Проект федерального закона N 367123-3
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Статья 1
Пункт 1. Внести в закон Российской Федерации "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" следующие изменения и дополнения:
1. Статья 1. Основные понятия
Дополнить словами: "...Гражданским Кодексом РФ,.."
"Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Гражданским Кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, и является публичным."
2. Статья 3. Основные принципы обязательного страхования
Последний абзац исключить
3. Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
П.2. Слова: "до регистрации транспортного средства, но" - исключить.
Дополнить словами: "а так же грузовых автомобилей и иных транспортных средств, используемых для перевозки военнослужащих"
5. Статья 4 п.6. абз.2 Дополнить словом: "...административную..."
"Лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации."
6. Статью 5 изложить в следующей редакции:
"Типовой договор обязательного страхования"
"Условия, на которых заключается договор обязательного страхования, должны соответствовать типовым условиям договора обязательного страхования, содержащимся в настоящим законе Российской Федерации"
7. Добавить статью 7 "Основные условия возмещения вреда"
"1. При наступлении страхового случая страховщик обязан в пределах лимитов ответственности, установленных настоящим Федеральным законом, произвести выплату пострадавшему в виде полного или частичного возмещения вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия жизни и здоровью физического лица (вред личности) или имуществу физического или юридического лица (вред имуществу).
2. В целях применения настоящей статьи вред, причиненный личности включает:
а) утраченный третьим лицом заработок вследствие повреждения здоровья;
б) расходы потерпевшего, вызванные повреждение здоровья, включающие расходы на необходимый специальный медицинский уход, протезно-ортопедическую помощь, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и не имеет права на их бесплатное получение;
в) заработок, утраченный лицами, понесшим ущерб в случае смерти кормильца;
г) возмещение расходов на погребение лицам, понесшим указанные расходы.
3. В целях применения настоящей статьи ущерб имуществу включает:
а) реальный ущерб, причиненный утратой или повреждением транспортного средства;
б) реальный ущерб, причиненный утратой или повреждением иного имущества, кроме указанного в подпункте а) пункта 3 настоящей статьи."
4. Страховщик обеспечивает выплату пострадавшему в полном объеме, предусмотренном статьей 7, при наступлении страхового случая повлекшего смерть пострадавшего или полную утрату.
8. Статья 8(7) Страховая сумма
За словами: "Страховая сумма" вставить слова: "(лимит ответственности страховщика)"
"Страховая сумма (лимит ответственности страховщика), в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тысяч рублей, а именно:..."
9. Статья 9(8) Государственное регулирование страховых тарифов
П.2. исключить
П.3. абз.1 Слова: "...шести месяцев." заменить словами: "...одного года."
"Срок действия установленных страховых тарифов не может быть менее одного года."
10. Статью 10(9) изложить в следующей редакции:
"Базовые ставки, размер страховых взносов и коэффициенты страховых тарифов"
11. После исходного текста статьи 10(9)
добавить пункт 7.
"Схема применения коэффициентов при расчете тарифов страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в зависимости от:
а) регионов России
Группа | Адрес регистрации транспортного средства | Коэффициент |
1. | Города Москва, Санкт-Петербург и населенные пункты, входящие в 50 км зону. |
1,0 |
2. | Города с населением свыше 1 млн.человек и населенные пункты, входящие в 50 км зону. |
1,0 |
3. | Административные центры субъектов РФ (за исключением входящих в группу 1) |
1,0 |
4. | Иные населенные пункты (не входящих в группы 1 и 2) |
0,8 |
5. | Иные населенные пункты (не входящие в 50 км зону групп 1, 2 3 и 4) |
0,4 |
б) сроков эксплуатации транспортного средства
Срок эксплуатации транспортного средства | Коэффициент |
до 5 лет | 1,0 |
от 5 до 10 лет | 0,9 |
свыше 10 лет | 0,8 |
в) водительского стажа застрахованного
Водительский стаж застрахованного | Коэффициент |
до 2 лет | 2,0 |
от 2 до 4 лет | 1,5 |
свыше 4 лет | 1,0 |
г) наличия или отсутствия аварийности за прошедший год
Количество убытков | Коэффициент |
0 | 1,0 |
1 | 1,0 |
2 | 1,5 |
более 2 | 2,0 |
д) срока страхования
Срок страхования | Коэффициент |
до 1 месяца | 0,1 |
2 месяца | 0,2 |
3 месяца | 0,3 |
4 месяца | 0,4 |
5 месяцев | 0,5 |
6 месяцев | 0,6 |
7 месяцев | 0,7 |
8 месяцев | 0,8 |
9 месяцев | 0,9 |
от 9 месяцев до 12 месяцев | 1,0 |
12. Добавить статью 11, "Размер страховых взносов"
"1. Размер годового страхового взноса для каждого страхователя с единицы транспортного средства устанавливается на основании установленных настоящей статьей базовых страховых тарифов с учетом установленных настоящим законом льгот и надбавок.
2. Страховые тарифы зависят от сроков страхования. При страховании на срок менее года применяются страховые тарифы по краткосрочному страхованию.
3. Страховые тарифы дифференцируются в зависимости от технических характеристик автотранспортных средств (мощности для легковых автомобилей, грузоподъемности для грузовых автомобилей, числа посадочных мест для автобусов) их назначения, характера использования.
4. Страховые тарифы могут дифференцироваться для различных регионов Российской Федерации на основании статистических данных.
5. Размер страховых тарифов устанавливается страховщиком на основе базовых страховых тарифов и с учетом установленных настоящим законом коэффициентов, льгот и надбавок к базовому страховому тарифу.
6. Базовые страховые тарифы определяются по категориям транспортных средств в рублях.
