Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект разработан с учетом предложений членов Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию миграционного законодательства Российской Федерации, созданной в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 674-рп.
В существующей редакции статьи 322 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривается возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, незаконно (без установленных документов и надлежащего разрешения) пересекших охраняемую границу Российской Федерации. Что же касается лиц, незаконно пересекших государственную границу Российской Федерации на неохраняемом участке, то они уголовной ответственности не подлежат. В целях установления единого правового режима государственной границы Российской Федерации из статьи 322 Уголовного кодекса Российской Федерации исключается слово "охраняемой".
В Уголовный кодекс Российской Федерации предлагается включить статью 322.1, устанавливающую ответственность за создание организованной группы в целях незаконной миграции. Включение данной статьи в Уголовный кодекс Российской Федерации соответствует международной практике. Так, в соответствии с пунктом "с" части 2 статьи 6 Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, государства-участники берут на себя обязательство криминализировать организацию других лиц или руководство ими с целью незаконного ввоза мигрантов.
Учитывая то обстоятельство, что правоохранительными органами фиксируются факты неоднократного и злостного нарушения иностранными гражданами и лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, связанные с режимом государственной границы Российской Федерации и пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, в Уголовный кодекс Российской Федерации предлагается включить статью 322.2, устанавливающую ответственность за злостное нарушение законодательства Российской Федерации в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
В связи с внесением указанных изменения и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации предлагается внести дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, возложив проведение предварительного следствия по уголовным преступлениям, предусмотренным статьей 322.1 на следователей органов внутренних дел, а производство дознания по уголовным преступлениям, предусмотренным статьей 322.2 на дознавателей органов внутренних дел и дознавателей органов пограничной службы Российской Федерации (в части, касающейся нарушения режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации).
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается внести изменения, состоящие в усилении ответственности за нарушение режима Государственной границы Российской Федерации, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы.
Кроме того, проектом устанавливается административная ответственность лиц, содействующих иностранным гражданам и лицам без гражданства, не зарегистрировавшимся в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, в осуществлении предпринимательской деятельности.
В проекте статьи 18.11 и 18.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях излагаются в новой редакции, расширяющей основания привлечения к ответственности за нарушение иммиграционных правил, а также нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания в Российской Федерации. Статья 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется новой частью 2, устанавливающей ответственность транспортной или иной организации, осуществляющей международные перевозки, за доставку в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства без установленных документов на право въезда в Российскую Федерацию.
Реализация проекта не потребует дополнительных затрат средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьей 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на представленный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В сферах правового регулирования, которые затрагивает представленный законопроект, действуют Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует внесения изменений в другие законодательные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.