Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Фонд социального страхования Российской Федерации, являясь фондом общественного потребления, призван удовлетворять самые насущные социальные потребности населения, в том числе обеспечивать пособия по временной нетрудоспособности, пособия по материнству и детству, нести расходы по оздоровлению участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (правда, за счет средств федерального бюджета), оплачивать путевки на оздоровление работников и их детей, вести другие выплаты.
Но в последнее время доходы Фонда социального страхования растут значительно медленнее роста стоимости жизни населения России, то есть его значение как средства компенсации страховых рисков и различных материальных потерь сокращается. Так согласно проекта# федерального закона N 235272-3 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год", внесенного Правительством РФ, доходы Фонда составят в 2003 году 129561 миллион рублей против 127102 миллионов в 2002 году. То есть рост всего на 1 процент, что не компенсирует даже десятой части уровня инфляции.
В проекте бюджета Фонда социального страхования на 2003 год значительно сужен перечень направлений социальной поддержки населения. Впервые за многие годы с 1 января 2003 года отменяется финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления работников, членов их семей и участников Великой Отечественной войны. В результате этого около 600 тысяч российских граждан потеряют возможность по медицинским показаниям поправить свое здоровье за счет средств общественного потребителя.
В 2003 году бюджет Фонда соцстраха замораживает на уровне 2002 года средства на оздоровление детей, планируя на эти цели всего 8273 млн. рублей. Реально это с учетом инфляции как минимум на 14 процентов меньше суммы 2002 года.
Полностью исключено частичное финансирование детско-юношеских спортивных школ, хотя в бюджете Фонда на 2002 год для этих целей выделено 950 млн. рублей.
Сокращение финансирования социальных потребностей за счет средств Фонда социального страхования никак не соответствует социально-экономической ситуации в России. С одной стороны, есть какие-то положительные тенденции в экономике. С другой - уровень жизни большинства населения не растет, более 40 миллионов россиян находятся за чертой бедности. Более того, обстановка усугубляется. Так, если в 2002 году отношение минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму работника составляло 24,4 процента, то в 2003 году оно снижается до 21,6 процента.
Главной причиной снижения доходов, соответственно - финансовых возможностей Фонда социального страхования Российской Федерации является введение единого социального налога и снижение тарифов с 5,4 процента на фонд оплаты труда до ставки налога 4 процента (это уменьшение на 35 процентов) с понижением ставки по мере роста доходов в расчете на одного застрахованного работника. За счет этого, при прочих равных условиях, бюджет Фонда соцстраха недобирает в 2003 году 32 миллиарда рублей.
Более того, падающая шкала ставки единого социального налога приводит к тому, что средневзвешенная величина этой ставки в 2003 году составляет всего 3,2 процента на фонд оплаты труда.
В представляемом проекте федерального закона вносятся изменения в статью 241 "Ставки налога". Начальная ставка социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования, устанавливается в размере 5,4 процента вместо существующей 4,0 процента. Понижение ставки в зависимости от величины налоговой базы на каждого отдельного работника по градациям доходов (100000 - 300000 - 600000 - свыше 600000 рублей) сохраняется. Общая ставка единого социального налога по всем трем направлениям его использования (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) увеличивается с 35,6 процента до 37 процентов.
Полностью сохраняется действующая льготная система выплаты единого социального налога для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Изменение ставки единого социального налога в части, зачисляемой в Фонд социального страхования, с 4,0 до 5,4 процента может в расчете на год увеличить доходную часть Фонда в 2003 году на 30 миллиардов рублей. По отношению ко всем налоговым платежам в Российской Федерации в 2003 году (1892 млрд. рублей) дополнительные 30 млрд. рублей составляют рост нагрузки на 1,5 процента.
Законопроект предлагает ввести новую ставку единого социального налога с 1 апреля 2002 года, что дает возможность налогоплательщикам подготовиться и плавно перейти год# расчетное увеличение доходов Фонда социального страхования составит 22,5 миллиарда рублей.
