Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год"
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год" (далее - законопроект) разработан на основании законодательных актов и нормативно-методических документов по обязательному медицинскому страхованию, во исполнение Принципиальной схемы порядка разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2006 года и перспективного финансового плана до 2006 года", сценарных условий для разработки прогноза социально-экономического развития России на 2004 год и параметров прогноза до 2006 года и основных макроэкономических показателей на 2004-2006 годы, а также с учетом главы 24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Законопроект подготовлен с применением единой бюджетной классификации Российской Федерации, предусмотренной Федеральным законом от 6 мая 2003 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Для разработки доходной части бюджета использовались прогнозные показатели поступления единого социального налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в части подлежащей зачислению в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд).
В 2004 году поступления единого социального налога в части подлежащей зачислению в Фонд планируются в сумме 6200,0 млн. рублей.
Поступление единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2004 году составит 135,9 млн. рублей, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения 28,3 млн. рублей.
Поступление единого сельскохозяйственного налога в 2004 году не предусмотрено, так как настоящее время вносятся изменения в закон "О едином сельскохозяйственном налоге", предусматривающие использование других принципов налогообложения, при которых уплата налога будет производиться только один раз в году не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Соответственно, при их реализации с 1 января 2004 года первые поступления указанного налога следует ожидать лишь в 2005 году.
Сумма поступлений в 2004 году средств погашения задолженности предыдущих лет по страховым взносам, пеням и штрафам составит - 39,2 млн. рублей.
Поступление доходов в виде процентов, начисленных по остаткам средств на счетах Фонда на 2004 год не планируется в связи с тем, что начиная с 2004 года средства нормированного страхового запаса будут размещаться в соответствии с рекомендациями Счетной палаты Российской Федерации на счетах Центрального банка Российской Федерации.
Общая сумма доходов Фонда составит 6403,4 млн. рублей.
Общая сумма расходов Фонда на 2004 год составит 6388,4 млн. рублей.
Согласно Уставу Фонда, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857, правлением Фонда определены направления использования доходов на период до 2005 года:
86% - на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
11% - на выполнение целевых программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
3% - на обеспечение целевых мероприятий по развитию и совершенствованию системы обязательного медицинского страхования, осуществляемых Фондом во исполнение Устава (подготовка и переподготовка специалистов для системы обязательного медицинского страхования, организация научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования, международное сотрудничество по вопросам обязательного медицинского страхования, компьютеризация сбора и анализа информации в системе обязательного медицинского страхования), на содержание Фонда.
Основной задачей Фонда является обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, во исполнение которой осуществляется предоставление субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования в установленном порядке.
На выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования с учетом нормированного страхового запаса предусмотрено 5599,4 млн. рублей, или 87,3% доходов Фонда.
Нормированный страховой запас предназначен для обеспечения стабильного функционирования системы обязательного медицинского страхования, предполагается в размере 400,0 млн. рублей.
Указанная сумма определена (расчетно) в размере до 8% (одномесячный запас средств) от суммы субвенций, направляемых на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Средства нормированного страхового запаса резервируются на случай возникновения критических ситуаций с финансированием программ обязательного медицинского страхования и не являются свободными, а их расходование осуществляется в установленном порядке.
Учитывая высокую социальную значимость здоровья детей, подростков и женщин, в 2004 году продолжится финансирование на основе согласованных действий Минздрава России и Фонда целевой программы "Охрана материнства и детства", на которую предусмотрено 690,0 млн. рублей.
При этом, статьей 4 законопроекта предусмотрен возврат в бюджет Фонда субвенций в случае их нецелевого использования в сроки, установленные правлением Фонда.
Данная правовая норма направлена на регулирование отношений при предоставлении субвенций из бюджета Фонда.
Кроме того, законопроектом (статья 6) по аналогиии с Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год" установлено, что до 10% средств по статье бюджета Фонда, предусматривающей расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования, направляются на финансирование региональных целевых программ по охране материнства и детства.
В целях реализации Концепции информатизации системы обязательного медицинского страхования на 2000-2005 годы на финансирование работ по совершенствованию единого информационного пространства системы обязательного медицинского страхования и здравоохранения предусмотрено 40,0 млн. рублей.
На научные исследования в области обязательного медицинского страхования, направленные на отработку организационных, финансово-экономических и правовых механизмов управления системой обязательного медицинского страхования на федеральном и территориальном уровнях - 4,0 млн. рублей.
На подготовку и переподготовку специалистов системы обязательного медицинского страхования - 3,0 млн. рублей.
На проведение региональных совещаний и конференций предусмотрены расходы в сумме 1,5 млн. рублей.
На международное сотрудничество по вопросам обязательного медицинского страхования - 1,0 млн. рублей.
В проекте бюджета на 2004 год расходы на содержание Фонда запланированы в сумме 46,9 млн. рублей, или 0,7% от доходов Фонда. Эти средства включают расходы на оплату труда, служебные командировки сотрудников, хозяйственные расходы, коммунальные, транспортные услуги, услуги связи, на текущий ремонт и другие расходы, связанные с обслуживанием дирекции Фонда.
На информационно-публицистическую деятельность Фонда предусмотрено 2,6 млн. рублей.
Остаток средств на начало года в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 188-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год" предусматривается в сумме 10,0 млн. рублей, на конец года 25,0 млн. рублей.
Размер остатка средств Фонда на конец года определен исходя из среднего его размера, сложившегося за предыдущие годы (1999-2002 гг.) при исполнении бюджета Фонда, и основывается на необходимости обеспечения заявок территориальных фондов в случае их поступления в Фонд в первые рабочие дни нового года.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год"
Принятие проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, внесения изменений, дополнений в действующие акты федерального законодательства или принятия новых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.