Заключение
Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам на проект федерального закона "О внесении дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации (глава 29 "Водный налог"), изменений и дополнений в другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", внесен Правительством Российской Федерации, первое чтение
Рассмотрев проект федерального закона "О внесении дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации (глава 29 "Водный налог"), изменений и дополнений в другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", Комитет отмечает следующее.
Целью рассматриваемого законопроекта является приведение законодательства о плате за пользование водными объектами в соответствие с требованиями, установленными частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, а также дальнейшая реализация принципа кодификации законодательства о налогах и сборах в рамках единого законодательного акта путем дополнения части второй Налогового кодекса Российской Федерации новой главой "Водный налог".
В целом предлагаемый проект главы "Водный налог" сохраняет преемственность с действующим Федеральным законом N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", принятым в 1998 году. В то же время законопроект содержит ряд принципиально новых норм и положений, к числу которых, в частности, можно отнести:
изменение статуса платежа - плата за пользование водными объектами заменяется водным налогом;
установление твердых специфических ставок налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Действующим Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" установлены минимальные и максимальные ставки платы, при этом Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать минимальные и максимальные ставки платы в пределах, определенных указанным Федеральным законом, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам, а ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации;
в отличие от действующего Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", проект главы не предоставляет законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации права устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, при этом пунктом 4 статьи 5 проекта главы "Водный налог" восстанавливается льготная норма, прекратившая действие с 1 января 2003 года, согласно которой ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта;
из объекта налогообложения исключен такой вид пользования водными объектами, как сброс сточных вод в водные объекты, при этом, в целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки водного налога за забор воды из водных объектов на сумму, соответствующую поступлениям от платы за сброс сточных вод;
предлагается сумму водного налога в полном объеме зачислять в доход бюджетов субъектов Российской Федерации (статья 3 законопроекта). В соответствии с действующим Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соотношении: 40 процентов - в федеральный бюджет, 60 процентов - в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что рассматриваемый законопроект внесен с учетом предложений, содержащихся в ранее внесенном Правительством Российской Федерации проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", предусматривающем снижение действующих ставок платы для объектов гидроэнергетики с 1 января 2003 года для целей гидроэнергетики с 4,0 - 20,0 рублей до 1,0 - 8,0 рублей за одну тысячу киловатт-часов вырабатываемой электроэнергии на гидроэлектростанциях, что приведет к уменьшению доходной части консолидированного бюджета на сумму порядка 600 млн. рублей.
Размеры ставок водного налога, предусмотренные в проекте главы "Водный налог", рассчитаны исходя из действующих ставок платы за пользование водными объектами в соответствии с Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами", предполагаемого индекса инфляции на 2004 год в размере 1,17 и объемов поступлений от указанной платы в 2003 году. Поступления от водного налога в 2004 году, после введения в действие главы "Водный налог", составят 8,4 млрд.рублей.
Оценивая в целом позитивно рассматриваемый законопроект, Комитет считает необходимым при его подготовке ко второму чтению провести дополнительную правовую экспертизу на предмет соответствия нормам части первой Налогового кодекса Российской Федерации предложения Правительства Российской Федерации об установлении специфических ставок налога в зависимости от географического фактора - по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.
Кроме того, вызывает сомнение обоснованность содержащегося в законопроекте предложения об исключении из объекта налогообложения такого вида пользования водными объектами, как сброс сточных вод в водные объекты.
Законопроект нуждается также в серьезной юридико-технической доработке. В частности, поскольку статья 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" относит данный налог к федеральным налогам, глава "Водный налог" должна быть включена в раздел VIII Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральные налоги) с учетом требований сквозной кодификации.
Подлежит корректировке статья 4 рассматриваемого законопроекта, в соответствии с которой с 1 января 2003 года признается утратившим силу действующий Федеральный закон N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами". Указанная норма должна быть привязана к дате вступления в действие главы "Водный налог".
В целях объективной оценки возможных финансово-экономических последствий принятия рассматриваемого законопроекта, Комитет считает необходимым обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой ко второму чтению представить в Государственную Думу дополнительные расчеты, характеризующие влияние предлагаемых в рамках законопроекта предложений, в том числе в части изменения ставок водного налога, на различные отрасли народного хозяйства, а также на наиболее крупных плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций.
С учетом изложенного, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона "О внесении дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации (глава 29 "Водный налог"), изменений и дополнений в другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" в первом чтении и доработать его ко второму чтению с учетом замечаний, содержащихся в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
А.Д.Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.