легковые автомобили с мощностью двигателя
Менее 45 лошадиных сил - 1019
от 45 до 80 лошадиных сил - 1457
свыше 80 до 110 лошадиных сил - 2184
свыше 110 лошадиных сил - 4369
Прицепы к легковым автомобилям - 268
Такси (включая маршрутные) - 4369
Грузовые автомобили грузоподъемностью
до 4,5 тонн - 1457
свыше 4,5 до 10 тонн - 2184
свыше 10 тонн - 2912
Прицепы к грузовым автомобилям - 581
Автобусы с числом мест для сидения
до 20 мест - 2184
свыше 20 мест - 2912
Троллейбусы - 1457
Трамваи - 728
Колесные тракторы и дорожные машины - 875
Мотоциклы (мотороллеры) - 875"
13. Добавить статью 12 "Льготные и повышенные тарифы"
"1. При определении страховых тарифов страхователю предоставляется скидка за использование транспортного средства в течении предыдущего периода страхования без случаев причинения ущерба при ДТП. При сроке действия завершившегося договора страхования менее года указанная скидка не предоставляется.
Страховщики могут представлять скидку за безаварийную эксплуатацию транспортного средства в течение двух лет в размере 10% от размера страхового взноса, указанного в статье 9 настоящего Закона, в течение 3-х лет - в размере 20% и в течение 4-х лет и более - 30%.
2. В случае причинения ущерба при ДТП в течение срока действия Договора страхования страхователем или лицом, которому страхователь доверил управление принадлежащим ему транспортным средством, что повлекло или повлечет выплату страхового возмещения, страховой тариф при заключении договора страхования на очередной срок увеличивается в размере до 10% от размера страхового взноса.
3. Для лиц, получивших транспортные средства через органы социального обеспечения, а также инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц страховые тарифы устанавливаются в размере 50% от действующих страховых тарифов.
4. Для лиц, являющихся пенсионерами Российской Федерации по возрасту страховые тарифы устанавливаются в размере 50% от действующих страховых тарифов.
5. Льготные условия страхования действуют только в отношении категории владельцев транспортных средств, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, положения пунктов 1 и 2 указанной# выше категории лиц не применяется#. Если транспортным средством пользуются и другие лица, то страхование осуществляется на общих основаниях.
6. Страховщики вправе предоставлять страхователям дополнительные услуги, связанные с осуществлением страхования по настоящему Закону. Дополнительные услуги являются добровольными. Их перечень должен содержаться в Условиях страхования. Плата за дополнительные услуги устанавливается страховщиком."
14. Статья 13(10) Срок действия договора обязательного страхования
П.1 абз.2. - исключить.
15. Статья 13(10) п.3 последнее предложение - исключить
16. Статья 14(11) Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
П.2 Слова: "..могут повлечь..." заменить словами: "..фактически повлекли..."
"О случаях причинения вреда при использовании транспортного средства, которые фактически повлекли за собой гражданскую ответственность страхователя, он обязан сообщить страховщику в установленный договором обязательного страхования срок и определенным в нем способом."
17. Статья 14(11) П 3. изложить в следующей редакции:
"Потерпевший обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая."
18. Статья 15(12) Определение размера страховой выплаты
П.1 абз.2 изложить в следующей редакции:
"О предоставлении документов, подтверждающих факт и обстоятельства причинения вреда"
"Потерпевший обязан предоставить страховщику перечень, указанных в договоре обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, документов, а также сообщить все известные сведения, подтверждающие объем и характер вреда, причиненного его жизни или здоровью.
Органы Министерства внутренних дел, прокуратуры, социального обеспечения, суды, медицинские учреждения и др.) по запросам страховщиков бесплатно предоставляют им документы, необходимые для решения вопросов, связанных с выплатой страхового обеспечения или страхового возмещения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств."
19. Статья 15(12) П.2.
Слова: ", намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату," исключить.
20. Статья 15(12) П.3 абз.2 изложить в следующей редакции:
"Договор обязательного страхования может быть продлен, но не более чем на 30 дней, в течение которых страховщик обязан прибыть для осмотра и организации независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, в случае их организации в труднодоступных, удаленных или малонаселенных местностях."
21. Статья 15(12) П.7. Абзац 2 - исключить.
22. Статья 16(13) Страховая выплата
П.1 абз.1, 2 добавить слова: "...регионального центра объединения страховщиков,"
1. "Потерпевший вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу, в пределах страховой суммы. Заявление потерпевшего, содержащее требование о страховой выплате, с приложенными к нему документами о наступлении страхового случая и размере подлежащего возмещению вреда направляется по месту нахождения регионального центра объединения страховщиков, страховщика или его представителя, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страховых выплат.
Место нахождения и почтовые адреса регионального центра объединения страховщиков, страховщика, всех его представителей в субъектах Российской Федерации, средства связи с ними и сведения о времени их работы должны быть указаны в страховом полисе."
23. Статья 16(13) П.3. Добавить слова: "..согласно решения суда, по исковому заявлению любой из сторон."
"Если при наступлении страхового случая страховые выплаты должны быть произведены нескольким потерпевшим, и сумма их требований, предъявленных страховщику на день первой страховой выплаты по этому страховому случаю, превышает страховую сумму по обязательному страхованию (статья 7 настоящего Федерального закона), страховые выплаты производятся пропорционально отношению страховой суммы к сумме указанных требований потерпевших, согласно решения суда, по исковому заявлению любой из сторон."
24. Добавить статью 17 "Сроки выплаты страхового возмещения".
"Страховое возмещение выплачивается в течение 10 банковских дней со дня представления выгодоприобретателем или его представителем всех необходимых документов по факту причинения вреда и размерам причиненного ущерба. При необходимости проверки представленных документов срок выплаты страхового возмещения может быть увеличен до трех месяцев.
Если не представляется возможным сразу установить весь объем ущерба, то выгодоприобретателю выплачивается та часть страхового возмещения, которая известна и не оспаривается ни одной из сторон.
