Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
I. Расчет стоимости продаваемых земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в Российской Федерации нецелесообразно с экономической точки зрения определять исходя из величины кратной ставке земельного налога по следующим причинам:
- ставки земельного налога, установленные в 1991 году, и с того времени многократно индексируемые, давно утратили привязку к реальной стоимости земли, экономической величине извлекаемой земельной ренты и не учитывают инфраструктурных характеристик конкретного земельного участка;
- принятые в настоящее время коэффициенты кратности к величине земельного налога не имеют какого бы то ни было, экономического обоснования, что недопустимо при политике государства, направленной на прозрачность экономики, эффективность решений, принимаемых в отношении государственного имущества.
Также сами определения понятий налога, цены и стоимости объясняют экономическое противоречие существующего порядка расчета стоимости земельных участков под приватизированными объектами.
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Цена - размер эквивалента полезности продаваемого товара, который устанавливается продавцом.
Стоимость - сумма, за которую продавец готов продать товар, а покупатель готов его купить.
Кроме того, принимая во внимание тот факт, что кадастровая стоимость земельных участков в России также вызывает множество споров и разногласий о несоответствии ее реальным условиям спроса и предложения, она также не может быть базой для совершения сделок по выкупу земельных участков под приватизированными объектами.
Понятие нормативной стоимости земельных участков является архаичным и ближайшее время полностью утратит свое применение, следовательно, основывать расчеты выкупной цены земли на ее базе нецелесообразно.
Таким образом, независимо от того, что рынок земельных участков в России в массовом количестве еще не сформирован, рыночная стоимость земельных участков рассчитывается независимыми оценщиками уже более 10 лет на базе существующих российских и международных стандартов оценки, а результаты таких экспертных оценок полностью соответствуют интересам участников рыночных отношений.
На основании изложенного предлагаем следующую технологию продажи государственных и муниципальных земельных участков под зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в частной собственности:
1. Собственник объектов, расположенных на земельном участке, за свой счет заказывает независимому оценщику проведение рыночной оценки земельного участка.
2. Орган власти, уполномоченный на принятие решений о продаже земельных участков, проводит экспертизу отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка. (Работники центрального аппарата и территориальных органов Минимущества России, а также органов местного самоуправления, уже имеют в штате специалистов, получивших соответствующее образование в области оценочной деятельности)
3. В случае согласия с результатами оценочного отчета заключается договор купли-продажи земельного участка. В случае несогласия органа власти, уполномоченного на принятие решений о продаже земельных участков, с размером рассчитанной рыночной стоимости он обжалует результаты оценки в суде в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Предложенный порядок не потребует дополнительных бюджетных расходов и, в то же время, будет способствовать развитию предпринимательства в области оценочной деятельности, а также позволит повысить эффективность управления земельными ресурсами в Российской Федерации.
II. При определении размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, целесообразно распространить действующий порядок расчета арендной платы за федеральное недвижимое имущество, установленный распоряжением Минимущества России от 13.05.2002 N 1185-р, который предполагает сдачу имущества в аренду по рыночным ставкам.
Введение в действие указанного порядка в отношении федерального недвижимого имущества позволило существенно увеличить доходы федерального бюджета и обеспечить прозрачность и объективность управления государственным имуществом. В том числе упорядочило взаимоотношения арендаторов государственного имущества с арендодателем.
Финансово-экономическое обоснование
"проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон
от 25 октября 2001 года N 137 - ФЗ
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.