Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации"
Названный законопроект направлен на уточнение отдельных положений статьи 5 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" с целью приведения их в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 5 названного Федерального закона установлено, что в случае если Совет Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации, то выборы "назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в третье или четвертое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента Российской Федерации". Аналогичный порядок установлен пунктом 5 статьи 5 Федерального закона применительно к досрочным выборам Президента Российской Федерации: "выборы Президента Российской Федерации назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое или во второе воскресенье по истечении трех месяцев со дня досрочного прекращения своих полномочий Президентом Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 11 ноября 1999 года по делу о толковании статей 84 (пункт "б"), 99 (частей 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) указал на то, что "в силу статей 10 и 11 Конституции Российской Федерации и исходя из установленной ей системы сдержек и противовесов, никакие органы государственной власти не вправе осуществлять, а тем более присваивать не принадлежащие им конституционные полномочия". Данный вывод можно сделать также и в отношении органов, не являющихся органами государственной власти. В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 102 назначение выборов Президента Российской Федерации является исключительной прерогативой Совета Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, являясь государственным органом, не вправе осуществлять, присваивать не принадлежащий# ей конституционное полномочие.
Исходя из изложенного, с тем чтобы снять с Центральной избирательной комиссии исполнение несвойственных ей государственных полномочий, предлагается внести в статью 5 названного Федерального закона изменения, устанавливающие, что во всех случаях, когда Совет Федерации не назначает выборы Президента Российской Федерации они назначаются и проводятся в силу закона. При этом законопроектом фиксируется день, когда должно проводиться голосование по выборам Президента Российской Федерации.
На это направлено положение законопроекта, согласно которому если Совет Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации, то выборы считаются назначенными на предпоследнее воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации, а в случае досрочных выборов - на первое воскресенье по истечении трех месяцев со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации.
Если воскресенье, на которое должно быть назначено голосование, совпадает с предпраздничным или нерабочим праздничным днем либо с днем, следующим после нерабочего праздничного дня, а также с воскресеньем, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем, то выборы считаются назначенными на первое следующее воскресенье.
Эти положения исключают возможность принятия либо непринятия решения о проведении выборов Президента Российской Федерации и назначения дня голосования по усмотрению какого бы то ни было органа, либо произвольного смещения сроков выборов.
С тем, чтобы обеспечить в указанных выше исключительных условиях соблюдение сроков проведения выборов Президента Российской Федерации, установленных Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает и публикует решение о проведении голосования в день, следующий за днем истечения установленного названным Федеральным законом срока принятия решения о назначении выборов Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Дублирование положений пункта 7 статьи 5 Федерального закона в пунктах 3 и 5 призваны обеспечить изложение в каждом из них всех элементов правовой нормы, направленной на регулирование указанных выше исключительных ситуаций.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.