Заключение Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока на проект федерального закона N 309446-3 "О внесении дополнения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие земельного Кодекса Российской Федерации"
(в части установления размера арендной платы за использование земельных участков предприятиями, расположенными в районах Крайнего Севера), внесенный депутатами Государственной Думы В.Н.Басыгысовым, Н.М.Безбородовым, В.А.Буткеевым, В.П.Войтенко, О.Г.Дмитриевой, В.Ф.Дорогиным, В.М.Етылиным, В.М.Зубовым, Б.И.Кодзоевым, С.И.Колесниковым, Н.В.Комаровой, В.Е.Коптевым-Дворниковым, А.Э.Мяки, В.И.Орловым, В.Н.Пивненко, Н.Л.Пискуном, В.Б.Савостьяновой, А.Н.Томовым, И.К.Чернышенко, В.И.Шпортом
Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел проект федерального закона N 309446-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части установления размера арендной платы за использование земельных участков предприятиями, расположенными в районах Крайнего Севера).
Рассматриваемый законопроект разработан в соответствии с Федеральным законом N 78-ФЗ от 19 июня 1996 года "Об основах правового регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", в статье 3 которого прямо закреплен один из принципов государственного регулирования на Севере: "государственный протекционизм (поддержка), направленный на создание на Севере для населения и значительной части отраслей хозяйства льготного режима развития". Однако реальных финансово-экономических мер, идущих в развитие принятых федеральных законодательных актов, на сегодняшний день явно не достаточно.
По мнению Комитета, одним из главных факторов успешно функционирующей рыночной экономики и интенсификации производственного процесса, является ясное и справедливое регулирование, в том числе и в сфере имущественно-земельных отношений.
Деятельность государства, направленная на развитие перспективных производств и стабилизацию социально-экономической ситуации в труднодоступных, характеризуемых сложными климатическими условиями районах Крайнего Севера с использованием, в первую очередь, экономических механизмов регулирования, приобретает первостепенное значение в период становления полноценного земельного рынка и разработки экономически обоснованных механизмов взимания земельных платежей.
В настоящее время целесообразно осуществить постепенный, не подрывающий экономический потенциал предприятий, переход к реализации рыночной модели формирования земельных платежей, учитывающий различия регионов в уровне социального и экономического развития. Такой подход позволит избежать существенного увеличения сложившегося в субъектах Российской Федерации уровня арендной платы и соответственно не станет препятствием на пути развития производств.
Следует перейти от сложившейся практики дотирования региональных и местных бюджетов отдельных регионов к реализации экономических методов регулирования и стимулирования имеющихся внутренних резервов. Обоснованное государственное регулирование в области имущественно-земельных отношений является одним из таких методов. Следует отметить, что во многих северных регионах органы власти на уровне субъекта Федерации и местном уровне предпринимают шаги по установлению оптимальных, экономически обоснованных размеров земельных платежей. Кроме того, размеры арендной платы за земельные участки, занятые жилищным фондом, используемые в хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей ограничены рамками земельного налога.
Проводимая Правительством Российской Федерации работа по разработке нормативных актов в целях перехода от принципа административного установления порядка и размеров взимания земельных платежей, к основанному на объективном, рыночном методе, без сомнения заслуживает понимания и поддержки. Однако повсеместное, без учета специфики регионов, внедрение предложенной модели может повлечь за собой резкое увеличение налоговой нагрузки на предприятия и спровоцировать спад производства. В первую очередь, это касается районов Крайнего Севера, где, как правило, единственным землепользователем является одно крупное градообразующее предприятие, и установление "рыночной" арендной платы, в принципе, невозможно.
Предложенная законодательная инициатива не является льготой, или каким-то видом дотирования, ее реализация позволит укрепить наметившийся выход Севера страны из социально-экономического кризиса и обеспечить базу его дальнейшего развития.
Комитет считает, что законопроект подготовлен с учетом статьи 72 Конституции Российской Федерации и соответствует законодательству Российской Федерации в этой сфере.
С учетом вышеизложенного Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока рекомендует депутатам Государственной Думы принять в первом чтении проект федерального закона N 309446-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части установления размера арендной платы за использование земельных участков предприятиями, расположенными в районах Крайнего Севера).
Председатель Комитета |
В.Н.Пивненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.