Пояснительная записка
к законопроекту "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей"
Законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" подготовлен в соответствии с Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 г. N 1270-р).
Ситуация, сложившаяся по деторождаемости по данным Госкомстата России, за последние 10 лет такова: если в 1990 г. в России рождалось 1988858 детей, то в 2001 году родилось 1311604 ребенка или снижение этого показателя на 677254 ребенка, причем рождение 3, 4 и 5 ребенка в семьях снизилось более чем в 2 раза. Следует отметить что, в общем, численность населения России имеют доходы ниже прожиточного минимума около 40%. Семьи с денежными доходами ниже прожиточного минимума с 1-2 детьми составляют 54,8%, с 3 и более детьми - 82,6%.
Стоит также отметить и такой факт, что по разным факторам большое количество детей остается без попечения родителей, которые в последствии усыновляются иностранными гражданами, в 2000 г. таких детей было усыновлено 6292, в 2001 г. - 5811.
Нестабильность в экономической и социальной сферах, неизбежно влияет на стабильность в сфере семейных отношений.
Число браков, заключенных в первом полугодии 2002 года составило 394,3 тысячи, что на 1,4% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2001 года.
Число разводов в первом полугодии 2002 г. значительно выросло и составило 433,1 тысячи, что на 18,3% выше в сравнении с аналогичным периодом 2001 года и на 39 тысячи больше, чем заключенных браков в 2002 году.
Внесение дополнений (статьи 3; 4; 13.1; 14.1; 15.1) в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" обусловлено тем, что действующим законодательством не предусмотрены выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, матерям и другим лицам, осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет при прекращении обучения, увольнения по собственному желанию, невозможностью трудоустройства после окончания учебного заведения.
Например. Соколова А.Н. после окончания учебного заведения в 2000 году трудоустроиться не могла, в 2001 году вышла замуж и родила ребенка.
В соответствии с действующим законодательством она не имеет права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Считаю, что подобные факты существуют в каждом регионе России не по вине граждан, и их нужно устранять в законном порядке.
Согласно статье 17 действующего закона N 83-ФЗ ежемесячные пособия на ребенка выплачиваются в размере 70 руб. Нет необходимости убеждать законодательную и исполнительную власть в том, что эта сумма составляет менее 4% от стоимости потребительской корзины для детей. Учитывая, что в Российской Федерации за чертой бедности проживают 40% граждан, это, по данным Правительства, и в разряд малоимущих вошли и работники бюджетной сферы (учителя, врачи, культработники и работники соцобеспечения и другие (из доклада В.И.Матвиенко на заседании Совета безопасности в мае 2001 года), то нужно твердо сказать, что в основном это молодые деторождаемые семьи и как никто другой, они нуждаются в социальной поддержке со стороны государства. Согласно данным, изложенным в концепции демографического развития Российской Федерации, ситуация следующая: численность населения России на 1 января 2001 года составила 145 миллионов человек, за последние 10 лет естественная убыль населения составляла 700-900 тысяч человек в год. В 65 регионах из 89 отмечается сокращение численности населения.
На 1 января 2000 года численность лиц пенсионного возраста была зарегистрирована на 1,1 миллионов человек больше, чем детей и подростков в возрасте до 16 лет.
По данным Госкомстата России к 2016 году численность лиц пенсионного возраста в два раза превысит численность лиц в возрасте до 16 лет и в целом сократится население России на 10,4 миллиона человек и составит 134,4 миллиона человек, а к 2050 году - 102 миллиона человек. В России всегда самыми эффективными мерами в повышении деторождаемости являлись высокий уровень жизни и безопасность за будущее детей во всех направлениях жизни.
Законодатели и Правительство сделали первый шаг в поддержке молодых мам и новорожденных детей, приняв в декабре 2001 г. поправки в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" и это положительно воспринято населением. Настало время сделать и второй шаг в этом направлении, шаг, который потребует серьезных затрат, но будет демографически и экономически оправдан в короткие сроки и позволит выполнить меры, заложенные в концепции демографического развития Российской Федерации.
Данный законопроект предлагает ежемесячное пособие на ребенка выплачивать в размере 500 руб.
