Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними"
Досье на проект федерального закона
Обоснование необходимости разработки законопроекта
Основные концептуальные положения законопроекта
Предмет и цели законопроекта
Этапы реализации законопроекта
Прогноз социально-экономических последствий
Место законопроекта в системе действующего законодательства
Обоснование необходимости разработки законопроекта
Проект федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" (далее - законопроект) направлен на реализацию приоритетных задач по защите прав собственности, развитию ипотеки и гармонизации российского законодательства с нормами ВТО.
В соответствии со статьями 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 9 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации подлежащие государственной регистрации воздушные суда отнесены к недвижимым вещам, а права собственности и другие вещные права на них подлежат государственной регистрации. При этом согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на воздушные суда подлежит правовому регулированию отдельным законом.
Законопроект является необходимым правовым актом в части обеспечения авиационного лизинга. Важность принятия законопроекта отмечена в рекомендациях прошедших в октябре 2001 г. парламентских слушаний "Состояние отечественной авиации и авиационной промышленности и о мерах по их сохранению и развитию", в которых отмечено: "Для нормального функционирования лизинговых схем крайне необходим закон о государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними".
Основные концептуальные положения законопроекта
В порядке, установленном законопроектом, осуществляется государственная регистрация прав на воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, за исключением прав на:
воздушные суда государственной авиации, как она определена в статье 22 Воздушного кодекса Российской Федерации, оборотоспособность которых в установленном порядке ограничена, и используемые в некоммерческих целях;
воздушные суда, право собственности и иные вещные права и сделки с которыми зарегистрированы в иностранном государстве.
Государственной регистрации подлежат права собственности и иные вещные права на воздушные суда, наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) этих прав, а также сделки с воздушными судами, если государственная регистрация таких сделок предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация прав на воздушные суда осуществляется органом (организацией), учреждаемым Правительством Российской Федерации (далее - орган государственной регистрации прав на воздушные суда).
Предмет и цели законопроекта
Предметом регулирования законопроекта являются отношения в сфере государственной регистрации прав на подлежащие государственной регистрации воздушные суда и сделок с ними, в том числе порядок государственной регистрации прав на указанные объекты и основания отказа в регистрации.
Основными целями законопроекта являются:
создание эффективных механизмов государственного регулирования гражданского оборота воздушных судов, обеспечение легитимности залоговых, арендных, лизинговых и других сделок с воздушными судами;
повышение национальной безопасности за счет фиксации достоверных сведений о собственниках и пользователях воздушных судов;
создание условий для привлечения инвестиций в гражданскую авиацию путем снижения рисков на рынке недвижимости;
поэтапная реализация положений подписанного Российской Федерацией протокола по авиационному оборудованию к Конвенции ИКАО "О международных гарантиях в отношении подвижного оборудования".
Этапы реализации законопроекта
На первом этапе предусматривается разработка правил ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и других нормативно-методических документов; создание органа государственной регистрации прав на воздушные суда; решение вопросов о его размещении и оборудовании; наем персонала и его обучение; формирование Единого государственного реестра прав на воздушные суда, в том числе дел правоустанавливающих документов и книг учета документов.
На втором этапе предусматривается проведение государственной регистрации прав и сделок с воздушными судами на бумажных носителях.
На третьем этапе предусматривается разработка и внедрение компьютерных программ; создание базы данных; электронный обмен информацией и переход к международной регистрации прав на авиационное оборудование во исполнение подписанного Российской Федерацией протокола к Конвенции ИКАО "О международных гарантиях в отношении подвижного оборудования".
Прогноз социально-экономических последствий
Расчеты, приведенные в финансово-экономическом обосновании, показывают, что необходимая численность персонала органа государственной регистрации прав на воздушные суда составит 35 человек, а годовые затраты федерального бюджета на его содержание - 18 млн.руб. в год. При этом затраты федерального бюджета на создание органа государственной регистрации прав на воздушные суда частично либо полностью будут покрываться государственными пошлинами, взимаемыми за государственную регистрацию прав на воздушные суда и предоставление информации о зарегистрированных правах (степень покрытия определяется размером ставок государственных пошлин).
