Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
Необходимость принятия данного законопроекта вызвана тем, что отдельные вопросы, затрагивающие интересы граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в стационарном обслуживании в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, не были урегулированы Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
Так Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" была предусмотрена норма (статья 122), согласно которой пенсионерам, независимо от основания назначения и вида пенсии, проживающим в государственных или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, выплачивалось 25 процентов назначенной пенсии.
Разница между суммой назначенной и выплачиваемой пенсии перечислялась на счета стационарных учреждений социального обслуживания сверх бюджетных ассигнований и расходовалась на укрепление материально-технической базы учреждений и улучшение условий проживания в них престарелых и инвалидов.
Указанный Закон Российской Федерации 1 января 2002 года утратил силу.
Вступившие в действие с 1 января 2002 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не содержат норм, связанных с какими-либо ограничениями при выплате установленного размера пенсий, так как конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах и не подлежит произвольному ограничению.
В связи с тем, что вопрос внесения платы за стационарное обслуживание оказался не урегулированным, было принято постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов". Указанным постановлением установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями, и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Так как в соответствии с Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" Правительство Российской Федерации вправе определить только порядок осуществления платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, а размер платы устанавливается при заключении договора о стационарном обслуживании сторонами, предлагается в пункте 7 статьи 24 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", предусмотреть норму, ограничивающую размер платы за стационарное обслуживание для граждан пожилого возраста и инвалидов, который не может превышать 75 процентов установленного им размера пенсии. Это позволит защитить права и интересы граждан пожилого возраста и инвалидов при заключении договора о стационарном обслуживании.
Дополнения в статью 9 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" вносятся в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на период пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении социального обслуживания, гарантируется полное государственное обеспечение.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
Принятие данного законопроекта не потребует отмены, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.