Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Необходимость принятия указанного федерального закона обусловлена практической потребностью в устранении некорректности редакций подпункта "б" пункта 1 статьи 24 и абзаца четвертого подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в части касающейся понятия "пенсионный возраст по старости".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" отсрочка от призыва на военную службу предоставляется, в частности, гражданам, занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем (далее - члены семьи), если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и "достигли пенсионного возраста по старости".
Положением абзаца четвертого подпункта "в" пункта 3 статьи 51 того же Федерального закона в аналогичной редакций# военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется право на досрочное увольнение с военной службы.
Таким образом в указанных положениях условие предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу и права на досрочное увольнение с военной службы соответственно увязано с правом членов их семей на пенсию по старости. Последнее при этом определяется пенсионным законодательством Российской Федерации, базовыми в котором являются федеральные законы "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (до вступления их в силу - Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Тем не менее ни Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ни Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определение понятия "пенсионный возраст по старости" не содержат.
При этом в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют "мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет", а статьями 27 и 28 того же Федерального закона определены случаи назначения трудовой пенсии по старости "ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона", которые, по существу, воспроизводят перечень категорий граждан, которым в соответствии с ранее действовавшим Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" назначалась пенсия по старости на льготных основаниях, в связи с особыми условиями труда и в связи с работой на Крайнем Севере.
Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" также предусмотрено назначение пенсии по старости, но он в этой части распространяет свое действе только на граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф.
В этой связи возникают практические проблемы, связанные с определением, на какие именно категории граждан распространено понятие "достигшие пенсионного возраста по старости": только на граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), либо также и на тех, кто имеет право на пенсию по старости ранее достижения указанного возраста.
Ситуацию осложняет не только применение в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" устаревшего ныне понятия "пенсионный возраст по старости", но и невероятно сложные для восприятия терминология и конструкции правовых норм федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и нередко их несогласованность с правовыми нормами других законодательных актов Российской Федерации.
Наличие таких проблем не только затрудняет деятельность призывных комиссий и кадровых структур Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, но и порождает неясность в понимании гражданами своих прав.
Нельзя не учитывать также, что логика в увязывании пенсионных прав членов семей граждан, с возникновением у таких граждан прав в области исполнения ими воинской обязанности и прохождения военной службы попросту отсутствует.
Гораздо правильнее в данном случае вести речь о конкретном возрасте. не привязывая его к пенсионным правам.
Так, под нетрудоспособными гражданами в российском законодательстве, помимо других категорий, как правило, понимаются не пенсионеры, а граждане пожилого возраста, к которым, в свою очередь, в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" относятся лица, достигшие возраста именно 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Таким образом указанный законопроект позволил бы решить проблему неоднозначности толкования подпункта "б" пункта 1 статьи 24 и абзаца четвертого подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в части касающейся понятия "пенсионный возраст по старости".
Помимо изложенного, из тех же правовых норм законопроектом предлагается исключить указание на место выдачи заключения органа государственной службы медико-социальной экспертизы о нуждаемости гражданина по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), так как место нахождения гражданина, за которым осуществляется постоянных уход, может не являться местом жительства ухаживающего и наоборот.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие указанного федерального закона признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов не потребует.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие указанного федерального закона расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.