По ходатайству выгодоприобретателя ему может быть выплачен аванс в счет предполагаемого страхового возмещения.
Если решение о выплате страхового возмещения или его размере зависит от результатов дознания, проводимого органами дознания и предварительного следствия, то срок выплаты страхового возмещения, предусмотренный настоящей статьей, продлевается на период проведения дознания."
25. Добавить главу: "Глава III "Права и обязанности сторон, заключивших договор обязательного страхования и потерпевших"
Статья 18. Обязанности и права страховщика
1. Страховщик обязан:
а) после получения от страхователя заявления о страховании гражданской ответственности и уплаты им страхового взноса выдать страхователю страховой полис установленной формы;
б) разъяснить страхователю его права и обязанности, вытекающие из договора обязательного страхования гражданской ответственности;
в) при возникновении оснований для выплаты и получения об этом заявления страхователя вступить в контакт с потерпевшей стороной (третьим лицом) для урегулирования убытка, а затем произвести потерпевшему выплату причитающихся в соответствии с настоящим Федеральным законом сумм возмещения.
2. В случае необоснованной задержки выплаты потерпевшему возмещения страховщик выплачивает потерпевшему пеню в размере 1 процента от подлежащей выплате суммы за каждый день просрочки, с момента, указанного в подпункте "в" пункта 1 настоящей статьи.
Отказ в выплате возмещения потерпевшему допускается только в случаях, предусмотренных статьями настоящего Федерального закона, о чем страховщик обязан письменно сообщить потерпевшему в срок не позднее 10 дней.
3. Страховщик имеет право:
а) участвовать в осмотре поврежденного имущества с целью определения размеров фактического ущерба и от имени страхователя подписывать акты осмотра и иные документы;
б) своевременно запрашивать у компетентных органов документы, подтверждающие факт и обстоятельства страхового случая, а также материалы, свидетельствующие о наличии и степени вины страхователя и потерпевшего;
в) вести от имени страхователя дело в суде (арбитражном суде) либо быть его представителем.
Статья 19. Обязанности и права страхователя
1. Страхователь обязан:
а) своевременно уплатить страховой взнос;
б) при заключении договора страхования сообщить страховщику сведения о предыдущем страховании, если таковое имело место, а также сведения, характеризующие степень принимаемого на страхование риска по требованию страховщика;
в) при наступлении страхового случая письменно заявить об этом страховщику в течение 3 суток (не считая выходных и праздничных дней) с указанием места, времени и всех обстоятельств страхового случая;
г) предоставить страховщику все необходимые документы для установления размеров причиненного вреда и обстоятельств страхового случая.
2. Страхователь имеет право:
а) при досрочном прекращении договора страхования - на получение части страхового взноса за время с момента прекращения договора страхования и до указанного в нем срока действия;
б) при замене страхователем транспортного средства - на перерасчет страхового взноса с применением скидок и надбавок, предусмотренных статьями настоящего Федерального закона.
Статья 20. Обязанности и права потерпевшего или его правопреемника
1. Потерпевший обязан:
а) по требованию работников ГИБДД-ГАИ Российской Федерации, следственных органов изложить все известные ему обстоятельства страхового случая;
б) после дорожно-транспортного происшествия представить страховщику, а в необходимых случаях - в судебные органы, доказательства (соответствующие справки и другие документы компетентных органов), подтверждающие: размер заработка (дохода) до страхового случая; назначенную ему сумму пенсии, если на таковую он имеет право; размер заработка после страхового случая; сумму ущерба, причиненного имущества потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия.
2. Потерпевший имеет право:
а) заявить претензию о возмещении вреда, причиненного транспортным средством: страховщику, выдавшему страховой полис причинителю вреда; страхователю - в целях дополнительного возмещения вреда. К претензии должны быть приложены документы, необходимые для решения вопроса об ее удовлетворении;
б) в случае письменного отказа в удовлетворении претензии, разногласия между страхователями, страховщиками и потерпевшим разрешаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
26. Статью 21(14) изложить в следующей редакции:
"Переход к страховщику права потерпевшего на регрессное требование возмещение ущерба (суброгация)"
1. К страховщику, выплатившему возмещение, в случаях, определенных п.4 настоящей статьи переходит право требования, в пределах выплаченного возмещения, которое потерпевший, получивший возмещение, имеет к причинителю вреда.
2. Право требования (суброгация), перешедшее к страховщику, осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между пострадавшим и лицом, ответственным за убытки.
3. Пострадавший, которому произведена выплата, обязано передать страховщику все необходимые документы и доказательства, а также сообщить ему все сведения, необходимые для реализации страховщиком перешедшего к нему права требования.
4. Право требования, предусмотренное настоящей статьей, возникает у страховщика в случаях, когда им произведена выплата потерпевшему в порядке возмещения вреда, причиненного:
а) вследствие умышленного действия (бездействия) страхователя, лица, которому страхователь передал право управления транспортным средством;
б) при управлении страхователем транспортным средством в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотических или иных одурманивающих веществ;
в) при отсутствии у страхователя права управления транспортным средством;
г) при передаче страхователем права управления транспортным средством лицу, не имеющему права на управление, либо находящемуся средством в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотических или иных одурманивающих веществ;
д) страхователем или лицом, которому страхователь передал право управления транспортным средством, скрывшемся с места происшествия и установленного в последствии;
е) вследствие технической неисправности транспортного средства, о которой страхователь знал или должен был знать.
5. Право требования, предусмотренное настоящей статьей, не возникает в отношении следующих лиц:
а) водителя, работающего по найму у владельца транспортного средства;
б) члена семьи владельца транспортного средства, совместно проживающего с ним и ведущего общее хозяйство;
в) лица, которое правомерно управляло транспортным средством в присутствии его владельца."
27. Статья 22(15) Порядок осуществления обязательного страхования
П.3 Слова: "и специальный знак государственного образца" - исключить
28. Статья 22(15) П.6 - исключить.
