Проект федерального закона N 359994-3
"О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)
Глава II. Образование торгово-промышленных палат и (ст.ст. 5 - 11)
прекращение их деятельности
Глава III. Права торгово-промышленных палат (ст.ст. 12 - 13)
Глава IV. Торгово-промышленная палата РФ (ст.ст. 14 - 15)
Глава V. Международные связи торгово-промышленных (ст.16)
палат
Глава VI. Заключительные и переходные положения (ст.17)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Законодательство о торгово-промышленных палатах
1. Законодательство о торгово-промышленных палатах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, создаваемых в форме торгово-промышленных палат, формирования и использования их имущества, права и обязанности членов торгово-промышленных палат, основы управления торгово-промышленными палатами, формы их взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
3. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению к торгово-промышленным палатам, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, за исключением смешанных торгово-промышленных палат.
4. Законодательство Российской Федерации о некоммерческих организациях применяется к торгово-промышленным палатам в случаях, когда соответствующие правоотношения не урегулированы настоящим Федеральным законом.
5. Законами субъектов Российской Федерации торгово-промышленные палаты могут наделяться дополнительными полномочиями, не противоречащими настоящему Федеральному закону.
Статья 2. Понятие торгово-промышленной палаты
1. Торгово-промышленной палатой является основанная на членстве негосударственная некоммерческая организация, действующая на определенной территории и созданная для объединения субъектов предпринимательской деятельности и развития предпринимательства, координации деятельности своих членов, представления и защиты их общих интересов, реализации целей и задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также иных общественно полезных целей.
2. Торгово-промышленная палата является юридическим лицом и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.
Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам своих членов, так же как и члены торгово-промышленной палаты не отвечают по ее обязательствам.
Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам созданных ею организаций, так же как и эти организации не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Словосочетание "торгово-промышленная палата" может быть использовано только в наименованиях организаций, созданных в соответствии с настоящим Федеральным законом. По решению соответствующей торгово-промышленной палаты словосочетание "торгово-промышленная палата", может использоваться в наименованиях организаций, единственным учредителем или единственным участником которых является данная торгово-промышленная палата.
Другие организации не вправе использовать в своих наименованиях словосочетания "торгово-промышленная палата", "торговая палата", "промышленная палата" и образованные на их основе словосочетания.
Статья 3. Цели и задачи торгово-промышленных палат
1. Торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Российской Федерации, интегрированию российской экономики в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой, торговой и информационной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательства, осуществлению саморегулирования предпринимательской деятельности, урегулированию отношений организаций и индивидуальных предпринимателей с их социальными партнерами, развитию торгово-экономических и научно-технических связей субъектов предпринимательской деятельности Российской Федерации с субъектами предпринимательства зарубежных стран.
2. Торгово-промышленные палаты выполняют следующие основные задачи:
содействуют развитию рыночной экономики в Российской Федерации и привлечению в нее инвестиций;
оказывают помощь организациям и индивидуальным предпринимателям, представляют и защищают их интересы, в том числе за границей;
содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности;
обеспечивают взаимодействие субъектов предпринимательской деятельности с государственными, муниципальными и иными органами, а также с социальными партнерами;
оказывают содействие в осуществлении лицензирования;
содействуют созданию в Российской Федерации саморегулируемых организаций;
содействуют формированию правил и стандартов предпринимательской деятельности, кодексов корпоративного поведения и правил деловой этики, обеспечивают их выполнение;
содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;
содействуют созданию, правовой охране и использованию объектов интеллектуальной собственности;
содействуют развитию экспорта произведенных в Российской Федерации товаров и услуг, оказывают помощь организациям и индивидуальным предпринимателям в проведении операций на внешнем и внутреннем рынках и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;
принимают меры, в рамках предоставленных им прав, к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции, недобросовестного партнерства и недобросовестной деловой практики;
содействуют урегулированию экономических споров, возникающих между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, развитию международных коммерческих арбитражей, третейского разбирательства, согласительных процедур и других негосударственных форм рассмотрения споров;
оказывают услуги российским и иностранным организациям и индивидуальным предпринимателям;
содействуют созданию и развитию инфраструктуры обслуживания предпринимательской деятельности;
выполняют другие задачи и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и положениями международных договоров Российской Федерации.