Настоящий законопроект предлагает увеличение пособия на каждого последующего рожденного (усыновленного) ребенка на 20 процентов, но не более 80 процентов от величины ежемесячного пособия на первого ребенка. Это значит, второй ребенок должен получать 500 + 100 = 600 руб., третий 600 + 100 = 700 руб., четвертый 700 + 100 = 800 руб., пятый ребенок должен получать 800 + 100 = 900 руб. Последующие рожденные дети должны получать по 900 руб. Это позволит молодым семьям на первом этапе более уверенно планировать состав семьи и более ответственно подходить к исполнению родительских обязанностей.
Повторюсь, что затраты на исполнение настоящего закона значительные, но мы говорим в основном-то о молодых малоимущих семьях, которым придется оказывать государственную социальную помощь согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 г. "О государственной социальной помощи", на исполнение которого средства в бюджетах регионов заложены. Мы говорим о том, что Правительство должно исполнять свои решения в части финансирования мероприятий концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, средства, на финансирование которой должны выделяться уже в 2003 году.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
Финансирование затрат на исполнение предлагаемого законопроекта предполагается из федерального бюджета за счет изменения статей расхода, социальная помощь малоимущим гражданам, субсидий на жилищно-коммунальные услуги, сокращение расходов на государственное управление, уменьшение профицита Федерального бюджета, а также за счет введения нового налога на сверхдоходы физических и юридических лиц на 2 процента.
Законопроектом предусматривается повышение размера ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей и предоставление права на получение ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, не работающим (не учащимся) матерям либо отцам, другим родственникам и опекунам, осуществляющим уход за ребенком.
Ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей до 16 летнего возраста, предлагается в размере 500 руб., размер ежемесячного пособия увеличивается на 20 процентов величины ежемесячного пособия на каждого последующего ребенка, родившегося или усыновленного в семье, но не более 80 процентов величины ежемесячного пособия на первого ребенка. Дополнительные расходы на выплату ежемесячных пособий из Федерального бюджета будут следующими:
1. В 2002 году 18 миллионов детей, имеющих право на получение пособия по 500 руб. это 30% от прожиточного минимума на май 2002 г. 18000000 чел. х 500 руб. = 9000000000 руб.
2. На второго ребенка потребуется 5400000 чел. х 100 руб. = 540000000 руб.
3. На третьего ребенка потребуется 1368000 чел. х 100 руб. = 136800000 руб.
4. На четвертого ребенка потребуется 414000 чел. х 100 руб. = 41400000 руб.
5. На пятого ребенка 306000 чел. х 100 руб. = 30600000 руб.
6. Итого дополнительно с# Федерального бюджета на выплату ежемесячных пособий на детей потребуется в расчете на год 9000 + 540 + 136 + 41,4 + 30,6 = 9748,8 миллионов рублей - 1260 миллионов рублей = 8488,8 х 12 = 101865,6 миллионов рублей (где 1260 млн.руб. сумма выплачиваемого пособия в месяц по действующему закону).
Поскольку в Госкомстате Российской Федерации и в Минтруде сведений о численности рождающихся детей у неработающих (не учащихся) родителей нет, в связи с этим считаем возможным исходить из данных по Белгородской области.
Численность детей, родившихся в Белгородской области в 2001 году, 12330 человек. Из них численность детей, родившихся у неработающих родителей в 2001 году 2350 человек, что составляет 19% от родившихся детей в целом по области.
Эти 19% учтем как среднестатистическое по Российской Федерации.
Численность детей, родившихся в России за 2001 год 1311604 человека.
Численность детей, родившихся в семьях неработающих родителей, исходя из среднестатистических 19%, составит 249204 чел.
1. Расходы на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет:
500 руб. х 249204 чел. = 124.600.000 руб. в месяц.
124600000 руб. х 18 месяцев = 2242800000 руб. в год.
2. Всего дополнительных расходов, выделяемых из федерального бюджета, на исполнение предлагаемого законопроекта потребуется:
101865,6 млн. руб. + 2242,8 млн. руб. = 104108,4 млн. руб.
В расчетах использованы данные Госкомстата России, Министерства труда и социального развития РФ о численности детей и количества семей, имеющих 1, 2, 3 и более детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.