Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 7, 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах"
Настоящий законопроект направлен на восстановление социальной справедливости и повышение уровня материального благосостояния граждан, которое имеют большой стаж трудовой деятельности, но не имеют государственных наград и ведомственных знаков отличия в труде. Прежде всего, законопроект защищает лиц старшего поколения, внесших большой трудовой вклад в подъем и развитие народного хозяйства, но оказавшихся в условиях нынешних рыночных преобразований за чертой бедности, не имеющих прав на льготы, установленных лицам, имеющим звание ветерана труда.
Законопроект предусматривает отнесение к ветеранам труда не только лиц, имеющих трудовой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при наличии государственных наград и ведомственных знаков отличия в труде, но и лиц, имеющих трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 для женщин, однако имеющих не государственные награды и ведомственные знаки отличия в труде, а награды и почетные звания, установленными# органами государственной власти субъектов или органами местного самоуправления.
Прежде трудящиеся за добросовестный и долголетний труд (дающий право на пенсию по старости: не менее 25 лет - для мужчин и 20 лет - для женщин) награждались медалью "Ветеран труда", которая была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1974 года. Всего до 1992 года указанной медалью были награждены около 39 млн. человек.
В 1992 году награждение медалью "Ветеран труда" было прекращено.
Кроме того, с упразднением социалистического соревнования прекратилось награждение работников такими знаками отличия в труде, как "Победитель социалистического соревнования...", "Ударник.....Пятилетки" и т.п., которые были отнесены к ведомственным знакам отличия в труде.
Далее, с принятием в 1995 году Федерального закона "О ветеранах", произошло неоправданное (на уровне федерального закона) разделение лиц, имеющих длительный стаж работы, по уровню их социальной защиты.
В результате этого, лица, имеющие длительный трудовой стаж (35 - 40 лет и более), но не имеющие государственных наград и ведомственных знаков отличия в труде (по причине упразднения многих из них), оказались в худшем положении, чем лица, имеющие трудовой стаж 20 - 25 лет, но имеющие государственную награду либо ведомственный знак отличия в труде.
Особенно в неравном положении находятся лица, занимающие низкооплачиваемые должности такие, как уборщица, санитарка, воспитатель, няня, швея, слесарь и т.п., труд, которых не часто оценивается государственными наградами и получить звание "Ветеран труда" для них, практически, нереально.
Однако, лица, имеющие трудовой стаж не менее 40 лет - для мужчин и 35 лет - для женщин, могут иметь награды, почетные звания и иные знаки отличия, установленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Поэтому, законопроектом предлагается внести в статью 7 Федерального закона "О ветеранах" изменения, позволяющие также относить к ветеранам труда лиц, имеющих трудовой стаж не менее 40 лет - для мужчин и 35 лет - для женщин и имеющих награды, почетные звания и иные знаки отличия, установленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Кроме того, законопроект предусматривает снижение трудового стажа на 5 лет для лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в годы Великой Отечественной войны: до 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин.
Действующая норма статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" воспринимается лицами, имеющими длительный стаж работы и не имеющими государственных наград и ведомственных знаков отличия, как социально несправедливая и вызывает многочисленные обращения граждан по вопросу распространения статуса ветерана труда на лиц, имеющих продолжительный трудовой стаж, но не удостоенных за свой труд государственных наград или ведомственных знаков трудового отличия.
Обращаем внимание на то, что часть лиц, имеющих длительный стаж работы, но не имеющих государственных наград и, как следствие, не имеющих звания "Ветеран труда", являются инвалидами и имеют соответствующие льготы.
К 60-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне необходимо признать заслуги лиц, которые приложили немалые силы в восстановлении и развитии народного хозяйства в 50-тые, 60-тые, 70-тые, 80-тые годы, и повысить уровень их материального обеспечения.
Изменения в статьи 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах" предлагается внести с целью приведения норм закона в соответствие с положениями Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 7, 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах"
Проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 7, 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах" предусматривается отнесение к ветеранам труда лиц, удостоенных наград, почетных званий, иных знаков отличия в труде, учрежденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и имеющих общий стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
По данным Пенсионного фонда РФ численность пенсионеров в Российской Федерации на 1 января 2003 г. составляет 38,4 млн.чел., из них ветеранами труда являются примерно 50% - 19,2 млн.чел.
Примерно 12,4 млн.чел. относятся к другим категориям ветеранов.
Следовательно, не являются ветеранами - 7 млн.чел.
Из них имеют общий трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, примерно 70% - 4,9 млн.чел.
Из 4,9 млн.чел., не являющихся ветеранами труда, примерно 20% - 1 млн.чел., являются инвалидами и имеют право на соответствующие льготы.
Однако награды органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, имеют примерно 20% лиц, не являющихся ветеранами и не имеющих право на соответствующие льготы, что составит, примерно, 1 млн.чел.
Дополнительные расходы на 50 процентную скидку в оплате жилищно-коммунальных услуг составят примерно 5 млрд.руб.
(19,3 руб. х 45 кв.м. х 12 мес. х 1 млн.чел. х 50%)
где:
19,3 руб. - сумма оплаты за жилищно-коммунальные услуги за 1 кв.м. (по данным Госстроя РФ за 2001 г.)
45 кв.м. - средний размер жилого помещения
Что касается лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в годы войны и имеющих трудовой стаж 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин (не имеющих государственных наград), то можно предположить, что это граждане 1926 - 1930 г.г. рождения. Многие из них имеют государственные награды либо ведомственные знаки отличия в труде, многие являются инвалидами и имеют право на соответствующие льготы.
Несмотря на дополнительные расходы, принятие данного закона будет иметь большое положительное общественно-политическое и нравственное значение. Лица, внесшие значительный трудовой вклад в восстановление народного хозяйства в послевоенные годы и дальнейшее его развитие, получат заслуженное признание к 60-летию Победы.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на оплату жилья возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 7, 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 7, 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах" потребует внесения дополнений и изменений в статьи 7, 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах", а также соответствующих изменений и дополнений в Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25.09.1999 г. N 1270.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.