Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О саморегулируемых организациях"
Проект федерального закона "О саморегулируемых организациях" направлен на реализацию единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения. Путем последовательного создания СРО в самых различных областях предпринимательской и профессиональной активности, развития "самосознания" таких организаций государство будет вытесняться из сферы регулирования тех коммерческих отношений, присутствие в которых государственного элемента представляется излишним и неоправданным с точки зрения основных функций государственного регулирования.
В развитых западных экономиках процесс концентрации предпринимателей в некоммерческие организации с целью саморегулирования рынков и профессиональной деятельности осуществлялся естественным, эволюционным путем в течение многих десятилетий, в отсутствие специального законодательного регулирования этого процесса. В условиях современной России, наоборот, представляется исключительно важным изначально задать правовые рамки объединения предпринимателей в саморегулируемые организации с тем, чтобы обозначить четкие пределы вмешательства государства в процесс саморегулирования, не допустить присвоения себе федеральными и региональными органами государственной власти исключительного права на инициативу в создании СРО, как декорации представительства интересов бизнеса при этих органах власти.
Законопроект направлен на реализацию единой государственной экономической политики по защите интересов субъектов предпринимательской, усилению их ответственности перед потребителями производимых товаров (работ, услуг) и снижению бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности участников саморегулируемых организаций.
Проект федерального закона "О саморегулируемых организациях" включает в себя общие нормы регулирования процедур создания и функционирования саморегулируемых организаций, важнейшими из которых являются нормы, определяющие содержание регулятивных полномочий СРО, пределы вмешательства государства в их деятельность. Путем последовательного создания СРО в самых различных областях предпринимательской и профессиональной активности, развития "самосознания" таких# организаций государство будет вытесняться из сферы регулирования тех коммерческих отношений, присутствие в которых государственного элемента представляется излишним и неоправданным с точки зрения основных функций государственного регулирования.
Важнейшей функцией СРО, отмеченной в законопроекте, определена защита интересов предпринимателей в их отношениях с государством. При возникновении любых конфликтов и споров между федеральным (региональным) органом исполнительной власти и участником СРО, противостоять государству от имени данного участника будет сама такая организация, что автоматически переводит весь процесс разбирательства конфликта в качественно иную плоскость. Индивидуальное противостояние предпринимателей государству заменяется коллективным противостоянием.
В законопроекте саморегулирование оформляется как комплексное явление с особой системой взаимоотношений хозяйствующих субъектов друг с другом и с государством, которому присущи следующие цели:
поддержание высоких стандартов предпринимательской деятельности и деловой этики в отрасли;
создание альтернативных механизмов разрешения споров субъектов саморегулирования и потребителей, а также субъектов саморегулирования и государства;
снижение объема государственного регулирования деятельности субъектов саморегулирования.
Законопроект базируется на следующих основных принципах:
добровольного объединения субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемые организации;
последовательной активизации процессов дебюрократизации экономики и поддержки
формирования в стране гражданско-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения хозяйственной деятельности.
В законопроекте предусматриваются формы контроля саморегулируемой организации за выполнением ее участниками в ходе осуществления ими своей предпринимательской (профессиональной) деятельности требований законодательства Российской Федерации и установленных саморегулируемой организацией правил и стандартов.
В законопроекте подробно расписаны организационная структура, функции и полномочия органов управления и функциональных специализированных рабочих органов саморегулируемой организации.
В случае принятия проекта федеральный закон "О саморегулируемых организациях" не станет единственным и исключительным актом, регламентирующим вопросы саморегулирования в любых сферах экономики. Исходя из специфики различных видов: коммерческой и профессиональной деятельности на финансовых и товарных рынках, в сфере услуг, иными законодательными актами могут устанавливаться особенности объединения различных групп предпринимателей в саморегулируемые организации, в том числе особенности определения состава и содержания обязательных признаков организаций для цели признания их саморегулируемыми.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О саморегулируемых организациях"
Введение в действие федерального закона "О саморегулируемых организациях" не потребует внесения изменений в указанные законодательные акты.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О саморегулируемых организациях"
Введение в действие федерального закона "О саморегулируемых организациях" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а. также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.