Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю"
Практика применения Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закона) показала, что ряд его положений требуют уточнения (детализации) или изменения, так как допускают произвольное толкование со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при утверждении конкретных ставок земельного налога и служат основанием для возникновения споров, разрешаемых в ряде случаев в судебном порядке.
Статьей 6 Закона ставки земельного налога за участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, животноводства, сенокошения и выпаса скота, в границах и вне границ сельских поселений приравнены к ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района (в среднем по Московской области она составляет в 2003 г.- 0.0049 руб./кв. метр), а ставка налога за земельные участки в сельских поселениях, используемые для иных целей, установлена одинаковой для всех субъектов Российской Федерации (в 2003 г.- 0.26 руб./кв. метр) и превышает налог за земли сельскохозяйственного назначения, в зависимости от региона, в 25 - 200 раз. Под эту ставку подпадают земли, занятые жилыми домами в сельской местности вместе с приусадебными участками, используемыми, как правило, для ведения личного подсобного хозяйства. Таким образом, в действующей редакции Закон позволяет относить участки, занятые жилыми домами с приусадебным участком и надворными постройками, как к землям сельскохозяйственного назначения, так и к участкам, используемым для иных целей и применять к ним существенно различающиеся ставки земельного налога.
Закон не содержит прямой нормы, устанавливающей особенности налогообложения земельных участков, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство в сельских поселениях, городах и поселках.
Название таблицы 2 приложения N 2 к Закону "Коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах" не в полной мере соответствует содержанию таблицы. Используемое здесь понятие "зона отдыха" (Москвы и Санкт-Петербурга) не идентично понятию "курортная зона". Кроме того, само понятие "курортная зона" не соответствует положениям статьи 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", где используется понятие "курортный регион (район)".
Статья 4 Закона утратила актуальность в связи с принятием Налогового Кодекса и иных федеральных нормативных правовых актов.
Исходя из вышеизложенного, в законопроекте предлагается ввести дифференциацию ставок земельного налога для личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, животноводства, сенокошения и выпаса скота в границах и вне границ сельских поселений и конкретизировать размер земельного налога в сельских поселениях за участки, занятые жилыми домами с приусадебными участками и надворными постройками. Законопроект предусматривает, что ставки налога за земли, используемые для данных целей или занятые жилыми домами с приусадебными участками и надворными постройками в пределах норм отвода будут в 10 раз выше, чем ставки налога, установленные за земли сельскохозяйственного назначения данного административного района, или в 20 раз выше в случае превышения норм отвода. Иное использование земли в границах сельских поселений в соответствии с законопроектом будет облагаться налогом, превышающим налог за земли сельскохозяйственного назначения в 50 раз.
Ставки за земельные участки вне границ поселений, предоставляемые для ведения личного подсобного хозяйства сохраняются в размере ставок за земли сельскохозяйственного назначения административного района.
Переход от единой для всех субъектов Российской Федерации ставки налога в сельских поселениях к ставкам, исчисляемым в зависимости от ставок налога за земли сельскохозяйственного назначения конкретного административного района, позволит дифференцировать их с учетом местоположения населенных пунктов и удаленности от административных центров.
Вносимые изменения не затрагивают ставок налога, установленных для участков, расположенных в дачных поселках и поселках городского типа, с которых взимаются налоги в соответствии со статьей 7 Закона, как за городские земли.
Законопроектом введены нормы, регламентирующие налогообложение участков, выделенных под индивидуальное жилищное строительство. Налог за данные участки в течение семи лет от даты предоставления будет приравнен к налогу, взимаемому за участки, занятые жилыми домами с приусадебными участками и надворными постройками в сельских поселениях или жилищным фондом в городах и поселках. По истечении указанного срока налог будет взиматься по максимальным ставкам налога, установленного для сельских поселений, городов и поселков соответственно. Введение данной нормы позволит исключить произвольное толкование налоговыми органами абзаца 5 статьи 8 "Налог за земли, занятые жилищным фондом...", будет стимулировать индивидуальное жилищное строительство, с одной стороны, и перевод строящегося жилья в разряд эксплуатируемого, с другой.
С целью устранения внутренних противоречий в таблице 2 приложения N 2 Закона и приведения ее в соответствие с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" предлагается название таблицы дополнить словами "лечебно-оздоровительных местностях и территориях, имеющих высокую рекреационную ценность" и слово "зонах" в названии заменить словом "районах".
Законопроектом исключена статья 4 в связи с тем, что она утратила актуальность.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон) не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, но может оказать влияние на объем собираемых налогов в том или ином муниципальном образовании и субъекте Российской Федерации в целом, в зависимости от размера установленных ставок земельного налога за участки в границах сельских поселений, в отношении которых Закон допускает неоднозначное толкование.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.