Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О политических партиях" и внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Разработка и внесение данного законопроекта в Государственную Думу вызвана необходимостью упорядочения участия политических партий в процессе формирования органов государственной власти в Российской Федерации.
Действующее законодательство предъявляет к политическим партиям развернутую систему требований, устанавливает жесткие условия их создания и функционирования. Основным предназначением данных требований является обеспечение надлежащего конституционно-правового статуса самих политических партий, содействие гражданскому обществу в формировании и выражении его политической воли на выборах. В то же время законодательство предусматривает помимо участия политических партий фактическое участие в выборах еще и общероссийских общественных организаций и движений. При этом перечень требований к общественным объединениям явно несопоставим с требованиями к политическим партиям.
Федеральный закон "О политических партиях" предусматривает, что политическая партия является единственным субъектом избирательного процесса, наделенным исключительными правами по самостоятельному выдвижению кандидатов в депутаты и по участию в выборах и референдумах. Исходя из этого, в законодательство о политических партиях были заложены специальные требования к условиям и процедуре создания политической партии, введены специальные требования к созданию и деятельности региональных отделений партий, установлены ограничения финансово-хозяйственной деятельности партии, механизм государственного финансирования партии, участвующей в выборах, а также основания, способы и последствия контроля за деятельностью политических партий.
Необходимо отметить, что законодательством установлены такие специальные ограничения, как ограничения относительно размеров и источников финансирования политических партий (ее предпринимательской деятельности), участия в деятельности партий и избирательном процессе иностранных граждан, организаций и государств (к такому специальному регулированию можно, в частности, отнести ограничения, установленные ст.23 относительно членства в политической партии иностранных граждан и лиц без гражданства, ст.30 - относительно пожертвований политической партии от иностранных граждан и организаций и др.).
Очевидно, что указанные ограничения имеют своей целью также предотвращение влияния криминальных структур, иностранных организаций, граждан и государств в целом на политическую партию, как субъекта избирательного процесса. Однако, если закон о политических партиях, с одной стороны, устанавливает довольно жесткие ограничения, в том числе относительно анонимных источников пожертвований, то законодательство об общественных объединениях этому не препятствует. В этих условиях ограничения, установленные для политических партий в избирательном законодательстве, не могут быть реализованы в силу участия в избирательных блоках общественных объединений с нефиксированным членством и неясными источниками поступления финансовых средств.
Кроме того, нарушается принцип равенства общественных объединений. По предварительной оценке в настоящее время с учетом установленных избирательным законодательством ограничений в создании избирательных блоков в выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы имеют право принимать участие более 300 общероссийских общественных объединений. Однако, исходя из количества зарегистрированных политических партий, реально в создании избирательных блоков смогут принять участие не более 100 таких объединений. Таким образом, действующее законодательство априори ставит в неравное положение сходные по своему правовому положению и статусу общественные объединения.
Существует также элемент неясности в процессе взаимодействия участников избирательного блока - политических партий и общественных объединений - после того, как указанный блок будет допущен к распределению депутатских мандатов.
Учитывая изложенное, в законопроекте предлагается поэтапно внести изменения в положения федеральных законов "О политических партиях" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", предусматривающие возможность участия в избирательных блоках таких общероссийских общественных объединений, как общероссийские общественные организации и движения.
Предлагается установить, что общероссийские общественные организации и движения будут участвовать в составе избирательных блоков только в ближайших выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. При этом предлагается уточнить список общероссийских общественных организаций и движений, которые не будут иметь право участвовать в избирательных блоках, с тем, чтобы сбалансировать требования, предъявляемые к политическим партиям и иным участникам блока.
После проведения ближайших выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в законопроекте предлагается исключить возможность участия в выборах в органы государственной власти иных, кроме политических партий, общественных объединений.
Законопроект не предусматривает расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О политических партиях" и внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Принятие указанного закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О политических партиях" и внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
В связи с принятием данного закона потребуется внесение изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.