Заключение Комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 апреля 2003 г.
"О проекте федерального закона N 46414-3 "О внесении изменений и дополнений в приложение II к Закону Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже", внесенного Правительством Российской Федерации"
Комитет по энергетике, транспорту и связи рассмотрев указанный законопроект сообщает следующее.
По пунктам 1 и 2 статьи 1 законопроекта Комитет замечаний не имеет.
Возражения вызывает пункт 3 статьи 1 законопроекта. В ней предусматривается, что председатель Морской арбитражной комиссии (МАК) вправе выносить постановление об установлении размера и формы обеспечения требования и, в частности, о наложении ареста на судно или груз другой стороны, находящееся в пределах юрисдикции Российской Федерации. Федеральным законом от 6 января 1999 года N 13-ФЗ Российская Федерация присоединилась к Международной Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов (Брюссельская конвенция 1952 года). В соответствии со статьей 4 Конвенции "судно может быть арестовано только на основании решения суда или другой компетентной судебной власти Договаривающегося государства, в котором налагается арест". Морская арбитражная комиссия, являющаяся третейским судом, представляет собой негосударственную форму разрешения споров. Она не входит в судебную систему Российской Федерации. Нельзя МАК рассматривать и в качестве "другой компетентной судебной власти", т.к. анализ пункта 3 статьи 7 Конвенции показывает, что арбитраж (третейский суд) не включается в указанное понятие и упоминается раздельно. Пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Принятый 24 июля 2002 г. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в статьях 90 - 99 и 250 опирается на положения Международной Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов.
На законопроект поступили аргументированные заключения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Правового управления Государственной Думы Российской Федерации, в которых достаточно полно представлен правовой анализ несоответствия пункта 3 статьи 1 законопроекта нормам международного договора и Конституции Российской Федерации (заключения прилагаются).
Комитет считает, что устранение имеющихся недостатков возможно в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению путем изменения пункта 3 законопроекта. В нем следует указать, что арест судов может осуществляться МАК в случае добровольного соглашения сторон. В связи с этим, Комитет рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С.Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.