Статья 4. Государство, местное самоуправление и торгово-промышленные палаты
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают содействие в осуществлении целей и задач торгово-промышленных палат, способствуют обеспечению их помещениями, средствами связи и другим необходимым имуществом.
Органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать торгово-промышленным палатам экономическую поддержку в формах предоставления государственного или муниципального имущества в безвозмездное пользование, полного или частичного освобождения от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления привлекают торгово-промышленные палаты к участию в разработке и реализации государственных и муниципальных программ, подготовке законодательных и иных правовых актов, к организации и проведению конкурсов на размещение заказов для государственных или муниципальных нужд, а также к выполнению других функций по регулированию и поддержке предпринимательской деятельности.
3. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут по согласованию с торгово-промышленными палатами передавать им определенные функции регулирования и поддержки предпринимательской деятельности. Порядок и условия передачи торгово-промышленным палатам указанных функций устанавливаются нормативными правовыми актами, принимаемыми в пределах своей компетенции соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
4. Проекты законодательных и иных нормативных правовых актов в области экономики, внешних экономических связей, налогообложения, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы организаций и индивидуальных предпринимателей, направляются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствующие торгово-промышленные палаты для проведения независимых экспертиз и подготовки заключений.
Торгово-промышленные палаты в месячный срок с даты получения проектов нормативных правовых актов, указанных в настоящем пункте, направляют в соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления заключения по результатам проводимых ими экспертиз.
Указанные проекты нормативных правовых актов вносятся на их рассмотрение вместе с заключением торгово-промышленной палаты. Непредставление торгово-промышленной палатой заключения в установленный срок не является препятствием для внесения проектов нормативных правовых актов на их рассмотрение.
5. Вмешательство государственных или муниципальных органов и их должностных лиц в деятельность торгово-промышленных палат, равно как и вмешательство торгово-промышленных палат в деятельность государственных или муниципальных органов и их должностных лиц, не допускается.
Глава II. Образование торгово-промышленных палат и прекращение их деятельности
Статья 5. Система торгово-промышленных палат
1. Торгово-промышленные палаты в Российской Федерации образуют единую систему, которая включает:
Торгово-промышленную палату Российской Федерации;
территориальные торгово-промышленные палаты, образованные на территории субъектов Российской Федерации;
местные торгово-промышленные палаты, образованные на территории одного или нескольких муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
2. Принципы взаимоотношений в системе торгово-промышленных палат устанавливаются Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.
3. Торгово-промышленные палаты в Российской Федерации создаются по территориальному принципу и действуют в пределах территорий, на которых они образованы.
На территории субъекта Российской Федерации, равно как и на территории муниципального образования субъекта Российской Федерации, может быть образована только одна торгово-промышленная палата соответствующего уровня. При этом на территории городского поселения, состоящего из нескольких муниципальных образований, может образовываться только одна торгово-промышленная палата.
Статья 6. Порядок образования торгово-промышленных палат
1. Торгово-промышленная палата образуется по инициативе учредителей на основе принципа добровольного объединения. Минимальное количество учредителей, необходимое для образования торгово-промышленной палаты, устанавливается Уставом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
2. Учредители торгово-промышленной палаты созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав и образуются органы управления и контрольные органы торгово-промышленной палаты.
Учредители торгово-промышленной палаты с момента ее государственной регистрации становятся членами торгово-промышленной палаты, приобретают права и выполняют обязанности, предусмотренные уставом.
Статья 7. Членство в торгово-промышленных палатах
1. Членами торгово-промышленной палаты могут быть российские организации и индивидуальные предприниматели, в том числе юридические лица, объединяющие организации и предпринимателей.
Члены торгово-промышленной палаты имеют равные права и обязанности.
2. Местные торгово-промышленные палаты становятся членами территориальных торгово-промышленных палат в порядке и на условиях, определяемых Уставом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Торгово-промышленные палаты, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, с момента их государственной регистрации становятся членами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Статья 8. Устав торгово-промышленной палаты
1. Устав торгово-промышленной палаты должен предусматривать:
1) наименование, место нахождения, предмет и цели деятельности торгово-промышленной палаты;
2) наименование территории, в пределах которой торгово-промышленная палата осуществляет свою деятельность;
3) условия и порядок приема в члены торгово-промышленной палаты и прекращения членства в ней;
4) права и обязанности членов торгово-промышленной палаты;
5) порядок формирования, структура и компетенция органов управления и контрольных органов торгово-промышленной палаты, сроки полномочий указанных органов и порядок принятия ими решений;
6) источники формирования имущества торгово-промышленной палаты;
7) порядок внесения изменений и дополнений в устав торгово-промышленной палаты;
8) порядок реорганизации и ликвидации торгово-промышленной палаты;
9) порядок использования имущества в случае ликвидации торгово-промышленной палаты;
10) сведения о филиалах и представительствах торгово-промышленной палаты.
