Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" разработан Правительством Российской Федерации во исполнение пункта 5 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. N 2179-III ГД "О принятии в третьем чтении проекта федерального закона N 125501-3 "О федеральном бюджете на 2002 год".
Законопроект (статья 1) предусматривает установление таможенных льгот в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин для товаров, кроме подакцизных, в том числе оборудования, включая комплектующие и запасные части к нему, ввезенных (ввозимых) на таможенную территорию Российской Федерации по договорам (соглашениям, контрактам), финансирование которых было открыто до 1 августа 1998 г. включительно и осуществлялось за счет связанных кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, привлеченных под гарантии Правительства Российской Федерации.
Необходимость и целесообразность установления такой таможенной льготы состоит в следующем.
Существовавшие в 1993 - 1995 гг. (периоде подписания соглашений о кредитах и контрактов на поставку товаров) льготы по уплате таможенных платежей (налог на добавленную стоимость и ввозная таможенная пошлина) для некоторых видов технологического оборудования, оплаченного за счет связанных иностранных кредитов, которые были привлечены Правительством Российской Федерации для развития промышленности путем строительства, модернизации, технического перевооружения и реконструкции предприятий, являлись формой государственной поддержки ряда российских предприятий - получателей данного оборудования.
Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 31-ФЗ "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности" отменил льготы по таможенным платежам, не установленные федеральными законами, что не могло быть учтено Минфином России и предприятиями после заключения договоров займа. Эти обстоятельства, а также падение курса рубля к доллару после августа 1998 г. привели к существенному увеличению рублевой стоимости данного оборудования.
Рост стоимости ввезенного оборудования, в свою очередь, привел к невозможности уплаты рядом предприятий-должников таможенных платежей. До настоящего времени поставленное до 1999 г. иностранными поставщиками оборудование для российских предприятий, не располагающих средствами на оплату таможенных пошлин, не растаможено, что препятствует его вводу в эксплуатацию, получению запланированных доходов и, соответственно, является главной причиной просрочки возврата в федеральный бюджет предоставленных предприятиям кредитов.
Около 150 предприятий из более чем 230 заемщиков Минфина России по связанным иностранным кредитам, предоставленным под гарантии Правительства Российской Федерации, не смогло найти необходимые средства для полной и своевременной уплаты не предусмотренных бизнес-планом таможенных платежей. В результате данное оборудование оказалось задержано на таможенных складах и складах временного хранения.
С целью уменьшения бремени таможенных платежей Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 129-ФЗ "Об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость в 1998 году по ввезенным на территорию Российской Федерации оборудованию и товарам" и Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", а также принятым в соответствии с последним законом постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. N 806 "Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации" восстанавливались временно льготы по уплате данного налога для некоторых видов технологического оборудования, оплата которых осуществлялась за счет привлеченных под гарантии Правительства Российской Федерации связанных иностранных кредитов. Однако глава 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, вступившая в силу с 1 января 2001 г., уже не содержит норму о предоставлении такой льготы.
Для ряда предприятий-заемщиков предоставление льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины является единственно возможным способом завершить таможенное оформление оборудования и наладить производство продукции, улучшить свое финансовое состояние и урегулировать задолженность перед федеральным бюджетом.
Поскольку Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-I "О таможенном тарифе" (статьи 3 и 34) установлен запрет на предоставление индивидуальных тарифных льгот, не позволяющий изменять ставки таможенных пошлин в зависимости от лиц, перемещающих товары, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом, то отмена таможенных пошлин в отношении ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации оборудования, оплата которого осуществлялась за счет средств связанных иностранных кредитов, привлеченных под гарантии Правительства Российской Федерации, возможна путем внесения предлагаемого дополнения в статью 35 данного Закона.
Законопроект (статья 2) также устанавливает, что не уплачиваются таможенные пошлины, начисленные за ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, а также не взыскиваются пени и штрафы, начисленные в связи с неуплатой таможенных пошлин, которые не были уплачены на момент вступления в силу указанного федерального закона.
Согласно статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации могут иметь обратную силу акты законодательства, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, или иным образом улучшающие их положение, если прямо предусматривают это. К тому же имеют обратную силу акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты налогоплательщиков. Эти нормы распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
По информации Минфина России, суммы предполагаемых платежей ввозных таможенных пошлин по данным товарам не учитывались в составе доходов федерального бюджета на 2003 год, соответственно не требуется внесение изменений в федеральный закон о бюджете текущего года, как это предписано Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 53). В этой связи данный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования (статья 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации").
После принятия данного закона Правительство Российской Федерации утвердит перечень товаров, ввезенных (ввозимых) на таможенную территорию Российской Федерации по договорам (соглашениям, контрактам), финансирование которых было открыто до 1 августа 1998 года включительно и осуществлялось за счет связанных кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, привлеченных под гарантии Правительства Российской Федерации, с целью получения их владельцами таможенной льготы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Экономическая целесообразность предоставления льготы в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин для товаров, кроме подакцизных, в том числе оборудования, включая комплектующие и запасные части к нему, ввезенных (ввозимых) на таможенную территорию Российской Федерации по договорам (соглашениям, контрактам) на поставку, финансирование которых было открыто до 1 августа 1998 г. включительно и осуществлялось за счет связанных кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, привлеченных под гарантии Правительства Российской Федерации, состоит в следующем.
До марта 1995 г. при принятии Правительством Российской Федерации решений о привлечении связанных иностранных кредитов для закупки указанных товаров действовали льготы по уплате налога на добавленную стоимость и ввозных таможенных пошлин, что учитывалось предприятиями-заемщиками в технико-экономических обоснованиях инвестиционных проектов. Однако их отмена привела к росту затрат предприятий по таможенной очистке товаров, которые должны быть осуществлены до установки и пуска оборудования в эксплуатацию. Сумма дополнительных расходов оказалась чрезмерной для 150 из 230 заемщиков.