Эта сумма позволит профинансировать в 2003 году санаторно-курортное лечение работников, членов их семей, участников Великой Отечественной войны, выделить средства на частичное содержание детско-юношеских спортивных школ, решить часть других социальных проблем, обеспечиваемых Фондов#.
Изменение ставки налога будет способствовать в первую очередь укреплению здоровья населения России, устранению причин социального напряжения, что многократно окупит те небольшие затраты, которые понесут работодатели.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
При изменении ставки единого социального налога в части, зачисляемой в Фонд социального страхования, с 4,0 до 5,4 процента от Фонда оплаты труда и с сохранением действующей регрессивной шкалы поступление в бюджет фонда соцстраха применительно к расчетным данным 2003 года будет следующим (миллиардов рублей):
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года |
Действующее законодательство (начальная ставка 4,0%) |
По внесенному законопроекту (начальная ставка 5,4%) |
|||
Действующая ставка налога |
Расчетная сумма, поступаю- щая в бюджет фонда |
Расчетная ставка налога |
Расчетная сумма, поступаю- щая в бюджет Фонда |
Откло- нение |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
До 100000 рублей |
4,0 процента | 91,24 | 5,4 процента | 111,77 | 20,53 |
От 100001 рубля до 300000 рублей |
4000 рублей + 2,2 процента с суммы, превышающей 100000 рублей |
9,37 | 5400 рублей + 2,2 процента с суммы, превышающей 100000 рублей |
10,01 | 0,64 |
От 300001 рубля до 600000 рублей |
8400 рублей + 1,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей |
1,54 | 9800 рублей + 1,1 процента с суммы, превышающей 300000 рублей |
1,55 | 0,01 |
Свыше 600000 рублей |
11700 рублей | 0,44 | 13100 рублей | 0,47 | 0,03 |
Поступление налога всего |
102,59 | 123,8 | 21,21 |
По действующему законодательству (начальная ставка налога 4,0 процента) в первом квартале 2003 года в бюджет Фонда социального страхования от единого социального налога поступает 21,81 млрд. рублей (по группам работников в зависимости от годового дохода: до 100,0 тыс. рублей - 18,5 млрд. рублей; от 100,0 до 300,0 тыс. рублей - 2,61 млрд. рублей; от 300,0 до 600,0 тыс. рублей - 0,48 млрд. рублей; свыше 600,0 тыс. рублей - 0,22 млрд. рублей).
Так как предлагается ввести новую начальную ставку единого социального налога - 5,4 процента - с 1 апреля, то до конца 2003 года поступления в бюджет Фонда социального страхования могут увеличиться следующим образом:
- поступления при действующей ставке (4,0%) - 80,78 млрд. рублей;
- поступления при увеличенной ставке (5,4%) - 101,99 млрд. рублей.
Общее возможное увеличение доходов Фонда от единого социального налога:
101,99 - 80,78 = 21,21 млрд. рублей.
Применительно к бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, повторно рассмотренному после отклонения Президентом РФ и принятому Государственной Думой 24 января 2003 года, доходы Фонда от единого социального налога возрастут:
102,59 + 21,21 = 123,8 млрд. рублей.
Соответственно, объем дохода Фонда увеличится на прирост доходов от единого социального налога:
134,52 + 21,21 = 155,73 млрд. рублей.
Это увеличение доходов Фонда социального страхования в 2003 году даст возможность решить многие социальные проблемы, к финансированию которых причастен Фонд социального страхования. Некоторое увеличение наловой нагрузки на работодателей многократно окупится в первую очередь за счет укрепления здоровья работников путем улучшения организации их оздоровления, в том числе санаторно-курортного. Так как совершенно очевидно, что производительность труда напрямую зависит от состояния здоровья работников.
Как следует из приложения 5 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год" (объем поступлений доходов федерального бюджета в 2003 году), все налоговые доходы составляют 1 триллион 892 миллиарда рублей. Естественно, платят их владельцы собственности и работодатели. В случае принятия предлагаемого закона об изменении начальной ставки единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования, общий налог в 2003 году для плательщиков увеличится на 21,21 млрд. рублей или на (21,21:1,892) х 100 = 1,1 процента.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует внесения изменений в действующее законодательство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.