Проект федерального закона N 319844-3
"О правовом положении военных учреждений"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
перечень законодательных актов для изменения
финансово-экономическое обоснование
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 2)
Глава II. Особенности правового положения военного (ст.ст. 3 - 12)
учреждения как юридического лица
Глава III. Имущество военного учреждения (ст.ст. 13 - 15)
Глава IV. Особенности регулирования договорных (ст.ст. 16 - 18)
отношений с участием военных учреждений
Глава V. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 19 - 20)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения, порядок формирования и использования имущества военных учреждений, особенности регулирования договорных отношений с их участием.
2. Под военными учреждениями понимаются организации (органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, образовательные, научные, медицинские и иные организации) входящие в систему федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба и зарегистрированные в организационно-правовой форме федерального государственного учреждения.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на военные учреждения Российской Федерации, дислоцированные на территории иностранных государств, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное.
3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы исполнительной власти), и созданные в форме федеральных государственных унитарных предприятий, являющихся юридическими лицами, правовое положение которых определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Статья 2. Правовое положение военных учреждений
1. Военные учреждения создаются в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства в соответствии с задачами и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими международными договорами Российской Федерации.
2. Военное учреждение как юридическое лицо действует на основании устава или общего (типового) положения об учреждениях данного вида, утверждаемого Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или руководителем федерального органа исполнительной власти.
3. Военное учреждение имеет действительное, а при необходимости и условное наименования. Действительное и условное наименования военного учреждения устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти. Данные о действительных наименованиях военных учреждений предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
4. Военное учреждение приобретает статус юридического лица со дня внесения соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.
5. Правовое положение военных учреждений как юридических лиц определяется гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Особенности правового положения отдельных видов военных учреждений, в том числе образовательных, научных, медицинских и иных, определяются также законодательством Российской Федерации о соответствующих видах деятельности этих учреждений.
Глава II. Особенности правового положения военного учреждения как юридического лица
Статья 3. Военное учреждение как юридическое лицо
1. Военное учреждение, зарегистрированное в качестве юридического лица, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, за исключением имущества, указанного в пункте 1 статьи 15 настоящего Федерального закона. По отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным видом деятельности военных учреждений, может быть ограничено право на полное возмещение убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Военное учреждение как юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права в пределах полномочий, установленных учредительными документами, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету.
2. Военное учреждение как юридическое лицо, кроме открываемых в установленном порядке лицевых счетов в органах федерального казначейства, вправе в установленных законодательством Российской Федерации случаях открывать счета в банках на территории Российской Федерации. Открытие военным учреждением счетов в банках за пределами территории Российской Федерации разрешается в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 4. Организационно-правовая форма военных учреждений
Военное учреждение может создаваться и действовать как юридическое лицо в форме федерального государственного учреждения.
Статья 5. Особенности создания и ликвидации военного учреждения
1. Статус юридического лица может быть предоставлен как существующей организации, так и вновь создаваемому военному учреждению. Предоставление существующей организации статуса юридического лица осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации применительно к созданию юридического лица.
2. Ликвидация военных учреждений как юридических лиц осуществляется учредителями в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военное учреждение может быть лишено статуса юридического лица на основании решения его учредителя без ликвидации указанной организации. Лишение военного учреждения статуса юридического лица осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации применительно к реорганизации юридических лиц.
Статья 6. Учредители военных учреждений
Учредителем военного учреждения является федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого оно находится.
В установленных законодательством Российской Федерации случаях учредителем военного учреждения является Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации.
Статья 7. Наименование и место нахождения военного учреждения
1. Военное учреждение как юридическое лицо имеет условное наименование (при отсутствии условного наименования - действительное наименование), которое указывается в учредительных документах военного учреждения. В условном наименовании, содержащем слова "войсковая часть", организационно-правовая форма военного учреждения не указывается.
2. Военное учреждение имеет печать, штампы и бланки, на которых указывается его условное наименование (при отсутствии условного наименования - действительное наименование).
3. Место нахождения военного учреждения определяется местом нахождения органа указанного военного учреждения, если учредительными документами не предусмотрено указание в качестве места нахождения военного учреждения место нахождения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого оно находится.
Статья 8. Учредительные документы военного учреждения
1. Учредительными документами военного учреждения являются устав или общее (типовое) положение об учреждениях данного вида.
2. В учредительных документах военного учреждения должны содержаться сведения, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
3. В учредительных документах военного учреждения указываются виды деятельности, приносящей доходы, которые оно имеет право осуществлять, а также порядок использования полученных доходов и приобретенного за счет этих доходов имущества. Предпринимательская и иная приносящая доходы деятельность военного учреждения, не указанная в его учредительных документах, запрещается.