Реализация представленного законопроекта позволит обеспечить рост инвестиций в авиационную сферу, ускорит темпы изготовления новых воздушных судов, снизит число банкротств авиакомпаний, повысит число и надежность ипотечных и лизинговых сделок, позволит приступить к поэтапной реализации положений подписанного Российской Федерацией протокола по авиационному оборудованию к Конвенции ИКАО "О международных гарантиях в отношении подвижного оборудования".
Застопорившийся гражданский оборот воздушных судов - одна из причин экономического застоя на рынке воздушных перевозок. Кроме того, воздушные суда, представляя собой значительную ценность и в определенных случаях потенциальную угрозу, часто привлекают внимание организованных преступных группировок и террористических групп. Создание системы в существенной мере устранит эти факторы.
Экономия эксплуатационных расходов за счет снижения кредитных ставок на рынке авиационного финансирования составит по прогнозным оценкам 40 млн.руб. в год.
Важность целей и задач, решаемых законопроектом, экономия эксплуатационных расходов за счет снижения кредитных ставок на рынке авиационного финансирования и покрытие бюджетных затрат подтверждают прогноз благоприятных социально-экономических последствий реализации закона.
Место законопроекта в системе действующего законодательства
В отсутствие данного законопроекта состояние нормативного регулирования в сфере гражданского оборота недвижимости нельзя признать удовлетворительным. Отсутствуют эффективный механизм государственного регулирования гражданского оборота воздушных судов, единые правила и методы государственной регистрации прав на воздушные суда. Принятие закона устранит указанные пробелы правового регулирования.
По своей форме законопроект является новым актом, содержание которого соответствует общепринятым нормам и принципам международного права, федеральным законам и Конституции Российской Федерации в целом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними"
Проектом федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" предусмотрено создание учреждаемого Правительством Российской Федерации органа (организации), осуществляющего государственную регистрацию прав на воздушные суда (далее именуется - орган государственной регистрации прав на воздушные суда).
Орган государственной регистрации прав на воздушные суда создается за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников.
В соответствии со статьей 7 законопроекта за государственную регистрацию прав на воздушные суда и предоставление информации о зарегистрированных правах взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Основой для расчета средств федерального бюджета, необходимых для создания органа государственной регистрации прав на воздушные суда, являются данные о числе воздушных судов, среднегодовом числе регистрационных операций, средней трудоемкости регистрационной операции и ставках взимаемых государственных пошлин.
Государственной регистрации подлежат 6500 гражданских воздушных судов и 500 государственных воздушных судов. Таким образом, в системе будут обслуживаться 7000 воздушных судов.
Расчет финансово-экономических показателей, произведенный на основе имеющихся статистических данных, прогнозных и экспертных оценок отдельных параметров, приведен в таблицах 1-6. При расчетах допускалось округление данных до 5%.
Таблица 1. Расчет среднегодового числа операций органа государственной
регистрации прав на воздушные суда
Таблица 2. Расчет среднегодовой численности органа государственной
регистрации прав на воздушные суда
Таблица 3. Расчет фонда заработной платы органа государственной
регистрации прав на воздушные суда
Таблица 4. Расчет годовых расходов на создание органа государственной
регистрации прав на воздушные суда
Таблица 5. Расчет средств, поступающих в федеральный бюджет за счет
взимания государственных пошлин
Таблица 6. Сводные финансово-экономические показатели
Таблица 1
Расчет
среднегодового числа операций органа государственной регистрации прав на воздушные суда
N п/п | Наименование расчетного параметра | Значение |
1. | Число воздушных судов | 7000 |
2. | Среднегодовое число операций государственной регистрации прав при отчуждении воздушных судов (операций/год) |
150 |
3. | Среднегодовое число операций государственной регистрации прав при ипотеке воздушных судов (операций/год) |
150 |
