Заключение
Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию пользованию от 20 марта 2003 г. по проекту федерального закона N 292922-3 "О внесении дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации (глава 29 "Водный налог"), изменений и дополнений в другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", внесенному Правительством Российской Федерации
Рассмотрев в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 18 февраля 2003 года (протокол N 158 п.49) внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 292922-3 "О внесении дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации (глава 29 "Водный налог"), изменений и дополнений в другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию возражает против предложенной в нем концепции введения водного налога и считает целесообразным перейти к использованию системы неналоговых платежей за пользование водными объектами, которая позволит осуществлять полноценное бюджетное финансирование мероприятий по управлению, охране и обеспечению безопасности водных объектов и гидротехнических сооружений.
Указанным законопроектом предусмотрено, что организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование, обязаны производить регулярную плату за пользование водными объектами в форме водного налога. Таким образом, плата за пользование водными объектами законопроектом выводится из сферы водных отношений и, как любой налог, направляется в государственный бюджет.
Финансовые отношения между государством (собственником) и водопользователем должны носить неналоговый, двусторонний характер, в соответствии с которым собственник предоставляет в пользование водные объекты и несет бремя содержания их в состоянии, пригодном для водопользования, а водопользователь берет на себя обязанности исполнять требования Водного кодекса Российской Федерации и вносить плату за пользование водными объектами.
Такой характер финансовых отношений между государством и водопользователем подтверждается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 284-О по запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Конституцией Российской Федерации (статья 9) установлено, что водные объекты и их водные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (в приложении к водным ресурсам - это территория водосбора (бассейна) речной системы).
Не согласуется с установлениями Конституции Российской Федерации непризнание объектом налогообложения использования акватории водных объектов для плавания на судах, проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений, особое пользование водными объектами для нужд обороны и другие виды водопользования.
В то же время законопроектом аннулируется бесплатное пользование водными объектами, предусмотренное Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами", для забора воды в целях водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, а также садоводческих и огороднических объединений граждан и осуществление рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства.
Законопроектом предусматривается уплата водного налога в полном объеме в доход бюджетов субъектов Российской Федерации. Такая норма не согласуется с установлениями статьи 9 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой водные объекты и их водные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории водосбора (бассейна) соответствующего водного объекта.
Следует отметить, что поступления от платы за пользование водными объектами в консолидированный бюджет страны прогнозируются в 2003 году в размере 9 млрд.рублей При этом на водное хозяйство из федерального бюджета выделяется всего около 1,3 млрд.рублей. Субъекты Российской Федерации финансируют водное хозяйство в размере до 40% от запланированных заниженных региональными бюджетами сумм.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию рекомендует Государственной Думе:
отклонить проект федерального закона N 292922-3 "О внесении дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации (глава 29 "Водный налог"), изменений и дополнений в другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О плате за пользование водными объектами";
предложить Правительству Российской Федерации внести в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающий введение системы неналоговых платежей за пользование водными объектами.
Председатель Комитета |
А.С.Беляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.