Статья 9. Представительства и филиалы военного учреждения
Военное учреждение по решению федерального органа исполнительной власти, в ведении которого оно находится, может создавать свои представительства и филиалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Участие военного учреждения в создании других юридических лиц
Военное учреждение может участвовать в создании других юридических лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по решению федерального органа исполнительной власти, в ведении которого оно находится.
Статья 11. Руководитель органа военного учреждения и порядок его назначения
1. Органом военного учреждения является его руководитель.
2. Назначение руководителя военного учреждения, руководителей его представительств и филиалов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе для назначения военнослужащих на воинские должности, а на должности, замещаемые лицами гражданского персонала - в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Особенности государственной регистрации военного учреждения
1. Военные учреждения, учредителями которых является Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, подлежат государственной регистрации как юридические лица в порядке, определяемом Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц".
2. Военные учреждения, за исключением указанных в пункте 1 настоящей статьи, подлежат государственной регистрации как юридические лица в федеральных органах исполнительной власти, являющихся их учредителями, в порядке, согласованном с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц". При этом данные о государственной регистрации указанных военных учреждений в единый государственный реестр юридических лиц не включаются и предоставляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
3. Государственная регистрация военного учреждения, дислоцированного на территории иностранного государства, осуществляется на территории Российской Федерации по месту государственной регистрации федерального органа исполнительной власти, в ведении которого оно находится.
Глава III. Имущество военного учреждения
Статья 13. Права собственника имущества военного учреждения
1. Имущество военного учреждения является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Имущество военного учреждения, приобретенное в результате осуществления приносящей доходы деятельности, является федеральной собственностью.
2. От имени Российской Федерации права собственника имущества военного учреждения осуществляет Правительство Российской Федерации. В установленных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации случаях указанные права осуществляет федеральный орган исполнительной власти по управлению государственным имуществом или соответствующий федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится военное учреждение.
3. Федеральный орган исполнительной власти вправе передавать и (или) перераспределять между подведомственными военными учреждениями имущество, находящееся в их оперативном управлении.
Федеральный орган исполнительной власти вправе поручить осуществление указанных полномочий своим территориальным органам.
Статья 14. Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество военного учреждения
1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество военного учреждения осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
2. Включение данных о государственной регистрации прав на недвижимое имущество военного учреждения в единый государственный реестр осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
3. Федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся военные учреждения, независимо от государственной регистрации, осуществляет специальный учет отдельных видов недвижимого имущества.
Перечни указанных видов имущества определяются Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти.
Статья 15. Особенности гражданского оборота отдельных видов имущества военного учреждения
1. Отдельные виды имущества военного учреждения, в том числе вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию, результаты научно-исследовательских и проектных работ по созданию вооружения и военной техники, стратегические объекты и материалы и другие аналогичные виды имущества относятся к объектам гражданских прав, изъятым из оборота, и не могут быть предметом гражданско-правовых сделок. Перечень имущества, изъятого из оборота, определяется федеральным законом.
2. Отдельные виды имущества военного учреждения относятся к ограниченным в обороте объектам гражданских прав и могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо находиться в обороте по специальному разрешению.
Перечень имущества, относящегося к ограниченным в обороте объектам гражданских прав, порядок принятия решений по его приобретению и отчуждению устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава IV. Особенности регулирования договорных отношений с участием военных учреждений
Статья 16. Правовое регулирование отношений с участием военных учреждений
1. Отношения военного учреждения с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится, и иными организациями, входящими в систему этого федерального органа исполнительной власти, строятся на основе административного подчинения и регулируются нормами военного законодательства Российской Федерации.
2. Имущественные отношения военных учреждений как юридических лиц с иными юридическими и физическими лицами регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Статья 17. Особенности исполнения договоров с участием военных учреждений
1. Организации, обеспечивающие энергоснабжение, снабжение через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой, электросвязью и другими товарами в местах дислокации воинских подразделений военных учреждений, не вправе в одностороннем порядке отказаться от заключения соответствующих договоров снабжения. Заключение указанных договоров осуществляется на основании типовых форм договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
2. Организации, заключившие с военными учреждениями договоры энергоснабжения, договоры снабжения через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой, электросвязью и другими товарами, не вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения указанных договоров в отношении военных учреждений, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 18. Особенности заключения публичных договоров военными учреждениями
1. Военные учреждения при заключении предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации публичных договоров вправе оказывать предпочтения отдельным категориям потребителей - военнослужащим и гражданскому персоналу военных учреждений, а также предоставлять льготы по цене товаров, работ, услуг и иным условиям публичных договоров указанным категориям потребителей.
2. Порядок оказания предпочтений и предоставления льгот военнослужащим и гражданскому персоналу военных учреждений при заключении ими публичных договоров устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Глава V. Заключительные и переходные положения
Статья 19. Приведение нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
2. Учредительные документы военных учреждений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение 1 года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.