4. | Среднегодовое число операций государственной регистрации прав при аренде воздушных судов (операций/год) |
450 |
5. | Среднегодовое число операций по выдаче информации о правах на воздушные суда (операций/год) |
900 |
6. | Среднегодовое число прочих операций (операций/год) | 300 |
7. | Суммарное среднегодовое число приведенных операций (операций/год) |
1950 |
8. | Расчетное суммарное среднегодовое число приведенных операций с учетом их ежегодного роста (операций/год) |
2000 |
9. | Средние трудозатраты органа государственной регистрации прав на воздушные суда на одну приведенную операцию (чел.-час/операция) |
24,5 |
10. | Годовые трудозатраты органа государственной регистрации прав на воздушные суда (тыс.чел.-час/год) |
49 |
Таблица 2
Расчет
среднегодовой численности органа государственной регистрации прав на воздушные суда
N п/п | Наименование расчетного параметра | Значение |
1. | Годовые трудозатраты органа государственной регистрации прав на воздушные суда (тыс.чел.-час/год) |
49 |
2. | Процент от суммарного рабочего времени, учитывающий время на командировки, повышение квалификации, учебу и прочие подобные затраты времени (%) |
30 |
3. | Суммарное рабочее время органа государственной регистрации прав на воздушные суда (тыс.чел.-час/год) |
70 |
4. | Располагаемый годовой фонд рабочего времени на 1 работника (чел.-час/год) |
2001 |
5. | Необходимая численность органа государственной регистрации прав на воздушные суда (чел.) |
35 |
Таблица 3
Расчет
фонда заработной платы органа государственной регистрации прав на воздушные суда
N п/п | Наименование расчетного параметра | Значение |
1. | Среднегодовая численность персонала органа государственной регистрации прав на воздушные суда (чел.) |
35 |
2. | Среднемесячная заработная плата одного работника (тыс.руб./чел.) |
4 |
3. | Среднегодовой фонд заработной платы на одного работника (тыс.руб./чел) |
48 |
4. | Годовой фонд заработной платы органа государственной регистрации прав на воздушные суда (тыс.руб./год) |
1680 |
5. | Процент начислений на заработную плату (%) | 35,8 |
6. | Расходы на заработную плату с начислениями (млн.руб./год) |
2,3 |
Таблица 4
Расчет
годовых расходов на создание органа государственной регистрации прав на воздушные суда
N п/п | Наименование расчетного параметра | Значение |
1. | Расходы органа государственной регистрации прав на воздушные суда на заработную плату с начислениями (млн.руб./год) |
2,3 |
2. | Расходы на страхование рисков (млн.руб./год) | 2 |
3. | Командировочные расходы (млн.руб./год) | 1 |
4. | Расходы на привлечение сторонних экспертов (млн.руб./год) |
1,7 |
5. | Расходы на аренду помещения (млн.руб./год) | 4 |
6. | Расходы на компьютеризацию, программирование, оснащение оптико-волоконными сетями и другие подобные расходы |
4 |
7. | Канцелярские и прочие расходы (млн.руб./год) | 1 |
8. | Суммарные среднегодовые расходы органа государственной регистрации прав на воздушные суда (млн.руб./год) |
16 |
9. | Расходы на выполнение НИОКР (млн.руб./год) | 2 |
10. | Суммарные среднегодовые расходы на создание органа государственной регистрации прав на воздушные суда (млн.руб./год) |
18 |
Как видно из таблицы 4, годовые расходы на создание органа государственной регистрации прав на воздушные суда составят 18 млн.рублей в год.
Таблица 5
Расчет
средств, поступающих в федеральный бюджет за счет взимания государственных пошлин
N п/п | Наименование расчетного параметра | Значение |
1. | Средний размер государственной пошлины на одну приведенную операцию (руб.) |
1900 |
2. | Среднегодовое число приведенных операций | 2000 |
3. | Среднегодовые доходы федерального бюджета от взимания государственных пошлин (млн. руб./год) |
3,8 |
Таблица 6
Сводные финансово-экономические показатели
N п/п | Наименование расчетного параметра | Значение |
1. | Доходы федерального бюджета от взимания государственных пошлин за регистрацию прав и предоставление информации о зарегистрированных правах (млн.руб./год) |
3,8* |
2. | Необходимая численность персонала органа государственной регистрации прав на воздушные суда (чел.) |
35 |
3. | Среднегодовые расходы федерального бюджета на создание органа государственной регистрации прав на воздушные суда (млн.руб./год) |
18 |
4. | Прогноз экономии эксплуатационных расходов за счет снижения кредитных ставок на рынке авиационного финансирования (млн.руб./год) |
40 |
______________________________
* Доходы федерального бюджета приведены ориентировочно.