По результатам проверки Главного контрольного управления Президента Российской Федерации, в 2002 г. на таможенных складах и складах временного хранения скопилось указанных товаров на сумму около 19 млрд.рублей. Увеличивается задолженность предприятий по затратам на его хранение, таможенные органы начисляют различные штрафные санкции. По информации предприятий, в ряде случаев данное оборудование длительное время хранится в ненадлежащих условиях, что влечет его порчу, ускоренное физическое старение, сокращение срока службы, а также увеличивает расходы по наладке и вводу в эксплуатацию. Имеются случаи обращения взыскания на данные товары таможенными органами за неуплату таможенных платежей. При этом его продажа с торгов осуществлялась по стоимости в десятки раз меньше контрактной. Таким образом, оставаясь должниками, некоторые предприятия фактически уже лишились оборудования, за счет доходов от эксплуатации которого они должны были погасить задолженность и уплатить проценты.
Задержка оборудования на таможне практически привела многие предприятия к банкротству, так как наступили сроки уплаты по долговым обязательствам перед Минфином России и Внешэкономбанком за поставленное по связанным иностранным кредитам оборудование.
Минфин России как гарант по внешним кредитным соглашениям Российской Федерации регулярно осуществляет за счет средств федерального бюджета платежи иностранным кредиторам. За период 2000 - 2002 гг. сумма выплат по связанным иностранным кредитам, осуществленная за счет средств федерального бюджета, составила 2024 млн. долл. США, в том числе погашение основного долга - 1607,9 млн. долл. США, обслуживание долга - 416,1 млн. долл. США.
При этом суммы, перечисленные российскими заемщиками в счет исполнения своих долговых обязательств по указанным кредитам, составили за этот же период 1637,7 млн. долл. США, что на 19% меньше. Продолжается непрерывный рост объема просроченной задолженности таких заемщиков, который на 1 января 2003 года составил 3564,3 млн. долл. США.
По данным ГТК России, расчетная сумма таможенных пошлин, а также пеней и штрафов, начисленных в связи с их неуплатой, которые подлежали бы уплате при выпуске в свободное обращение технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, закупленного в счет связанных иностранных кредитов, находящегося на складах временного хранения и таможенных складах, составляет около 1,7 млрд. рублей, включая ввозную таможенную пошлину - 1,2; пени - 0,3; штрафы - 0,2.
Восстановление льготы по уплате таможенной пошлины для данных товаров позволит заемщикам растаможить, ввести в эксплуатацию оборудование и начать постепенное погашение задолженности. Такая мера значительно повысит эффективность реструктуризации задолженности по целевым иностранным кредитам и кредитам в иностранной валюте, предоставленных юридическими лицами за счет средств федерального бюджета, как предусмотрено статьей 113 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", статьей 118 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2002 г. N 574.
Положительный эффект для федерального бюджета и экономики страны в целом от ввода простаивающего в настоящее время оборудования в эксплуатацию и уплата предприятиями своей задолженности перед Минфином России и федеральным бюджетом значительно превысит поступление в федеральный бюджет средств, полученных в случае продажи оборудования с торгов за неуплату таможенных платежей, или в случае принятия имущества в натуре в качестве исполнения обязательств заемщиков по бюджетным кредитам в соответствии со статьей 117 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год".
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению и принятию
Принятие федерального закона "О внесении дополнения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения и принятия иных федеральных законов.
Перечень
актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом "О внесении дополнения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и обеспечивающих его исполнение
1. Принятие федерального закона "О внесении дополнения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Федеральный закон) не потребует принятия правовых актов Президента Российской Федерации.
2. Для исполнения федерального закона требуется принять распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении перечня товаров, кроме подакцизных, в том числе оборудования, включая комплектующие и запасные части к нему, ввезенных (ввозимых) на таможенную территорию Российской Федерации по договорам (соглашениям, контрактам), финансирование которых было открыто до 1 августа 1998 г. включительно и осуществлялось за счет связанных кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, привлеченных под гарантии Правительства Российской Федерации (далее - распоряжение).
Распоряжение будет содержать перечень товаров, которые подпадают под действие установленной федеральным законом таможенной льготы, с указанием краткого наименования товара и его кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, а также перечень организаций с указанием их наименований и номеров заключенных ими договоров (соглашений, контрактов) на поставку указанных товаров.
Необходимость принятия распоряжения обусловлена прямой ссылкой на такой правовой акт Правительства Российской Федерации в норме статьи 1 данного федерального закона и связана с необходимостью уточнения круга товаров, на которые распространяется вводимая льгота, и установления организаций, их закупивших и не проведших их таможенное оформление, так как Федеральный закон устанавливает определенные требования, которым должны соответствовать данные товары и их владельцы, а именно:
освобождению от уплаты таможенной пошлины подлежат товары, закупленные за счет связанных кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, привлеченных под гарантии Правительства Российской Федерации,
финансирование договоров (соглашений, контрактов) на поставку данных товаров было открыто до 1 августа 1998 г.
Головным исполнителем проекта распоряжения Правительства Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации, соисполнителями - Государственный таможенный комитет Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации при участии Внешэкономбанка.
В период рассмотрения данного законопроекта в Федеральном Собрании Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации совместно с соисполнителями и предприятиями - владельцами указанных товаров будет проводит# работу по уточнению перечня товаров. После вступления в силу федерального закона Министерство финансов Российской Федерации завершит подготовку проекта распоряжения в 3-х месячный срок и представит его в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.