Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации"
Законопроект направлен на создание механизма, стимулирующего поддержку и развитие малого предпринимательства со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, создание ими благоприятных условий для функционирования малых предприятий, увеличению их числа и численности занятых на них работников.
Законопроектом предполагается увеличить налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в региональные и местные бюджеты за счет направления в эти бюджеты налоговых поступления# от большинства федеральных налогов и сборов, а также налоговых платежей при использовании специальных налоговых режимов.
При подготовке законопроекта учтено, что субъекты малого предпринимательства применяют разные режимы налогообложения: общий режим, упрощенную систему, систему уплаты единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога. Также учитывается, что далеко не все налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, являются субъектами малого предпринимательства (критерии отнесения к ним установлены ст.3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ). Так, например, упрощенную систему налогообложения вправе применять некоммерческие организации, а также предприятия с численностью работников, в несколько раз превышающей критерии, установленные для малых предприятий. В этой связи для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, но не являющихся субъектами малого предпринимательства, должны сохраняться существующие нормативы отчислений в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
В законопроекте предлагается путем внесения дополнений в статью 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации установить, что в отношении субъектов малого предпринимательства доходы от федеральных налогов и сборов, а также налоговых платежей при использовании специальных налоговых режимов становятся дополнительными регулирующими налоговыми доходами, которые передаются другим уровням бюджетной системы Российской Федерации. При этом предлагается установить следующий порядок их распределения: - до 30% в бюджеты субъектов Российской Федерации и не менее 70% в местные бюджеты. Таким образом, пропорция распределения указанных налоговых доходов между региональными и местными бюджетами может изменяться как по всем, так и по отдельным видам налогов, но в любом случае доля, приходящаяся на местные бюджеты, должна быть 70 и более процентов.
Суммы вышеуказанных федеральных налогов и сборов могут самостоятельно исчисляться и уплачиваться субъектами малого предпринимательства отдельно в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, исходя из установленных нормативов отчислений.
В таком же порядке предлагается увеличить и соответствующие доли поступлений в региональные и местные бюджеты при применении субъектами малого предпринимательства специальных налоговых режимов. Однако при уплате субъектами малого предпринимательства единого налога при применении упрощенной системы налогообложения, единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предлагается сохранить ранее установленные законодательством нормативы отчислений в государственные внебюджетные фонды, что обеспечит сохранение социальных гарантий для работников малых предприятий.
Принимая во внимание, что единый социальный налог, государственная пошлина, таможенные платежи носят целевой характер, либо являются инструментами регулирования внешнеэкономической деятельности, предлагается не распространять на них вышеуказанный порядок распределения.
В новой статье 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей особенности налогообложения малых предприятий, предлагается установить, что суммарное налоговое бремя на субъекты малого предпринимательства от всех видов налогов и сборов не может составлять более 20% их валового дохода от реализации товаров, работ, услуг.
Введение нового порядка налогообложения малого бизнеса потребует изменений и в налоговом администрировании. Принимая во внимание все вышеуказанные особенности налогообложения малых предприятий, учет субъектов малого предпринимательства в качестве налогоплательщиков налоговыми органами нужно будет вести отдельно от других категорий налогоплательщиков.
Для исключения необоснованного завышения субъектами Российской Федерации значений корректирующего коэффициента К2 по единому налогу на вмененный доход от отдельных видов деятельности (например, в целях общего увеличения налоговых поступлений) предлагается внести дополнение в пункт 7 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанным дополнением значения данного коэффициента будут ежегодно определяться для всех категорий налогоплательщиков субъектами Российской Федерации на основе методики, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Выпадающие в связи с принятием федерального закона доходы федерального бюджета по ряду налогов и сборов при необходимости можно было бы компенсировать соответствующим уменьшением доли субъектов Российской Федерации от налоговых поступлений по акцизам на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья. В этой связи данный федеральный налог в проекте закона исключен из числа налогов, которые полностью перестают быть собственными налоговыми доходами федерального бюджета.
Кроме того, принятие федерального закона позволит несколько компенсировать потери региональных и местных бюджетов в связи с предстоящей отменой с 1 января 2004 года налога с продаж.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации"
Принятие указанного федерального закона может повлечь сокращение налоговых доходов федерального бюджета и одновременно увеличение поступлений налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Возможные потери федерального бюджета в результате принятия закона могут составить ориентировочно 7,5-8,5 миллиардов рублей в год.
Вместе с тем нельзя не учитывать, что принятие данного закона будет способствовать созданию более благоприятного климата для субъектов малого предпринимательства, что должно привести к легализации значительной части теневого бизнеса, росту количества малых предприятий, увеличению производимых ими товаров (работ, услуг), росту занятости и доходов населения, росту валового внутреннего продукта. В этой связи следует полагать, что возможные потери федерального бюджета будут полностью или частично компенсированы за счет косвенных факторов и источников доходов.
Кроме того, возможные потери федерального бюджета в связи с принятием данного закона по ряду налогов и сборов при необходимости можно было бы компенсировать соответствующим уменьшением доли субъектов Российской Федерации от налоговых поступлений по акцизам на отдельные виды товаров, например на горюче-смазочные материалы (бензин автомобильный, дизельное топливо, масло для двигателей), алкогольную продукцию (вино, пиво, водку при реализации с акцизных складов) и др.
Перечень
законодательных актов, которые необходимо принять в связи с принятием федерального закона
Принятие иных федеральных законодательных актов в связи с принятием данного федерального закона не требуется.
Для установления пропорции распределения налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами потребуется принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации. Данное распределение может устанавливаться, в частности, в законах субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год.
Для реализации правовых норм, указанных в пункте 2 новой предлагаемой статьи 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации, потребуется принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.