29. Добавить статью 23 "Страховой полис"
"1. При уплате страхового взноса страховщик выдает страхователю на его имя страховой полис установленном формы, удостоверяющий заключение договора страхования.
2. Страховой полис является одновременно документом, подтверждающим уплату страхового взноса за текущий год, находится у лица, осуществляющего управление транспортным средством, и предъявляется водителем работникам ГИБДД-ГАИ по их требованию.
3. Форма бланка страхового полиса утверждается органом государственного страхового надзора."
30. Статью 29(21) Страховщики
Изложить в следующей редакции:
"1. Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Российской Федерации.
2. Иностранным страховым организациям и российским страховым организациям с долей иностранных активов свыше 49% запрещается проводить обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Российской Федерации.
3. Требования, которым должны отвечать страховые организации проводящие обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
4. Лицензии на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств выдаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации."
31. Статья 30(22) Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
П.3. Последний абзац изложить в следующей редакции:
"Размеры отчислений в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат устанавливаются решением Правительства РФ."
32. Главу V. изложить в следующей редакции:
"Глава VI. Профессиональные объединения страховщиков"
33. Статью 24. изложить в следующей редакции:
"Статья 32. Профессиональные объединения страховщиков"
"1. Страховщики для совместного осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Российской Федерации могут образовывать профессиональные объединения страховщиков (союзы, ассоциации и иные объединения), в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации).
2. Указанное положение применяются# с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей статуса профессионального объединения страховщиков, созданного для проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Российской Федерации.
Статья 33. Региональное профессиональное объединение страховщиков
Основой общегосударственной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств являются региональные профессиональных объединений страховщиков.
1. Региональное профессиональное объединение страховщиков является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, в форме некоммерческого партнерства, основанное на членстве страховщиков, осуществляющих свою деятельность на данной территории, действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
2. Региональное профессиональное объединение страховщиков является открытым для вступления новых членов.
3. Региональное профессиональное объединение страховщиков создается на территории практической деятельности, создавших ее страховых компаний, вне зависимости от территориального деления принятого в Российской Федерации и имеет в названии определение, отражающее ее принадлежность (например - Черноземный регион).
4. Региональное профессиональное объединение страховщиков решает задачи по обеспечению гарантий выполнения принятой ответственности страховыми компаниями, членами регионального профессионального объединения, организации проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, организации взаиморасчетов между страховыми компаниями, взаимодействия с Федеральным Координационным центром по кругу его полномочий и т.п.
5. Региональное профессиональное объединение страховщиков создается и действует в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.
6. Региональное профессиональное объединение страховщиков регистрируется согласно действующего законодательства Российской Федерации и включается в Реестр в федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
7. Для обеспечения гарантий выполнения принятой ответственности страховыми компаниями, проведению взаиморасчетов между страховыми компаниями, региональное профессиональное объединение страховщиков создает региональный страховой гарантийный фонд.
Статья 34. Функции и полномочия регионального профессионального объединения страховщиков
1. Региональное профессиональное объединение страховщиков обеспечивает взаимодействие своих членов при осуществлении ими обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и контролирует соблюдение правил профессиональной деятельности.
2. Региональное профессиональное объединение страховщиков:
а) предоставляет финансовые гарантии за своих членов - страховых компаний;
б) организует работу региональных механизмов автоэкспертизы и урегулирования платежей по страховым случаям;
в) заключает соглашения между своими членами по взаимному урегулированию убытков.
г) осуществляет компенсационные выплаты потерпевшим в соответствии с учредительными документами регионального профессионального объединения и требованиями настоящего Федерального закона, а также реализует права требования, предусмотренные статьей 28(20) настоящего Федерального закона;
д) представляет и защищает в органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных органах и организациях интересы, связанные с осуществлением обязательного страхования членами регионального профессионального объединения;
е) осуществляет иные функции, предусмотренные учредительными документами регионального профессионального объединения в соответствии с его целями и задачами.
3. Региональное профессиональное объединение страховщиков вправе:
а) формировать и использовать информационные ресурсы, содержащие сведения об обязательном страховании, в том числе сведения о договорах обязательного страхования и страховых случаях, персональные данные о страхователях и потерпевших, с обеспечением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите информации ограниченного доступа;
б) осуществлять защиту в суде интересов членов регионального профессионального объединения, связанных с осуществлением ими обязательного страхования;
в) осуществлять возложенные на него в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по информационному и организационно-техническому обеспечению реализации настоящего Федерального закона, в том числе функции, связанные с участием членов регионального профессионального объединения в международных системах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым присоединилась Российская Федерация.
4. Регионального профессиональное объединение страховщиков вправе осуществлять иную предусмотренную его учредительными документами деятельность в соответствии с целями, определенными настоящим Федеральным законом.
5. Региональное профессиональное объединение может осуществлять коммерческую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.