2. В уставах торгово-промышленных палат могут содержаться иные положения, относящиеся к деятельности торгово-промышленных палат.
3. Уставы торгово-промышленных палат не должны противоречить Уставу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Статья 9. Государственная регистрация торгово-промышленных палат
1. Торгово-промышленные палаты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации торгово-промышленных палат.
2. Решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты принимается федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее - федеральный орган юстиции) или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации торгово-промышленных палат, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом юстиции или его территориальным органом решения. Взаимодействие федерального органа юстиции и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации торгово-промышленных палат осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Решение о государственной регистрации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации принимается федеральным органом юстиции.
4. Решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты принимается территориальным органом федерального органа юстиции в соответствующем субъекте Российской Федерации.
5. Для государственной регистрации торгово-промышленной палаты в федеральный орган юстиции или его территориальный орган в соответствующем субъекте Российской Федерации в месячный срок со дня получения решения Торгово-промышленной палаты Российской Федерации с согласии на создание торгово-промышленной палаты подаются следующие документы:
заявление учредителей торгово-промышленной палаты, в котором указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа управления торгово-промышленной палаты;
устав торгово-промышленной палаты в трех экземплярах;
протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших устав торгово-промышленной палаты;
решение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание торгово-промышленной палаты;
документ об уплате государственной пошлины.
6. Федеральный орган юстиции или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации торгово-промышленной палаты направляет в уполномоченный регистрирующий орган документы, необходимые для ее включения в единый государственный реестр юридических лиц.
На основании указанного решения и представленных документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты.
Федеральный орган юстиции или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о торгово-промышленной палате выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения указанной записи в единый государственный реестр юридических лиц. При этом в случае, если не принято решение об отказе в государственной регистрации торгово-промышленной палаты, документ, подтверждающий факт внесения записи о торгово-промышленной палате в единый государственный реестр юридических лиц, должен быть выдан заявителю не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявлениям государственной регистрации торгово-промышленной палаты.
7. Торгово-промышленная палата приобретает права юридического лица со дня внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.
8. Торгово-промышленная палата обязана информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение десяти дней с момента такого изменения. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от торгово-промышленной палаты сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о торгово-промышленной палате.
Неоднократное непредставление торгово-промышленной палатой в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации данной торгово-промышленной палаты, в суд с требованием о ее ликвидации.
9. Изменения, вносимые в устав торгово-промышленной палаты, подлежат государственной регистрации в порядке и в сроки, определенные для государственной регистрации торгово-промышленной палаты. При этом для государственной регистрации изменений, вносимых в устав торгово-промышленной палаты, представляются:
заявление о государственной регистрации изменений в устав, подписанное заявителем, определенным в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц";
решение съезда (конференции) или общего собрания членов торгово-промышленной палаты о внесении изменений в устав;
изменения в устав в трех экземплярах;
решение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласии с изменениями, внесенными в устав торгово-промышленной палаты;
документ об уплате государственной пошлины.
10. За государственную регистрацию торгово-промышленной палаты, изменений, вносимых в ее устав, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Отказ в государственной регистрации торгово-промышленной палаты
1. Отказ в государственной регистрации торгово-промышленной палаты возможен в случаях нарушения установленного настоящим Федеральным законом порядка создания торгово-промышленной палаты или несоответствия ее устава законодательству Российской Федерации.
2. Об отказе в государственной регистрации торгово-промышленной палаты орган, принимающий решение о ее государственной регистрации, обязан не позднее месячного срока со дня подачи заявления о государственной регистрации сообщить заявителю в письменной форме с указанием положений законодательства Российской Федерации, которым противоречит представленный устав.
