Заключение
Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям на проект федерального закона N 310378-3
"О коммерческой тайне" - внесен Правительством Российской Федерации
В Российской Федерации единый законодательный акт о коммерческой тайне отсутствует. Правовые акты, касающиеся вопросов коммерческой тайны, разрозненны и противоречивы. Поэтому принятие федерального закона, комплексно регулирующего вопросы в данной сфере, актуально.
Предметом законопроекта являются отношения, возникающие в связи с отнесением информации к коммерческой тайне, оборотом такой информации и охраной ее конфиденциальности. Его концепция заключается в идее создания реальных механизмов, позволяющих противодействовать нелегальному оттоку коммерчески ценной информации, полученной в результате интеллектуального труда, включения результатов интеллектуального труда в хозяйственный оборот, создания благоприятного климат для предпринимательской деятельности.
В статьях 3 и 4 законопроекта раскрывается используемый в нем понятийный аппарат, устанавливаются основания отнесения информации к коммерческой тайне. Важной является статья 7 об основных правах обладателя коммерческой тайны. В соответствии с ней обладатель коммерческой тайны имеет право устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны, использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд, разрешать или запрещать лицам доступ к этой информации, требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его права на коммерческую тайну.
В законопроекте подробно урегулированы вопросы, касающиеся мер, принимаемых обладателем коммерческой тайны по охране конфиденциальности информации. При этом оговаривается, что эти меры не должны представлять опасность для жизни и здоровья людей. Важным также является требование о недопустимости использования режима коммерческой тайны для сокрытия правонарушений.
Законопроектом определены имущественные права предприятия на ту информацию, которая отнесена к коммерческой тайне. Установлено, что имущественные права на информацию входят в состав предприятия как имущественного комплекса и отражаются на его балансе как юридического лица.
К законопроекту имеются ряд замечаний. Так, часть 1 статьи 6 предполагает возможность передачи сведений, составляющих коммерческую тайну, государственным органам в случаях, когда это необходимо для выполнения данными органами функций в рамках своей компетенции. Это положение требует уточнения, поскольку в случае расширительного толкования государственным органом своего права на получение подобной информации для ее обладателя могут возникнуть определенные риски. Требуют доработки также положения законопроекта об ответственности за нарушение законодательства о коммерческой тайне, поскольку они носят декларативный характер.
В целом концепция рассматриваемого проекта федерального закона может быть поддержана.
В связи с вышеизложенным Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 310378-3 "О коммерческой тайне" в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.