Статья 35. Правила профессиональной деятельности регионального профессионального объединения страховщиков
1. На основании документов, утвержденных Федеральным координационным центром, региональное профессиональное объединение страховщиков устанавливает правила, обязательные для профессионального объединения и его членов, содержащие требования в отношении:
а) порядка и условий рассмотрения членами регионального профессионального объединения страховщиков требований потерпевших о страховых выплатах по договорам обязательного страхования, заключенным другими членами регионального профессионального объединения, и осуществления указанных страховых выплат;
б) порядка и условий осуществления региональным профессиональным объединением страховщиков компенсационных выплат потерпевшим, в том числе очередности удовлетворения указанных требований в случае недостаточности средств данного регионального профессионального объединения и порядка распределения между его членами ответственности по обязательствам профессионального объединения, связанным с осуществлением компенсационных выплат;
в) порядка финансирования компенсационных выплат членами регионального профессионального объединения страховщиков, мер контроля за целевым использованием соответствующих средств, порядка ведения регионального# профессиональным объединением учета по операциям со средствами, предназначенными на цели компенсационных выплат;
г) формирования информационных ресурсов регионального профессионального объединения страховщиков, содержащих информацию ограниченного доступа, а также правил защиты этих информационных ресурсов и пользования ими;
д) порядка вступления в регионального# профессиональное объединение страховщиков новых членов и выхода или исключения из него членов;
е) условий и порядка формирования и расходования средств регионального профессионального объединения страховщиков на цели иные, чем финансирование компенсационных выплат, в том числе порядка распределения соответствующих издержек, выплат, сборов и взносов между его членами;
ж) квалификации работников;
з) документации, правил ведения учета и отчетности;
и) защиты связанных с обязательным страхованием прав страхователей и потерпевших, в том числе порядка рассмотрения их жалоб на действия членов регионального профессионального объединения страховщиков;
к) процедуры проведения проверок деятельности членов регионального профессионального объединения страховщиков по обязательному страхованию и соблюдения ими установленных правил, в том числе создания контрольного органа и порядка ознакомления с результатами проверок других членов регионального профессионального объединения, а также требований об обеспечении открытости информации для проведения таких проверок;
л) санкций и иных мер в отношении членов регионального профессионального объединения страховщиков, их должностных лиц и персонала, порядка их применения и учета, а также контроля за их исполнением;
м) разрешения споров между членами регионального профессионального объединения страховщиков, возникших при рассмотрении членом регионального профессионального объединения требований потерпевших и осуществлении страховых выплат по договорам обязательного страхования, заключенным другим членом регионального профессионального объединения, а также по другим вопросам профессиональной деятельности по обязательному страхованию;
н) правил профессиональной деятельности, связанных с участием регионального профессионального объединения страховщиков и его членов в международных системах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и соответствующих предъявляемым в рамках таких систем требованиям;
о) иных правил профессиональной деятельности по обязательному страхованию, установление которых отнесено к компетенции регионального профессионального объединения страховщиков по решению его членов.
Требования, указанные в подпунктах "а" - "д" настоящего пункта, устанавливаются и изменяются региональным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
О принятии и изменении иных требований, предусмотренных настоящим пунктом, регионального профессиональное объединение уведомляет федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном этим органом порядке.
2. В случае, если установленные регионального профессиональным объединением страховщиков правила профессиональной деятельности нарушают права иных лиц, в том числе потерпевших, страхователей, страховых организаций, не входящих в регионального профессиональное объединение, лица, права которых нарушены, а также федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе обратиться с иском о признании указанных правил недействительными или с иском о внесении в них изменений.
Лица, права которых нарушены, вправе требовать от регионального профессионального объединения страховщиков возмещения причиненных им убытков.
Статья 36. Обязанность регионального профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
1. Учредительными документами регионального профессионального объединения страховщиков должна устанавливаться его обязанность по осуществлению предусмотренных настоящим Федеральным законом компенсационных выплат, а в отношении членов регионального профессионального объединения - их субсидиарная ответственность по соответствующим обязательствам регионального профессионального объединения.
2. Требования потерпевших о компенсационных выплатах, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 26 (18) настоящего Федерального закона, удовлетворяются регионального# профессиональным объединением страховщиков за счет средств, направленных членами регионального профессионального объединения из резервов гарантий (пункт 3 статьи 30 (22) настоящего Федерального закона), а также средств от реализации регионального# профессиональным объединением прав требования, предусмотренных пунктом 2 статьи 28 (20) настоящего Федерального закона.
Требования потерпевших о компенсационных выплатах, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 1 статьи 26 (18) настоящего Федерального закона, удовлетворяются регионального# профессиональным объединением страховщиков за счет средств, направленных членами регионального профессионального объединения из резервов текущих компенсационных выплат (пункт 3 статьи 30 (22) настоящего Федерального закона), а также средств от реализации регионального# профессиональным объединением прав требования, предусмотренных пунктом 1 статьи 28 (20) настоящего Федерального закона.
3. Установленную в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи субсидиарную ответственность члены регионального профессионального объединения страховщиков несут:
а) по обязательствам регионального профессионального объединения страховщиков в части осуществления компенсационных выплат, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 26 (18) настоящего Федерального закона, - по факту, из сформированных ими резервов гарантий;
б) по обязательствам регионального профессионального объединения страховщиков в части осуществления компенсационных выплат, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 1 статьи 26 (18) настоящего Федерального закона, - по факту, из сформированных ими резервов текущих компенсационных выплат.
Статья 37. Имущество регионального профессионального объединения страховщиков
1. Имущество регионального профессионального объединения страховщиков образуется за счет:
имущества, передаваемого регионального профессиональному объединению страховщиков его учредителями в соответствии с учредительным договором регионального профессионального объединения; вступительных взносов, членских взносов, целевых взносов и иных обязательных платежей, уплачиваемых в регионального профессиональное объединение его членами в соответствии с правилами регионального профессионального объединения страховщиков;
средств от реализации прав требования, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона;
добровольных взносов, а также средств из иных источников.
Имущество регионального профессионального объединения страховщиков может использоваться исключительно в целях, ради которых создано регионального# профессиональное объединение.
2. Средства, предназначенные на цели финансирования компенсационных выплат, обособляются от иного имущества регионально# профессионального объединения.
При этом средства, предназначенные на цели финансирования компенсационных выплат, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 26 (18) настоящего Федерального закона, обособляются от средств, направляемых на финансирование компенсационных выплат по иным основаниям.
Средства, предназначенные на цели финансирования компенсационных выплат, отражаются у регионально# профессионального объединения страховщиков на отдельных балансах и по ним ведется отдельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с осуществлением каждого из указанных видов компенсационных выплат, регионально# профессиональным объединением открывается отдельный банковский счет.