3. Отказ в государственной регистрации торгово-промышленной палаты, а также нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о торгово-промышленной палате в единый государственный реестр юридических лиц, могут быть обжалованы в суд.
Статья 11. Реорганизация и ликвидация торгово-промышленных палат
1. Торгово-промышленная палата может быть реорганизована или ликвидирована на основании и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Решение о реорганизации или ликвидации торгово-промышленной палаты принимается ее высшим органом управления в порядке, предусмотренном уставом торгово-промышленной палаты.
2. Государственная регистрация ликвидации торгово-промышленной палаты и государственная регистрация торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц", с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.
Сведения и документы: необходимые для осуществления государственной регистрации ликвидации торгово-промышленной палаты, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данной торгово-промышленной палаты при ее создании.
Документы, необходимые для осуществления государственной регистрации торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, представляются в федеральный орган юстиции или его территориальные органы в соответствующих субъектах Российской Федерации. При этом перечень указанных документов и порядок их представления определяются Правительством Российской Федерации.
Федеральный орган юстиции или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации ликвидации торгово-промышленной палаты или государственной регистрации торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения и представленных документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.
Порядок взаимодействия федерального органа юстиции и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации ликвидации торгово-промышленной палаты и государственной регистрации торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, определяется Правительством Российской Федерации.
Государственная регистрация ликвидации торгово-промышленной палаты осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.
Государственная регистрация торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, в случае если не принято решение об отказе в указанной государственной регистрации на основании статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.
3. Имущество ликвидированной торгово-промышленной палаты после удовлетворения претензий кредиторов направляется на цели, предусмотренные ее уставом.
Глава III. Права торгово-промышленных палат
Статья 12. Права торгово-промышленных палат
1. Торгово-промышленные палаты имеют право:
1) участвовать в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований в области экономики, внешних экономических связей, по другим вопросам, затрагивающим интересы организаций и предпринимателей, а также направлять в органы государственной власти и органы местного самоуправления заключения по результатам независимых экспертиз проектов указанных актов;
2) представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных, муниципальных и иных органах;
3) оказывать юридическую, информационную, консультационную и иную помощь гражданам и организациям по вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью;
4) от своего имени обжаловать в установленном законодательством Российской Федерации порядке правовые акты, действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие или создающие угрозу нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
5) принимать участие в пределах своей компетенции в работе ведомственных, межведомственных и иных комиссий, экспертных советов и других органов и организаций, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам экономической, социальной, инвестиционной политики, политики в сфере международного сотрудничества и по другим вопросам;
6) оказывать содействие организациям и индивидуальным предпринимателям в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, топологий интегральных микросхем, регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, осуществлении других авторских и смежных прав. а также оказывать содействие в оценке, реализации и защите прав на объекты интеллектуальной собственности;
7) проводить по поручению государственных и муниципальных органов, российских и иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров, в том числе предотгрузочную инспекцию (экспертизу);
8) удостоверять согласно международной практике сертификаты о происхождении товаров, а также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности, в порядке, устанавливаемом Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9) осуществлять рейтинговую оценку надежности субъектов предпринимательской деятельности, вести Реестр российских организаций и индивидуальных предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом, а также вести другие реестры субъектов предпринимательства;
10) организовывать выставки и ярмарки, в том числе международные, а также обеспечивать подготовку и проведение выставок российских товаров за рубежом;
11) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в Российской Федерации и за рубежом организации, а также совместно с иностранными организациями и предпринимателями учреждать смешанные торгово-промышленные палаты;
12) осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых созданы торгово-промышленные палаты;
13) получать от органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию, необходимую для выполнения торгово-промышленными палатами возложенных на них функций и задач;
