Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации"
Необходимость принятия указанного федерального закона обусловлена практической потребностью в дальнейшем совершенствовании системы оснований для отсрочки от призыва на военную службу (далее - отсрочка), а также в приведении отдельных законодательных актов Российской Федерации во взаимное соответствие.
Законопроектом предлагается предоставить отсрочку гражданам, избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), депутатами представительных органов местного самоуправления или главами муниципальных образований, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе.
Эту цель предлагается достигнуть путем внесения соответствующего дополнения в пункт 1 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В связи с наличием в федеральных законах "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" соответствующих норм вышеупомянутая категория граждан на военную службу на практике как правило не призывается.
Вместе с тем положения этих актов в части касающейся исполнения гражданами воинской обязанности изложены не вполне корректно и не во всем соответствуют положениям Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Таким образом внесение изменений в федеральные законы "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" обусловлены необходимостью приведения их положений в соответствие с положениями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и одновременно являются производными от изменений, предложенных законопроектом.
Так, подпункт "з" пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предлагается исключить в связи с тем, что пунктом 1 статьи 1 законопроекта депутатам Государственной Думы предусмотрено предоставление отсрочки вне зависимости от их на это согласия.
Что же касается членов Совета Федерации, то они на военную службу быть призванными и вовсе не могут, так как призыву на военную службу подлежат граждане от 18 до 27 лет, а в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин не моложе 30 лет.
Статью 24 того же Федерального закона предлагается исключить как дублирующую статью 55 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Статья 16 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предложена к исключению, прежде всего как не соответствующая статье 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (депутаты указанных органов от призыва на военную службу не освобождены). При этом пунктом 1 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в редакции законопроекта таким гражданам предусматривается предоставление отсрочки.
В оставшейся части названная статья 16, как и в предыдущем случае, дублирует статью 55 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", что вряд ли можно признать целесообразным.
Предложенные изменения в указанные законодательные акты Российской Федерации обусловлены еще и тем, что вопросы призыва граждан на военную службу и прохождения гражданами военных сборов составляют предмет правового регулирования именно Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и поэтому во избежание противоречий правовых норм (наличие описанных выше несогласованностей доказывает это) не должны одновременно относиться к предмету правового регулирования других законодательных актов.
Помимо изложенного, законопроектом предлагается предоставить отсрочку и гражданам, зарегистрированными кандидатами на замещение вышеназванных государственных и муниципальных должностей.
Такая категория граждан, в отличие от избранных на соответствующие государственные и муниципальные должности, ныне не освобождена от призыва на военную службу и на практике имеются случаи, когда такие граждане приобретают статус избранных на соответствующие должности уже после призыва их на военную службу.
В этом случае на них распространяет свое действие статья 45 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", регламентирующая вопросы приостановления военной службы, которая, однако, в большей степени характерна для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Дальнейшая же судьба граждан, проходящих военную службу по призыву, которым военная служба приостановлена, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" не оговорена вовсе.
Именно поэтому призывать на военную службу граждан, зарегистрированных в установленном порядке кандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), депутаты представительных органов местного самоуправления или главы муниципальных образований для осуществления своих полномочий на постоянной основе, до дня официального опубликования результатов соответствующих выборов включительно, нецелесообразно.
Тех граждан, которые избираются на указанные должности в период прохождения военной службы по призыву, целесообразно сразу же увольнять с военной службы в запас.
Для реализации этой идеи законопроектом предлагается внести соответствующее дополнение в пункт 1 статьи 51 названного Федерального закона, предусмотрев в ней такое основание для увольнения, как "в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления или главой муниципального образования, и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе".
При оценке положений законопроекта важно учитывать, что они нисколько не ущемляют установленные на сегодняшний день права граждан, деятельность которых регламентируется названными законодательными актами.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации"
Принятие указанного федерального закона признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов не потребует.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации"
Принятие указанного федерального закона расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.