Заключение Комитета Государственной Думы РФ по международным делам
от 24 апреля 2003 г.
на проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов" (далее - Договор о СНП)
(внесен Президентом Российской Федерации)
Комитет по международным делам рассмотрел на своем заседании 14 марта 2003 года проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов" (N 272852-3), внесенный Президентом Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу 9 декабря 2002 года.
В ходе рассмотрения Договора о СНП в Государственной Думе РФ высказывались мнения, что при его ратификации необходимо решить также ряд других проблем военно-стратегического, военно-технического, экономического и политического характера. В частности, отмечалась целесообразность сохранения оптимальной для Российской Федерации структуры стратегических ядерных сил (СЯС), применения наиболее экономичных процедур утилизации стратегических наступательных вооружений.
Рабочей группой, состоящей из депутатов Государственной Думы РФ и представителей заинтересованных министерств и ведомств, были подготовлены предложения для возможного включения в проект федерального закона о ратификации Договора о СНП. Данные предложения по решению Совета Государственной Думы были направлены Президенту РФ. 10 марта 2003 года Президент РФ внес в Государственную Думу новый проект закона о ратификации Договора о СНП, в котором все предложения, разработанные рабочей группой, были учтены.
Наиболее важными положениями законопроекта являются следующие. В статье 4 дана трактовка понятия "исключительные обстоятельства", при наступлении которых Россия, по условиям Договора, может воспользоваться правом выхода из него. В их число включены, в частности, существенное нарушение Соединенными Штатами Америки Договора о СНП, развертывание другим государством или группой государств системы противоракетной обороны, способной существенно снизить эффективность стратегических ядерных сил Российской Федерации, а также наращивание другим государством или группой государств стратегических наступательных вооружений. Такая постановка вопроса даст возможность при возникновении данных обстоятельств принять меры для защиты высших государственных интересов страны.
В статье 2 проекта закона фиксируются ключевые условия реализации Договора СНП Российской Федерацией, в числе которых главным является сохранение стратегических ядерных сил России на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности.
Данный законопроект (статья 3) определяет функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации по обеспечению выполнения Договора о СНП и порядок представления Федеральному Собранию доклада Правительства о ходе выполнения Договоров в области сокращения СНВ и СНП. Представление доклада в Палаты Федерального Собрания повысит их роль в разработке политики РФ в области ядерного разоружения, а также расширит возможности контроля за выполнением Договора.
В результате обсуждения Комитет по международным делам счел целесообразным рекомендовать Государственной Думе принять федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов" и ратифицировать Договор о СНП без оговорок.
Председатель Комитета |
Д.О.Рогозин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.