14) формировать и использовать информационные ресурсы деловой и иной информации, издавать газеты, журналы и другие печатные материалы в интересах информационного обеспечения предпринимательской деятельности;
15) для разрешения экономических споров в соответствии с законодательством Российской Федерации образовывать третейские суды, утверждать положения о них и порядок рассмотрения споров третейскими судами, рекомендовать третейские соглашения, третейские (арбитражные) оговорки;
16) выдавать карнеты АТА (международные таможенные документы для временного ввоза или вывоза товаров) в порядке, установленном Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
17) осуществлять оценочную, экспертную, аудиторскую и иные виды деятельности в соответствии с действующим законодательством и уставами торгово-промышленных палат;
18) принимать участие в управлении инвестиционными, коммерческими и иными предпринимательскими рисками, осуществлять деятельность по обеспечению безопасности предпринимательства;
19) осуществлять научно-аналитическую, исследовательскую деятельность по проблемам, связанным с экономикой, развитием и правовым регулированием предпринимательства;
20) участвовать в разработке, экспертизе, принятии и применении технических регламентов и стандартов, осуществлять оценку соответствия товаров, работ, услуг и систем качества техническим регламентам и стандартам;
21) организовывать встречи и зарубежные визиты делегаций российских и зарубежных предпринимателей и организаций, симпозиумы, конференции и иные мероприятия по вопросам развития предпринимательства, экономической и внешнеэкономической деятельности;
22) принимать участие в реализации российских и международных программ, направленных на выполнение задач, отнесенных к компетенции торгово-промышленных палат;
23) осуществлять перевод документов, используемых в предпринимательской деятельности, с одного языка на другой, свидетельствовать верность перевода;
24) разрабатывать и устанавливать основанные на законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации правила и стандарты предпринимательской деятельности, кодексы корпоративного поведения и правила деловой этики, осуществлять контроль за их реализацией;
25) проводить обучение, повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров для предпринимательской деятельности;
26) осуществлять иные права и полномочия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
2. Торгово-промышленные палаты могут осуществлять функции и полномочия, переданные им органами государственной власти и органами местного самоуправления. Выполнение торгово-промышленными палатами указанных функций и полномочий не является предпринимательской деятельностью.
3. Юридические документы, выданные торгово-промышленными палатами в пределах их компетенции, признаются на всей территории Российской Федерации.
4. Права торгово-промышленных палат закрепляются в их уставах и осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 13. Собственность торгово-промышленных палат
1. Торгово-промышленные палаты имеют в собственности здания, сооружения, оборудование, акции, иные ценные бумаги и другое имущество, необходимое для выполнения целей и задач, определенных настоящим Федеральным законом.
Имущество, переданное торгово-промышленной палате ее учредителями (членами), является собственностью торгово-промышленной палаты. Учредители (члены) торгово-промышленной палаты не сохраняют прав на имущество торгово-промышленной палаты, переданное ими в собственность этой организации, в том числе взносы.
2. Торгово-промышленные палаты и организации, созданные торгово-промышленными палатами, владеют, пользуются и распоряжаются переданным им имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами этих организаций.
3. Источниками формирования имущества торгово-промышленных палат являются вступительные, членские и целевые взносы, прибыль от предпринимательской деятельности, иные поступления.
Имущество торгово-промышленных палат используется для обеспечения деятельности торгово-промышленных палат и образования их фондов.
В случае выхода или исключения из членов торгово-промышленной палаты имущество, переданное в собственность торгово-промышленной палаты, включая взносы, не возвращается.
Глава IV. Торгово-промышленная палата Российской Федерации
Статья 14. Членство в Торгово-промышленной палате Российской Федерации
1. Членами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации являются торгово-промышленные палаты, созданные в соответствии с настоящим Федеральным законом, их члены, а также вступившие в Торгово-промышленную палату Российской Федерации российские организации, в том числе юридические лица, объединяющие организации и предпринимателей.
2. В случае прекращения членства торгово-промышленной палаты в Торгово-промышленной палате Российской Федерации, она лишается права использовать наименование "торгово-промышленная палата" и образованные на ее основе словосочетания, осуществлять права, предоставленные торгово-промышленным палатам законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в месячный срок подлежит ликвидации либо преобразованию в юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Невыполнение указанного требования является основанием для принятия судом решения о ликвидации торгово-промышленной палаты на основании заявления органа, принявшего решение о ее государственной регистрации.
Статья 15. Деятельность Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
1. Торгово-промышленная палата Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и своего Устава.
