Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
Согласно Федеральному закону "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается, в частности, для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" предусматривается ежегодное установление федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год соотношения между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" предлагается внести изменения в абзац третий пункта 1 статьи 2 и статью 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", касающиеся исключения положений, связанных с понятием "минимальный размер пенсии по старости" и об установлении указанного соотношения.
В Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившем в действие с 1 января 2002 г., отсутствует понятие "минимальный размер пенсии по старости". Отсюда возникает необходимость внесения изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума по своей сути не должно регулироваться федеральным законом о федеральном бюджете, поскольку минимальный размер оплаты труда на планируемый год устанавливается исходя из финансовых возможностей государства и утверждается отдельным федеральным законом.
Проект этого федерального закона вносится в Государственную Думу в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а величина прожиточного минимума является расчетным показателем и на планируемый период может быть только спрогнозирована.
Однако выдержать величину прожиточного минимума в утвержденном соотношении в течение планируемого периода практически невозможно, так как она напрямую зависит от уровня потребительских цен, складывающихся под воздействием развития экономической ситуации в стране, осуществляемой бюджетной и денежно-кредитной политики, влияния внешних факторов и других составляющих.
В то же время установление в законе о федеральном бюджете на планируемый год соотношения между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума практически означает утверждение законом о бюджете величины прожиточного минимума.
Практика установления этого соотношения на протяжении последних лет подтвердила его несостоятельность. Так, среднегодовое соотношение минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения за 2001 год сложилось в объеме 15,3% при установленном законом о федеральном бюджете на 2001 год - 16,7 процента. Не выдержано соотношение, определенное в законе о федеральном бюджете на 2002 год - 24,4 процента.
В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2003 год" расчетное соотношение между среднегодовой величиной минимального размера оплаты труда и среднегодовым прожиточным минимумом трудоспособного населения на 2003 год установлено в размере 21,6 процента.
Реализация законопроекта не требует дополнительных расходов из бюджетов всех уровней и государственных социальных внебюджетных фондов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.