года, переоценка таких фондов для целей налогообложения не применяется. Учитывая высокий уровень инфляции в России (только на 2003 год прогнознозируется 10% - 12%) к моменту вывода из эксплуатации основных фондов предприятия не имеют достаточных средств для приобретения новых основных фондов.
Также необходимо иметь в виду, что снижение ставки налога на прибыль с 35% до 24% не дало позитивного результата с точки зрения стимулирования инвестиционной активности предприятий. Это связано с тем, что эффективная ставка налога на прибыль (с учетом льгот) составила в 2001 году 19%, а не 24%.
Таким образом, отмена с 1 января 2002 года инвестиционной льготы по налогу на прибыль вместо ожидаемого положительного эффекта дала отрицательный результат.
В связи с этим подготовлен законопроект, целью которого является стимулирование предприятий увеличивать инвестиции в производственную сферу.
Для достижения этой цели предлагается предоставить налогоплательщикам право включать расходы на капитальные вложения производственного назначения в состав расходов по налогу на прибыль в размере фактических затрат, уменьшенных на сумму амортизации.
При этом расходы на капитальные вложения производственного назначения, включаемые в состав расходов, не должны уменьшать сумму налога на прибыль, исчисленную без учета указанных расходов, более чем на 50%.
Проведенные расчеты показали, что в результате применения указанного инвестиционного механизма объем капитальных вложений в производственную сферу увеличится почти на 240 млрд. рублей. При этом из финансово-экономического обоснования к законопроекту следует, что консолидированный бюджет не понесет налоговых потерь, а напротив, за счет увеличения инвестиций в производственную сферу и кумулятивного эффекта, налоговые поступления увеличатся на 22 млрд. рублей.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации"
Расчет поступлений в консолидированный бюджет основных налоговых платежей при применении налоговых вычетов на капитальные вложения производственного назначения по налогу на прибыль организаций
млн.руб.
N п/п |
Показатели | 2001 год | 2002 год | 2003 год | I вариант | II вариант |
Графа 7 - графа 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Прибыль с учетом корректировки для целей налогообложения |
2137450 | 2602500 | 2809665 | 2950148 | 2950148 | 140483 |
2. | Суммы льгот (вычетов), исключаемые из прибыли в соответствии с законодательством в том числе: средства, используемые на долгосрочные инвестиции из них: на капитальные вложения производственного назначения |
420314 207566 166053 |
174023 - - |
129245 - - |
1207875 1078630 |
365257 236012 |
236012 - |
3. | Прибыль для расчета налога |
1717136 | 2428477 | 2680420 | 1742273 | 2584891 | -95529 |
4. | Ставка налога, % | 35% | 24% | 24% | 24% | 24% | |
5. | Сумма налога на прибыль, всего в т.ч. - в федеральный бюджет - в региональный и местный бюджеты |
600998 186138 414860 |
582834 182136 400699 |
643301 160825 482476 |
418146 104536 313609 |
620374 155093 465280 |
-22927 -5732 -17195 |
7. | Расчетный уровень собираемости, % |
82,5% | 96,8% | 97% | 97% | 97% | |
8. | Сумма налога с учетом собираемости |
495823 | 564184 | 624002 | 405601 | 601763 | -22239 |
9. | НДС | 773508 | 946219 | 978578 | 953299 | 7080 | |
10. | Акцизы на газ и нефтепродукты |
196626 | 163839 | 195449 | 191315 | 27476 | |
11. | Прочие налоги | 689250 | 906640 | 947364 | 916208 | 9568 | |
12. | Итого: | 2223568 | 2640700 | 2526992 | 2662585 | 21885 |
Примечание:
1. Расчеты проведены на основе данных, содержащихся в материалах к проектам федеральных бюджетов на соответствующий финансовый год.
2. Расчеты проделаны в 2-х вариантах:
1-й вариант просчитан, исходя из возможности уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на расходы на капитальные вложения производственного назначения в полном объеме, т.е. с учетом уменьшения налога на прибыль, исчисленного без учета указанных расходов не более чем на 50%;
2-й вариант просчитан, исходя из объема расходов на капитальные вложения производственного назначения, который был спрогнозирован, основываясь на опыте предыдущих лет (8% от прибыли с учетом корректировки для целей налогообложения).
3. В обоих вариантах расчеты были произведены исходя из того, что:
- около 70% налога на прибыль уплачивают налогоплательщики, осуществляющие капитальные вложения производственного назначения;
- в результате применения инвестиционных налоговых вычетов и, соответственно, увеличения инвестиций в производственную сферу, прибыль хозяйствующих субъектов увеличится на 5%;
4. В результате увеличения инвестиций в производственную сферу прогнозируется увеличение налоговых поступлений:
- от НДС в размере 3% от объема увеличения капитальных вложений;
- от акцизов на газ и нефтепродукты в размере 4% (1-й вариант) и 1,8% (2-й вариант) от суммы указанных акцизов, предусмотренных в федеральном бюджете на 2003 год;
- от прочих налогов:
- единого социального налога в размере 3% (1-й вариант) и 1% (2-й вариант) от суммы ЕСН, предусмотренной в федеральном бюджете на 2003 год;
- налога на доходы физических лиц в размере 2% (1-й вариант) и 0,5% (2-й вариант) от суммы налога, предусмотренной в федеральном бюджете на 2003 год;
- налога на имущество предприятий в размере 2,7% (1-й вариант) и 0,9% (2-й вариант) от объема увеличения капитальных вложений.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных изменений в законодательстве Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.