В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 3, 4, 5 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю".
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 законопроекта государственная собственность на земли лесного, водного фондов не подлежит разграничению.
Законопроектом предлагается проводить разграничение государственной собственности на землю по принципу территориальной принадлежности земельных участков, вне зависимости от того, что на таких земельных участках располагается недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации или в собственности субъектов Российской Федерации. Государственную собственность на земли сельскохозяйственного назначения и земли особо охраняемых природных территорий предлагается разграничить на собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований на основании изложенного принципа, а также определить, что земли запаса не подлежат разграничению.
Необходимо учитывать, что одним из основополагающих принципов земельного законодательства, установленного Земельным кодексом Российской Федерации, является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
Исходя из указанного принципа Земельным кодексом Российской Федерации установлена вся система полномочий исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками.
Кроме того, в соответствии со статьями 17 - 19 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности Российской Федерации, право собственности субъектов Российской Федерации и право собственности муниципальных образований может возникать как при разграничении государственной собственности на землю, так и в случае когда земельный участок признан находящимся в соответствующей собственности федеральными законами.
Такими федеральными законами являются, в том числе Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях". Указанными законами земли лесного фонда, земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в федеральной собственности, особо охраняемые природные территории федерального значения отнесены к федеральной собственности.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение недвижимым имуществом осуществляется его собственником.
В отношении земель запаса следует отметить следующее.
Землями запаса признаются земли, являющиеся потенциальным резервом для обеспечения нужд государства, муниципальных образований, граждан и их объединений, которые не предоставлены гражданам или юридическим лицам. В настоящее время распоряжение указанными землями осуществляют органы местного самоуправления, которые решают в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. При этом в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации должны быть сохранены земельные участки, которые необходимы для осуществления органами государственной власти полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 законопроекта из земель, которые могут быть отнесены к собственности Российской Федерации, исключаются земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности.
Однако в соответствии с принципом земельного законодательства признается единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Положения Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", устанавливающие, что в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возникает право собственности, включаются земельные участки, на которых расположено приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации соответственно в собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, коррелируют с положениями Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которому решение о продаже земельных участков под приватизированными объектами недвижимости принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости. Разграничение указанных земельных участков "по территориальному принципу" на собственность субъекта Российской Федерации, муниципальных образований создаст объективные противоречия нормам двух федеральных законов.
Кроме того, принятие предлагаемых законопроектом изменений не возможно# без внесения соответствующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, как кодифицирующего акта в области земельного законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.
Заместитель Председателя Правительства |
Г.Карелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 5742п-П5 "Официальный отзыв на проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", вносимый Мурманской областной Думой"
Текст письма официально опубликован не был