Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах"
Разработка данного проекта федерального закона вызвана необходимостью защиты прав и законных интересов инвесторов - владельцев ипотечных ценных бумаг, выпускаемых в виде облигаций коммерческими банками.
Законодательство Российской Федерации о ценных бумагах в настоящее время не содержит определения понятия "ипотечной ценной бумаги", а также особенностей выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг. Ввести в хозяйственный оборот понятие "ипотечных ценных бумаг", а также определить особенности их выпуска и обращения предполагается федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах". В соответствии с указанным законопроектом эмитентами ипотечных ценных бумаг, выпускаемых в виде облигаций, вправе выступать, в том числе, кредитные организации - коммерческие банки.
Мировая практика развития ипотечного кредитования показывает, что ипотечные бумаги являются одним из наиболее надежных финансовых инструментов фондового рынка. Надежность ипотечных ценных бумаг в значительной степени обеспечивается тем, что они выпускаются на уже существующую совокупность (пул) выданных ипотечных кредитов, и исполнение обязательств перед владельцами ипотечных ценных бумаг осуществляется за счет погашения этих ипотечных кредитов. При этом закрепляется преимущественное право владельцев ипотечных ценных бумаг на удовлетворение своих требований, в том числе в случае банкротства эмитента, за счет средств, поступающих в погашение таких ипотечных кредитов. Закрепление указанного права направлено на защиту прав и законных интересов владельцев ипотечных ценных бумаг и представляется особенно важным учитывая долгосрочный характер ипотечного кредитования и длительный срок обращения ипотечных ценных бумаг.
Введению упомянутого преимущественного права владельцев ипотечных ценных бумаг в законодательстве Российской Федерации препятствуют действующие правовые нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", в соответствии с которыми при ликвидации банков, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами таких банков.
Законопроект вносит дополнения в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в части изменения вышеуказанного порядка для банков, являющихся эмитентами ипотечных ценных бумаг, выпускаемых в виде облигаций, и предусматривает закрепление преимущественного права владельцев упомянутых ипотечных ценных бумаг на удовлетворение своих требований за счет совокупности ипотечных кредитов и иного имущества, под которое такие ипотечные ценные бумаги выпускались (ипотечного покрытия).
Одновременно в федеральном законе "Об ипотечных ценных бумагах" предполагается предоставить право коммерческим банкам осуществлять эмиссию ипотечных ценных бумаг в виде облигаций только при условии запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц.
Вместе с указанным, вносимый законопроект предполагает внесение дополнения в Федеральный закон от 26 декабря 1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" с целью создания возможности выпуска ипотечных облигаций на сумму ипотечного покрытия.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона
Принятие данного федерального закона не приведет к признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению актов федерального законодательства, а также не потребует принятия новых законодательных актов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах"
Принятие данного федерального закона не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.