Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений и изменений в федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности"
В настоящее время на российском рынке наблюдается массированная экспансия генетически модифицированных продуктов, потенциально опасных для здоровья человека. Генетически модифицированные организмы (ГМО) вызывают различные экологические проблемы, а полученные из них продукты могут обладать высокой аллергенностью, снижать эффективность широко используемых в медицине антибиотиков и приводить к непредсказуемым эффектам на здоровье человека при их длительном употреблении. Подобная ситуация сопровождается обострением биологических, социальных и экологических рисков для России, что угрожает ее национальным интересам и требует принятия незамедлительных законодательных действий.
В отличие от всех цивилизованных стран мира, в которых продукты, содержащие компоненты генетически модифицированных организмов (ГМО), подлежат обязательной маркировке, в России маркировка потенциально опасных для человека продуктов питания не производится. Это не только нарушает права человека и права потребителя (право выбора и право на получение необходимой жизненно-важной информации), но и препятствует выходу российского производителя пищевой продукции на европейский рынок, что, в конечном счете, приводит к серьезным экономическим потерям страны.
Изданное главным санитарным врачом РФ Постановление (N 18 от 31 мая 2002 года) об обязательной маркировке ГМ продуктов не работает. Кроме того, оно предусматривает обязательную маркировку лишь в том случае, если продукты содержат не 0,5-1%, как в ЕС, а 5% компонентов ГМО, то есть в 5-10 раз больше. При этом в России не требуется маркировка растительного масла и аналогичных продуктов, полученных из ГМО. Имеющийся на сегодня опыт свидетельствует о том, что наличие в продуктах даже незначительных примесей токсичного характера может вызвать катастрофические последствия для населения. Это требует использования при маркировке не количественного, а качественного подхода.
В настоящее время государственное регулирование генно-инженерной деятельности определяется федеральным законом от 5 июля 1996 года N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", который, однако, не требует обязательной маркировки продуктов ГМО, что резко снижает эффективность его действия.
В соответствии со ст. 5 данного закона, генно-инженерная деятельность должна быть направлена на "улучшение жизни человека и охрану здоровья", "охрану и восстановление окружающей среды, сохранение биологического разнообразия" и должна быть основана на принципах "безопасности граждан и окружающей среды", "общедоступности сведений о безопасности генно-инженерной деятельности", "сертификации продукции, содержащей результаты генно-инженерной деятельности", "сертификации продукции, содержащей результаты генно-инженерной деятельности, с указанием полной информации о методах получения и свойствах данного продукта". Статья 10 предписывает обеспечение общедоступности сведений о безопасности генно-инженерной деятельности, но не содержит конкретного упоминания о необходимости информирования населения о наличии в продукте компонентов ГМО.
Для коренного исправления создавшейся в стране ситуации в области биобезопасности продуктов питания предлагается дополнить ст.10 указанного закона новым третьим абзацем.
Эта поправка требует маркировать все без исключения продукты, содержащие компоненты ГМО. Реализация данной поправки делает необходимым создание в стране цивилизованной независимой экспертизы ГМ продуктов питания на их биобезопасность, принятия в соответствующих инстанциях документов, регламентирующих экономические и иные санкции за нарушение закона, а также запрещающих вовлечение в экспертную деятельность ГМ продуктов и ГМО лиц, прямо или косвенно вовлеченных в производство ГМ сортов растений или пород животных, торговлю ГМ продуктами или уличенных в посредничестве и лоббировании интересов межнациональных корпораций на российском рынке.
Реализация данного предложения прекратит эксперимент над не информированными людьми, восстановит нарушенное право выбора, будет способствовать увеличению средней продолжительности жизни населения, улучшению состояния здоровья молодежи, а также облегчит выход российских производителей на рынки западных стран и вхождение России в ВТО.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности "
Вступление в силу федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности "
В случае принятия федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.