Выводы
Как видно из таблицы 6, необходимая численность персонала органа государственной регистрации прав на воздушные суда 35 человек, а годовые затраты федерального бюджета на создание и развитие системы государственной регистрации прав на воздушные суда - 18 млн. рублей в год.
При этом затраты федерального бюджета на создание органа государственной регистрации прав на воздушные суда частично либо полностью будут покрываться государственными пошлинами, взимаемыми за государственную регистрацию прав на воздушные суда и предоставление информации о зарегистрированных правах (степень покрытия определяется размером ставок государственных пошлин).
Для реализации федеральной программы создания и развития органа государственной регистрации прав на воздушные суда могут привлекаться заемные средства в соответствии с межправительственными соглашениями Российской Федерации в рамках международной технической помощи и программы внешних заимствований, а также иные не запрещенные законом источники.
Экономия эксплуатационных расходов за счет снижения кредитных ставок на рынке авиационного финансирования составит по прогнозным оценкам 40 млн.руб./год.
Реализация представленного законопроекта позволит обеспечить рост инвестиций в авиационную сферу, ускорить темпы изготовления новых воздушных судов, снизить число банкротств авиакомпаний, повысить число и надежность ипотечных и лизинговых сделок и приступить к поэтапной реализации положений подписанного Российской Федерацией протокола по авиационному оборудованию к Конвенции ИКАО "О международных гарантиях в отношении подвижного оборудования".
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих изменению в связи с принятием федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними"
Подлежит исключению пункт 10 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383).
Перечень
правовых актов Правительства Российской Федерации, предусмотренных проектом федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними", а также необходимых для его исполнения
N | Рабочее наименование проекта правового акта |
Обоснование необходимости подготовки правового акта |
Изложение предполагаемых правовых предписаний |
Срок подготовки * |
Сведения о головных исполнителях и соисполнителях |
1. | Постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" |
Статья 9 законопроекта |
Определение федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации прав на воздушные суда, установление полномочий этого органа в указанной области |
1 месяц | Минтранс России Минюст России Минобороны России |
2. | Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении устава (положения) об органе (организации) государственной регистрации прав на воздушные суда" |
Статья 8, пункт 3 законопроекта |
Устав (положение) об органе (организации) государственной регистрации прав на воздушные суда (далее именуется - орган государственной регистрации прав на воздушные суда) устанавливает его задачи и функции, права, обязанности и ответственность регистраторов, осуществляющих государственную регистрацию прав на воздушные суда, и других должностных лиц органа, порядок назначения и освобождения от должности, меры их правовой и социальной защиты, финансовое обеспечение и другие нормы деятельности органа |
2 месяца | Минтранс России Минюст России |
3. | Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними" |
Статья 6, пункт 1, статья 10, пункт 5, статья 12, пункт 2 законопроекта |
Правила ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними устанавливают структуру Единого государственного реестра прав на воздушные суда, порядок и формы записей о правах на воздушное судно, ограничениях (обременениях) этих прав и сделках с воздушными судами в Едином государственном реестре прав на воздушные суда, формы штампов и выписок из Единого государственного реестра и другие нормы его ведения |
4 месяца | Минтранс России Минюст России |
4. | Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении платы за предоставление сведений, необходимых для государственной регистрации прав на воздушные суда" |
Статья 6, пункт 5 законопроекта |
Установление размеров платы за предоставление сведений, необходимых для государственной регистрации прав на воздушные суда |
5 месяцев | Минтранс России Минюст России Минфин России |
5. | Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении федеральной программы поэтапного развития органа государственной регистрации прав на воздушные суда" |
Необходимость обеспечения организации и поэтапного развития органа государственной регистрации прав на воздушные суда |
Организационное, информационное, финансовое, материально-техническое и кадровое обеспечение органа государственной регистрации прав на воздушные суда, этапы его развития, источники финансирования программы, создание системы электронного обмена данных |
5 месяцев | Минтранс России Минюст России Минобороны России Минфин России |
______________________________
* В графе указывается число месяцев от даты официальной публикации федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" до окончания подготовки правового акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.