3. Инвестирование временно свободных средств регионально# профессионального объединения страховщиков осуществляется на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности исключительно в целях сохранения и прироста этих средств.
Направления инвестирования временно свободных средств регионального профессионального объединения страховщиков определяются ежегодным планом, утверждаемым общим собранием членов регионально# профессионального объединения.
В рамках плана инвестирования временно свободных средств профессионального объединения создается фонд превентивных мероприятий, размер и направления использования которого определяется# Правительством Российской Федерации.
4. Федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью могут устанавливаться требования в отношении минимальной суммы средств для финансирования компенсационных выплат, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 26 (18) настоящего Федерального закона, находящихся на банковском счете регионального профессионального объединения страховщиков.
5. Средства, полученные регионально# профессиональным объединением страховщиков от реализации прав требования, предусмотренных статьей 28 (20) настоящего Федерального закона, направляются на цели финансирования компенсационных выплат.
6. Финансовая деятельность регионально# профессионального объединения страховщиков подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Независимая аудиторская организация и условия договора, который обязано заключить с ней регионально# профессиональное объединение страховщиков, утверждаются общим собранием членов регионально# профессионального объединения.
Статья 38. Взносы и иные обязательные платежи членов регионального профессионального объединения
Размер, порядок уплаты членами регионального профессионального объединения страховщиков взносов, вкладов и иных обязательных платежей в регионального профессиональное объединение устанавливаются общим собранием членов регионального профессионального объединения в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и учредительными документами регионального профессионального объединения.
Статья 39. Региональный страховой гарантийный фонд обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
1. Для организации и обеспечения гарантий выполнения принятой ответственности страховыми компаниями, при проведении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Российской Федерации, возмещения потерпевшим вреда, причиненного при эксплуатации (использовании) транспортных средств, в объеме, установленном настоящим Федеральным законом, проведению взаиморасчетов между страховыми компаниями, региональным профессиональным объединением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, создает# региональный страховой гарантийный фонд (РСГФ).
2. Региональный страховой гарантийный фонд обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (сокращенное наименование - "РСГФ") создается для обеспечения единой страховой политики и финансового контроля за реализацией комплексной программы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автомототранспортных средств, защиты экономических интересов лиц, пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях.
3. Региональный страховой гарантийный фонд является юридическим лицом, создается в форме внебюджетной некоммерческой организации.
4. Региональный страховой гарантийный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом.
Статья 40. Цели и задачи Регионального страхового гарантийного фонда
1. Основными задачами РСГФ являются:
а) возмещение ущерба в объеме, установленном настоящим законом ущерба, причиненного потерпевшим неустановленными транспортными средствами, транспортными средствами, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность, или транспортными средствами, находившимися в пользовании лиц, противоправно завладевшими этими транспортными средствами, а также лицам, не имеющим возможности получения возмещения за причиненный им вред от регионального профессионального объединения страховщиков;
б) обеспечение стабильности системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
в) организация системы реализации соглашений страховых компаний о взаимной компенсации ущерба, причиненного владельцами транспортных средств;
г) осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества услуг, предоставляемых клиентам (физическим и юридическим лицам).
Статья 41. Функции Регионального страхового гарантийного фонда
1. Основными функциями РСГФ являются:
а) компенсация гражданам и юридическим лицам в пределах, установленных настоящим Федеральным законом, ущерба, причиненного им в результате эксплуатации транспортных средств, владельцы которых не установлены либо не исполнили предусмотренной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности;
б) компенсация ущерба, причиненного лицами, противоправно завладевшими транспортными средствами; ущерба, который должен, но не может быть компенсирован гражданину или юридическому лицу вследствие неплатежеспособности страховщика, заключившего договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом;
в) осуществление в соответствии с настоящим Федеральным законом финансовой поддержки страхования лиц, имеющих право на льготы по настоящему Федеральному закону;
г) осуществление контроля за своевременностью и правильностью уплаты страховщиками обязательных платежей в РСГФ и предоставлением страховщиками иных гарантий платежеспособности и устойчивости, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
д) осуществление в соответствии с настоящим Федеральным законом финансирования мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, проводимых государственными органами;
е) осуществление финансирования целевых программ, аккумулирования финансовых средств и осуществления финансово-кредитной деятельности (размещение банковских депозитов, приобретение высоколиквидных государственных ценных бумаг и т.п.);
ж) сбор и обобщение данных статистической отчетности по реализации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автомототранспортных средств, разработка общих типовых правил страхования, разработка типовых форм полисов и форм статистической отчетности.
2. Для осуществления социально-экономических функций РСГФ создает:
а) фонд защиты пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (Фонд защиты);
б) фонд гарантий в случае банкротства страховщиков, ликвидации или лишения лицензий (Фонд гарантий);
в) фонд финансирования мероприятий по предотвращению дорожно-транспортных происшествий (Превентивный фонд);
г) фонд катастрофических убытков (Сверхлимитный фонд).
3. Порядок формирования указанных фондов и целевого расходования средств из них устанавливается Федеральным координационным центром региональных профессиональных объединений страховщиков по согласованию с органом государственного страхового надзора.
4. РСГФ обеспечивает целевое и рациональное использование средств Фонда защиты, Фонда гарантий, Превентивного фонда и Сверхлимитного фонда.
Статья 42. Средства Регионального страхового гарантийного фонда
1. Региональный страховой гарантийный фонд формируется за счет средств страховых компаний, взятых в процентном отношении от объема их обязательств, но не менее размера, необходимого для покрытия максимального размера убытков самого крупного участника регионального профессионального объединения, а так же иных средств, направленных на обеспечение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
2. Денежные средства РСГФ образуются за счет ежеквартальных отчислений страховщиков в размере 30 процентов от суммы страховых взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, направляемых в региональное профессиональное объединение.