2. Торгово-промышленная палата Российской Федерации представляет и защищает интересы своих членов как в Российской Федерации, так и за рубежом, объединяет на федеральном уровне торгово-промышленные палаты, осуществляет общую координацию их деятельности.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации определяет порядок выполнения торгово-промышленными палатами функций, переданных торгово-промышленным палатам федеральными органами государственной власти, а также оказывает содействие торгово-промышленным палатам при выполнении функций, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3. Торгово-промышленная палата Российской Федерации осуществляет следующие функции:
участвует в подготовке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, проектов актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих интересы организаций и предпринимателей, а также направляет в органы государственной власти Российской Федерации заключения по результатам проводимых ею независимых экспертиз;
участвует в пределах своей компетенции в работе ведомственных, межведомственных и иных комиссий, экспертных советов и других органов и организаций, образуемых федеральными органами государственной власти по вопросам экономической, социальной, инвестиционной политики, политики в сфере международного сотрудничества и по другим вопросам;
входит в состав и участвует в работе российских частей межгосударственных комиссий и иных органов по вопросам торгово-экономического, научно-технического и другим видам сотрудничества с зарубежными странами, принимает участие в переговорах с иностранными государствами по указанным вопросам, а также участвует в составе российских делегаций в работе международных организаций;
осуществляет аккредитацию на территории Российской Федерации обособленных подразделений иностранных юридических лиц;
ведет реестр саморегулируемых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажора) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации, а также обычаи делового оборота и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации;
определяет порядок рейтинговой оценки надежности субъектов предпринимательской деятельности, порядок ведения негосударственного Реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом;
формирует информационные ресурсы, оказывает услуги российским и зарубежным организациям и индивидуальным предпринимателям по предоставлению справочной, аналитической и иной информации, необходимой для ведения предпринимательской деятельности;
оказывает содействие российским и зарубежным субъектам предпринимательства в недопущении и пресечении недобросовестной конкуренции или недобросовестного партнерства;
удостоверяет в соответствии с действующим законодательством сертификаты о происхождении товаров и другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности, устанавливает порядок удостоверения торгово-промышленными палатами сертификатов о происхождении товаров и других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, а также определяет тарифную политику торгово-промышленных палат в связи с осуществлением ими указанной деятельности;
выдает карнеты АТА (международные таможенные документы для временного ввоза или вывоза товаров), а также устанавливает порядок выдачи карнетов АТА торгово-промышленными палатами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляет оценку соответствия товаров, работ, услуг и систем качества техническим регламентам и стандартам, разрабатывает системы добровольной сертификации, осуществляет аккредитацию организаций по оценке соответствия товаров, работ, услуг и систем качества техническим регламентам и стандартам;
осуществляет научно-аналитическую, исследовательскую деятельность по проблемам, связанным с экономикой, развитием и правовым регулированием предпринимательства;
организует международные выставки, а также обеспечивает подготовку и проведение выставок российских товаров за рубежом;
представляет интересы своих членов в органах государственной власти, а также в иных органах и организациях;
выполняет другие функции в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
4. Торгово-промышленная палата Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации организует и обеспечивает деятельность Международного коммерческого арбитражного суда, Третейского суда для разрешения экономических споров, Морской арбитражной комиссии и Ассоциации диспашеров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
5. Торгово-промышленная палата Российской Федерации может передавать торгово-промышленным палатам некоторые свои функции, предусмотренные настоящей статьей, а также устанавливать порядок их осуществления.
Глава V. Международные связи торгово-промышленных палат
Статья 16. Международные связи торгово-промышленных палат и участие в международных организациях
1. Торгово-промышленные палаты в соответствии с их уставами могут поддерживать прямые международные контакты с иностранными организациями и лицами, заключать с ними соответствующие соглашения.
2. Торгово-промышленная палата Российской Федерации представляет интересы своих членов в Международной торговой палате и в других международных организациях по вопросам, относящимся к ее компетенции.
Глава VI. Заключительные и переходные положения
Статья 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
2. С момента вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивает силу Закон Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" от 7 июля 1993 года N 5340-I (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33,ст.1309).
3. Уставы торгово-промышленных палат с момента вступления в силу настоящего Федерального закона применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Уставы торгово-промышленных палат, созданных до введения в действие настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2005 года.
Торгово-промышленные палаты, которые в установленный срок не привели свои уставы в соответствие с настоящим Федеральным законом либо не преобразовались в иные организационно-правовые формы юридических лиц, могут быть ликвидированы в судебном порядке по требованию органа, принявшего решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты.
Торгово-промышленные палаты освобождаются от уплаты государственной пошлины при государственной регистрации изменений в уставы в связи с их приведением в соответствие с настоящим Федеральным законом.
4. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.