Заключение
Комитета Государственной Думы по образованию и науке по проекту федерального закона "О коммерческой тайне", внесенному Правительством Российской Федерации
Комитет по образованию и науке, рассмотрев представленный Правительством Российской Федерации законопроект "О коммерческой тайне", считает своевременным и необходимым принятие соответствующего закона, поскольку в условиях рыночной экономики в правоприменительной практике необходим законодательный акт прямого действия, позволяющий регулировать отношения, связанные с коммерческой тайной, введением ее в гражданский оборот. Необходимость четкого регулирования данного вопроса стала особенно очевидной после усиления мер ответственности за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.
Проект федерального закона предусматривает правовое регулирование основных вопросов отнесения информации к коммерческой тайне, оборота такой информации и охраны ее конфиденциальности.
Комитет согласен с концепцией законопроекта, однако считает, что ко второму чтению в проект необходимо внести ряд изменений и дополнений.
1. Необходимо уточнить основные понятия, используемые в законопроекте, поскольку формулировки, данные в статье 3, в ряде случаев не совпадают с формулировками, используемыми в последующих статьях и других законах, регулирующих сходные вопросы.
2. Часть первую статьи 2, касающуюся состава законодательства Российской Федерации, необходимо дополнить словами "и иных нормативных правовых актов Российской Федерации". (Даже в самом законопроекте в статье 8 упоминаются иные нормативные правовые акты).
3. Необходимо отдельно рассмотреть обоснованность каждого изменения в перечне информации, которая не может составлять коммерческую тайну, приведенном в статье 5, по отношению к действующему в настоящее время перечню, а также его согласованность с действующими законами, содержащими нормы о возможности или запрете отнесения сведений к коммерческой тайне.
4. В статье 6 "Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, органам государственной власти и органам местного самоуправления" необходимо установить обязанности не только "обладателя коммерческой тайны", но и его контрагента и исключить слова об установлении компетенции указанных органов федеральными законами, что не согласуется с принципами федерализма в случае органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. В части пятой статьи 7 и в статье 10 необходимо исключить перед словом "права" слово "имущественные", либо уточнить, какие права на информацию, кроме имущественных, регулируются данным законопроектом.
6. В статье 8 термин "служебные обязанности", необходимо заменить на "трудовые обязанности", т.е. привести его в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации.
7. Необходимо ввести дополнительную статью, определяющую порядок и условия заключения договоров на передачу информации, содержащей коммерческую тайну, и на возможность ее использования (лицензионных договоров), то есть дать четкую правовую основу введения этой информации в гражданский оборот. Ссылка на то, что договорные отношения строятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, не решает проблемы.
8. Недостаточно проработаны вопросы, регулирующие взаимоотношения работника (автора), создавшего информацию, с работодателем, установившим для нее режим коммерческой тайны, в том числе об условиях выплаты и размер# вознаграждения работнику (автору). Поскольку информация, отнесенная к коммерческой тайне, может содержаться в патентоспособных материалах, в материалах, охраняемых авторским правом (например программах для ЭВМ и базах данных), и в материалах, не содержащих творческого вклада работника, то взаимоотношения работника и работодателя в разных случаях должны регулироваться по-разному. Не отражена роль трудового договора в регулировании взаимоотношений работника, создавшего информацию, с работодателем, установившим для нее режим коммерческой тайны, по вопросам определения условий и размера выплаты вознаграждения работнику.
9. В статье 10 "Имущественные права на информацию, составляющую коммерческую тайну" необходимо предусмотреть, кроме прав предприятий, права учреждений (научных и образовательных), которые в соответствии с учредительными документам# могут заниматься предпринимательской деятельностью и, соответственно, обладать информацией, составляющей коммерческую тайну.
10. В статье 11 в число мер, принимаемых "обладателем коммерческой тайны" по охране конфиденциальности составляющей ее информации, следует добавить ведение перечня лиц, ознакомленных с каждым объектом, составляющим коммерческую тайну.
11. Из статьи 12 и 13 необходимо исключить обязанность работника и контрагента доносить о ставших ему известными фактах нарушения режима конфиденциальности, поскольку отсутствуют санкции за невыполнение этой обязанности.
12. В часть третью пункта 2 статьи 12, касающуюся обязательств работника по сохранению коммерческой тайны после окончания трудовых отношений, необходимо внести уточнение, что такие обязательства должны быть оговорены в специальном соглашении, поскольку после прекращения действия трудового договора кончаются все обязательства работника по такому договору.
Необходимо согласовать с Трудовым кодексом положение о материальной ответственности работника за разглашение коммерческой тайны, поскольку в соответствии с Трудовым кодексом речь может идти только о возмещении материальной ответственности в полном размере причиненного ущерба, т.е. недополученные доходы не возмещаются.
13. В пункт 1 статье 13 необходимо ввести не только ответственность контрагента по возмещению убытков "обладателю коммерческой тайны" в случае ее разглашения, но ответственность "обладателя коммерческой тайны" перед контрагентом в аналогичных случаях, либо исключить упоминание о возмещении убытков, как обязательном условие# договора.
14. В пункте 1 статьи 14 часть вторую необходимо дополнить положением о том, что возможность передачи информации в органы власти без санкции правообладателя может быть установлена не только этим федеральным законом, но и другими федеральными законами.
Следует обратить внимание на то, что, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 14 убытки, причиненные "обладателю коммерческой тайны" в случае нарушения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работниками органов власти, возмещаются из средств бюджета, законопроект, безусловно, имеет затратный характер.
Высказанные замечания не затрагивают концепции законопроекта. Комитет по образованию и науке поддерживает принятие законопроекта в первом чтении и считает, что указанные замечания могут быть учтены при рассмотрении законопроекта Государственной Думой во втором чтении.
Председатель Комитета |
А.В.Шишлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.