Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О Торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"
Закон Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" был принят в 1993 году и действует уже десять лет. Принятие данного Закона явилось важнейшим импульсом для развития торгово-промышленных палат в России. Его положения, определяющие статус и права палат, позволили занять им центральное место во взаимоотношениях бизнеса и государственной власти.
Однако за истекший после принятия указанного закона период времени в Российской Федерации произошли существенные изменения.
1. Прежде всего, изменилась общественно-политическая и экономическая ситуация. Появились новые задачи и направления развития предпринимательства.
2. Расширилась и укрепилась законодательная база, регулирующая гражданский оборот, деятельность в предпринимательской сфере, статус некоммерческих организаций. Так, вступил в действие новый Гражданский кодекс РФ, федеральные законы "О некоммерческих организациях", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О государственной регистрации юридических лиц", "О техническом регулировании в Российской Федерации" и другие нормативные правовые акты. Готовиться# к рассмотрению Государственной Думой проект федерального закона "О саморегулируемых организациях".
3. Развивалась и совершенствовалась система торгово-промышленных палат:
- значительно увеличилось количество палат за счет создания местных (городских и районных) палат;
- расширились задачи и функции, выполняемые торгово-промышленными палатами;
- более четко определилась роль палат, как связующего элемента в диалоге бизнеса и власти.
Эти изменения объективно привели к тому, что действующий в Закон РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" сегодня уже не в полной мере решает многие вопросы деятельности палат, а в отдельных случаях даже сдерживает их развитие. В этой связи назрела настоятельная необходимость внести в негр изменения и дополнения, наиболее принципиальными из которых являются следующие.
Во-первых, необходимо более полное определение в федеральном законе прав торгово-промышленных палат на участие в нормотворческом процессе. Целесообразно выработать четкие правовые условия взаимодействия с органами власти, при котором наиболее важные документы, касающиеся интересов предпринимателей, в обязательном порядке проходили бы экспертизу в палатах, а экспертные заключения палат учитывались указанными органами при рассмотрении и принятии нормативных правовых актов.
В законопроекте также предусматривается законодательное закрепление определения торгово-промышленной палаты как особой формы некоммерческой организации, созданной для объединения предпринимателей, развития предпринимательства, координации деятельности членов палат, представления и защиты общих интересов бизнеса.
В проекте закона определяется роль и значение палат в саморегулировании предпринимательской деятельности, создании и развитии в Российской Федерации саморегулируемых организаций, осуществлении взаимодействия с ними.
Предусматривается также расширение задач, прав и функций торгово-промышленных палат. При этом использован как накопленный опыт деятельности палат в Российской Федерации, так и зарубежный опыт, мировая практика.
В частности, в проекте закона нашли отражение такие новые функции. осуществляемые палатами, как:
- организация работы в сфере управления инвестиционными, коммерческими и иными предпринимательскими рисками, по обеспечению безопасности предпринимательства, защите инвестиций, осуществление рейтинговой оценки надежности субъектов предпринимательской деятельности;
- содействие в оценке различных видов собственности, в том числе объектов интеллектуальной собственности;
- содействие привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации;
- выдача карнетов АТА - международных таможенных документов для временного ввоза/вывоза товаров и определение порядка их оформления и выдачи;
- формирование информационных ресурсов деловой и иной информации, необходимой для осуществления предпринимательской деятельности;
- осуществление научно-аналитической, исследовательской деятельности по основным проблемам экономики и развития предпринимательства;
- разработка и установление правил и стандартов предпринимательской деятельности, кодексов корпоративного поведения и правил деловой этики;
- обеспечение предоставления палатой иностранным фирмам и организациям (их обособленным подразделениям в России) услуг, необходимых для осуществления ими деятельности в Российской Федерации;
- перевод с одного языка на другой экономической, технической, правовой и иной документации, используемой в предпринимательской деятельности;
- проводить обучение, повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров для предпринимательства и т.д.
Предлагается закрепить в законе возможность выполнения палатами полномочий и функций, переданных им органами государственной власти и органами местного самоуправления. При этом в законопроекте указывается, что выполнение торгово-промышленной палатой указанных функций, не является предпринимательской деятельностью.
В проект закона также вошло положение о том, что наименование "торгово-промышленная палата" и образованные на ее основе словосочетания могут быть использованы также в наименованиях организаций, созданных торгово-промышленными палатами.
В законопроекте предусматривается законодательное закрепление сложившейся за последние годы системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации, включающей местные (муниципальные, межмуниципальные), территориальные (созданные на региональном уровне) торгово-промышленные палаты и Торгово-промышленную палату Российской Федерации. При этом предусматривается, что территориальные и местные палаты с момента их государственной регистрации становятся членами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Местные торгово-промышленные палаты становятся членами территориальных торгово-промышленных палат в порядке и на условиях, определяемых Уставом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Скорректировано положение о минимальном количестве учредителей для образования торгово-промышленной палаты. Их минимальное количество предлагается установить в Уставе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
В проекте закона также содержится положение о том, что деятельность торгово-промышленных палат прекращается в связи с утратой членства в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
Помимо этого, в законопроект включены положения, создающие правовую основу для регулирования взаимоотношений между торгово-промышленными палатами различных уровней в системе палат. Так, предлагается закрепить в законе, что принципы взаимоотношений в системе торгово-промышленных палат устанавливаются Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.
В связи с тем, что имеется необходимость внесения изменений и дополнений почти во все статьи действующего Закона Российской Федерации, а также дополнить его некоторыми новыми статьями, предлагается принять федеральный закон "О торгово-промышленных палатах Российской Федерации" в новой редакции.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона не требует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"
В связи с принятием данного федерального закона потребуется признание утратившим силу Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" от 7 июля 1993 года N 5340-I. Приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства в связи с принятием федерального закона "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.