3. На создание фонда осуществления расходов, предусмотренных статьей настоящего Федерального закона, направляется не более 10 процентов указанной в абзаце первом денежной суммы.
4. На создание фонда финансирования мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий направляется не более 5 процентов указанной в абзаце первом денежной суммы.
5. Оставшаяся после указанных в абзацах втором и третьем часть отчислений страховщиков направляется на создание обязательного резерва, средства которого должны быть возвращены страховщикам, признанным банкротами, либо тем страховщикам, в отношении которых начата процедура ликвидации.
6. Временно свободные средства фондов и резервов созданных РСГФ фондов и резервов размещаются согласно пункту 7 настоящей статьи.
7. Структура размещения временно свободных средств
Направления размещения | Доля в процентах |
вклады на депозит | 50 |
недвижимость и земельная собственность | 25 |
вложения в государственные ценные бумаги | 25 |
8. Расходы на обеспечение деятельности РСГФ осуществляются за счет полученных РСГФ доходов от размещения средств фондов и резервов. Превышение доходов от размещения средств фондов и резервов над указанными расходами направляется на увеличение обязательного резерва.
9. Средства РСГФ являются временно свободными специальными оборотными страховыми ресурсами и не являются доходом.
10. Средства РСГФ учитываются как переходящие резервы предстоящих выплат по страховым обязательствам перед страхователями (застрахованными лицами).
11. Средства РСГФ не подлежат изъятию государством.
12. При недостаточности средств РСГФ для осуществления возмещения ущерба, возникающего в результате ДТП региональное профессиональное объединение совместно с Координационным центром региональных профессиональных объединений и государственным органом по надзору за страховой деятельностью обязан в месячный срок разработать план мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости РСГФ.
Статья 43. Выплаты Регионального страхового гарантийного фонда
1. Выплата страхового возмещения и страховых сумм пострадавшим, а также компенсация сверхлимитных убытков из средств РСГФ производятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автомототранспортных средств", правилами и инструкциями, разработанными на основании этого закона, согласованными с органом государственного страхового надзора.
2. Из средств РСГФ производится возмещение вреда лицам:
а) пострадавшим от не установленных транспортных средств, владельцы которых скрылись с места дорожно-транспортного происшествия (ДТП);
б) пострадавшим от транспортных средств, владельцы которых не имели во время ДТП действующего страхования гражданской ответственности;
в) пострадавшим в ДТП от лиц, противоправно завладевших транспортным средством;
г) не имеющим возможности получения возмещения от страховщика в силу его банкротства, ликвидации или лишения лицензии на право проведения обязательного страхования гражданской ответственности.
Статья 44. Право Регионального страхового гарантийного фонда на возмещение убытков
РСГФ имеет право требования возмещения убытков, понесенных в связи с выплатой возмещения потерпевшим от владельцев автотранспортных средств, не застраховавших свою гражданскую ответственность, а также с лиц, противоправно завладевших транспортными средствами либо использовавших их в преступных целях, в результате чего возник ущерб при ДТП.
Статья 45. Структура Регионального страхового гарантийного фонда
1. РСГФ создается в форме некоммерческой организации в соответствии с требованиями, изложенными в законе. РСГФ основан на членстве, финансируется за счет регулярных обязательных платежей, имеет право осуществлять только те функции, которые прямо указаны в законе. РСГФ не вправе участвовать в хозяйственных товариществах и обществах, не может осуществлять предпринимательскую деятельность, а также расходовать средства на цели иные, чем непосредственно оговоренные в законе и учредительных документах РСГФ.
2. Реорганизация или ликвидация РСГФ допускается только по решению суда, по основаниям, непосредственно предусмотренным в законе об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Статья 46. Управление Региональным страховым гарантийным фондом
Порядок управления РСГФ и формирования его органов, определяется Уставом Регионального страхового фонда, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
Статья 47. Федеральный координационный центр региональных профессиональных объединений страховщиков
1. Федеральный координационный центр региональных профессиональных объединений страховщиков является некоммерческой организацией, в виде некоммерческого партнерства, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на принципе членства региональных профессиональных объединений страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, действующий в целях обеспечения их взаимодействия, формирования правил профессиональной деятельности и контроля при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
2. Федеральный координационный центр региональных профессиональных объединений решает задачи по обеспечению гарантий выполнения принятой ответственности региональных профессиональных объединений, входящих в федеральный координационный центр, организации проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Российской Федерации, организации взаиморасчетов между региональными профессиональными объединениями, взаимодействию с Правительством Российской Федерации по кругу его полномочий, обеспечению международных обязательств и т.п.
3. Федеральный координационный центр региональных профессиональных объединений страховщиков создается и действует в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.
4. Федеральный координационный центр региональных профессиональных объединений страховщиков регистрируется согласно действующего законодательства Российской Федерации и включается в Реестр в федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
5. Для обеспечения гарантий выполнения принятой ответственности региональных профессиональных объединений, проведению взаиморасчетов между региональными профессиональными объединениями, федеральный координационный центр региональных профессиональных объединений создает федеральный страховой гарантийный фонд.
