Письмо Правительства РФ от 11 марта 2003 г. N 1477п-П12
"Заключение на проект федерального закона N 252540-3 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (об изменении ставки единого социального налога в части, зачисляемой в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации), внесенный депутатами Государственной Думы Б.Г.Кибиревым, А.П.Бурулько, А.И.Гаманенко и другими"
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Законопроектом предлагается увеличение ставки единого социального налога, исчисляемого для налоговой базы до 100000 рублей на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года и подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, с 4,0 процентов до 5,4 процентов. Исходя из этого, предусматривается внести соответствующие изменения в расчетную таблицу ставок в пункте 1 статьи 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению разработчиков проекта указанные предложения приведут к увеличению доходной части Фонда социального страхования Российской Федерации, что позволит профинансировать расходы по оплате путевок на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей, ветеранов войны, на оздоровление детей и т.д.
Согласно статье 234 Налогового кодекса Российской Федерации единый социальный налог предназначен для мобилизации средств в целях реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Зачисление единого социального налога носит строго целевой характер, и каждый из государственных социальных внебюджетных фондов получает определенную часть налога в соответствии с предусмотренной налоговой ставкой.
Практика применения единого социального налога позволяет отметить, что, несмотря на имевшиеся определенные трудности, связанные с переходом к уплате единого социального налога взамен отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, не произошло существенного уменьшения поступления средств в эти фонды и было обеспечено в необходимых объемах финансирование мероприятий по пенсионному обеспечению, социальному и медицинскому страхованию.
Установленная Налоговым кодексом Российской Федерации ставка единого социального налога в настоящее время позволяет в достаточном объеме выделять средства из бюджетов упомянутых фондов на выплаты пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, в связи с материнством и случай# смерти, на медицинское обслуживание в рамках программы обязательного медицинского страхования.
В Федеральном законе от 8 февраля 2003 года N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" предусмотрены ассигнования на оздоровление детей в сумме 11566,8 млн. рублей, а также ассигнования на оплату путевок для работников на долечивание в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения в сумме 1764,0 млн. рублей.
Кроме того, статьей 9 указанного Федерального закона установлено, что в случае поступления дополнительных доходов и снижения расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, указанные средства направляются на дополнительное финансирование расходов на оздоровление детей, оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников.
Одновременно сообщаем, что основным направлением налоговой политики, изложенным в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2003 год", является создание условий для роста деловой активности, которое обеспечивается проведением структурных преобразований, достижением социальной стабильности, повышением эффективности государственных расходов, снижением налоговой нагрузки на работодателя. Это также следует из Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы).
Необходимо отметить, что на заседании Правительства Российской Федерации 5 декабря 2002 г. при рассмотрении хода реализации налоговой реформы детально обсуждались вопросы совершенствования налогового законодательства в части снижения единого социального налога. По его итогам дано поручение заинтересованным министерствам и государственным социальным внебюджетным фондам проработать на основе анализа практики применения единого социального налога и расчетов по формированию бюджетов упомянутых фондов на среднесрочную перспективу вопросы существенного снижения ставок единого социального налога и совершенствования порядка его взимания, в том числе в части применения регрессивной шкалы данного налога.
Это обусловлено тем, что уровень налоговой нагрузки на расходы, связанные с оплатой труда, все еще остается достаточно высоким, несмотря на результаты введения единого социального налога взамен страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. В результате продолжает иметь место практика ухода (или минимизация) от налогообложения путем применения разного рода "серых" схем. Определенную проблему создает и резкое различие в размере налоговой ставки по налогу на прибыль и единому социальному налогу, поскольку в соответствии с действующим порядком расходы работодателей на оплату труда, произведенные за счет "чистой" прибыли, не включаются в базу для расчета единого социального налога.
Несмотря на то, что поправками, внесенными в прошлом году в режим применения единого социального налога, вступившими в силу с начала текущего года, была облегчена возможность доступа налогоплательщиков к регрессивной шкале налогообложения, подавляющая их масса продолжает уплачивать этот налог по максимальной ставке в 35,6 процента.
В целях дальнейшего ослабления налогового бремени, являющегося одной из основных целей налоговой реформы, Правительство Российской Федерации считает возможным пойти на снижение единого социального налога, но не ранее 2005 года.
Оценивая последствия уменьшения целевых источников для финансирования социальных программ, подлежащих осуществлению за счет средств единого социального налога, следует принять во внимание прогнозируемое увеличение к 2005 году доли расходов на оплату труда по отношению к ВВП, что должно расширить базу единого социального налога.
Кроме этого, часть потерь будет компенсирована за счет предполагаемого расширения налоговой базы в результате легализации работодателями заработной платы, укрываемой сейчас от налогообложения. К этому времени также должна начаться реализация мер по модернизации системы социального и медицинского страхования, следствием которой должна стать, в том числе, оптимизация расходов на цели социального и медицинского страхования, осуществляемых за счет средств единого социального налога.
В этой связи рассматривать в настоящее время предложения об увеличении ставки единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, представляется нецелесообразным.
Кроме того, следует отметить, что статья 2 представленного законопроекта, предусматривающая вступление его в силу с 1 апреля 2003 г., противоречит статье 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, которой установлен иной порядок вступления в силу актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, согласно которому они вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год).
Учитывая вышеизложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (об изменении ставки единого социального налога в части, зачисляемой в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации).
Заместитель Председателя |
В.Матвиенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 11 марта 2003 г. N 1477п-П12 "Заключение на проект федерального закона N 252540-3 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (об изменении ставки единого социального налога в части, зачисляемой в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации), внесенный депутатами Государственной Думы Б.Г.Кибиревым, А.П.Бурулько, А.И.Гаманенко и другими"
Текст письма официально опубликован не был