Статья 48. Функции и полномочия Федерального координационного центра
1. Федеральный координационный центр региональных профессиональных объединений страховщиков:
а) организует и обеспечивает взаимодействие своих членов при осуществлении ими обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и контролирует соблюдение правил профессиональной деятельности;
б) осуществляет компенсационные выплаты потерпевшим в соответствии с соглашениями принятыми между региональными профессиональными объединениями и требованиями настоящего Федерального закона, а также реализует права требования, предусмотренные статьей 28 (20) настоящего Федерального закона;
в) организует и осуществляет контроль за деятельностью Федерального страхового гарантийного фонда обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Федеральный страховой гарантийный фонд);
г) разрабатывает и утверждает формы страховой документации для проведения обязательного страхования гражданской ответственности; осуществляет сбор и анализ деятельности страховых организаций с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам страхователей; обобщает практику применения нормативных актов, ведет работу по подготовке кадров и международному сотрудничеству;
д) осуществляет разъясняющую и информационную работу среди граждан и юридических лиц - владельцев автомототранспортных средств по вопросам обязательного страхования автогражданской ответственности;
е) разрабатывает и представляет в органы государственной власти и управления проекты нормативных актов по совершенствованию системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и обязательного страхования, согласованные с органом государственного страхового надзора;
ж) обеспечивает взаимодействие с министерствами и ведомствами РФ по вопросам безопасности дорожного движения и организации контроля за соблюдением правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
з) создает тарифный комитет для разработки и представления на утверждение в Правительство РФ базовых страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
и) обеспечивает представление органам судебной власти материалы по взысканию в судебном порядке денежных сумм, неосновательно сбереженных владельцем транспортного средства, не застраховавшего свою гражданскую ответственность;
к) представляет и защищает в органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных органах и организациях интересы, связанные с осуществлением обязательного страхования членами региональных профессиональных объединений России;
л) рассматривает по поручению Правительства Российской Федерации возможности погашения пострадавшим сверхлимитных убытков, возникающих в случаях крупных аварий и катастроф на автотранспорте;
м) обеспечивает организацию и создание государственного банка данных (картотеку) всех категорий владельцев транспортных средств;
н) обеспечивает проведение научно-исследовательской работы в области обязательного страхования автогражданской ответственности;
о) осуществляет иные функции, предусмотренные учредительными документами Федерального координационного центра региональных профессиональных объединений в соответствии с его целями и задачами.
2. Федеральный координационный центр вправе:
создавать и формировать резервные фонды, необходимые для выполнения положений данного Закона;
а) формировать и использовать информационные ресурсы, содержащие сведения об обязательном страховании, в том числе сведения о договорах обязательного страхования и страховых случаях, персональные данные о страхователях и потерпевших, с обеспечением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите информации ограниченного доступа;
б) осуществлять защиту в суде интересов членов региональных профессиональных объединений, связанных с осуществлением ими обязательного страхования;
в) осуществлять возложенные на него в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по информационному и организационно-техническому обеспечению реализации настоящего Федерального закона, в том числе функции, связанные с участием членов региональных профессиональных объединений в международных системах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым присоединилась Российская Федерация.
3. Федеральный координационный центр региональных профессиональных объединений страховщиков вправе осуществлять иную предусмотренную его учредительными документами в деятельность соответствии с целями, определенными настоящим Федеральным законом.
4. Федеральный координационный центр региональных профессиональных объединений может осуществлять коммерческую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.
Статья 49. Правила профессиональной деятельности Федерального координационного центра
1. Федеральный координационный центр региональных профессиональных объединений страховщиков устанавливаются правила, обязательные для всех региональных профессиональных объединений и их членов, содержащие требования в отношении:
а) порядка и условий рассмотрения членами региональных профессиональных объединений требований потерпевших о страховых выплатах по договорам обязательного страхования и осуществления указанных страховых выплат;
б) порядка и условий осуществления региональными профессиональными объединениями компенсационных выплат потерпевшим, в том числе очередности удовлетворения указанных требований в случае недостаточности средств данного регионального профессионального объединения и порядка распределения между его членами ответственности по обязательствам профессионального объединения, связанным с осуществлением компенсационных выплат;
в) порядка финансирования компенсационных выплат членами регионального профессионального объединения, мер контроля за целевым использованием соответствующих средств, порядка ведения регионального профессиональным объединением учета по операциям со средствами, предназначенными на цели компенсационных выплат;
г) формирования информационных ресурсов регионального профессионального объединения, содержащих информацию ограниченного доступа, а также правил защиты этих информационных ресурсов и пользования ими;
д) порядка вступления в региональное профессиональное объединение новых членов и выхода или исключения из него членов;
е) условий и порядка формирования и расходования средств регионального профессионального объединения на цели иные, чем финансирование компенсационных выплат, в том числе порядка распределения соответствующих издержек, выплат, сборов и взносов между его членами;
ж) квалификации руководящих работников регионального профессионального объединения;
з) документации, правил ведения учета и отчетности;
и) защиты связанных с обязательным страхованием прав страхователей и потерпевших, в том числе порядка рассмотрения их жалоб на действия членов регионального профессионального объединения;
к) процедуры проведения проверок деятельности членов регионального профессионального объединения по обязательному страхованию и соблюдения ими установленных правил, в том числе создания контрольного органа и порядка ознакомления с результатами проверок других членов регионального профессионального объединения., а также требований об обеспечении открытости информации для проведения таких проверок;
л) санкций и иных мер в отношении членов регионального профессионального объединения, их должностных лиц и персонала, порядка их применения и учета, а также контроля за их исполнением;
м) разрешения споров между региональными профессиональными объединениями, членами регионального профессионального объединения, возникших при рассмотрении требований потерпевших и осуществлении страховых выплат по договорам обязательного страхования, заключенным другим членом регионального профессионального объединения, а также по другим вопросам профессиональной деятельности по обязательному страхованию;
н) правил профессиональной деятельности, связанных с участием регионального профессионального объединения и его членов в международных системах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и соответствующих предъявляемым в рамках таких систем требованиям;
о) иных правил профессиональной деятельности по обязательному страхованию, установление которых отнесено к компетенции Федеральный координационного центра региональных профессиональных объединений по решению его членов.
Требования, указанные в подпунктах "а" - "д" настоящего пункта, устанавливаются и изменяются Федеральный координационным центром региональных профессиональных объединений по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
О принятии и изменении иных требований, предусмотренных настоящим пунктом. Федеральный координационный центр региональных профессиональных объединений уведомляет федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном этим органом порядке.
2. В случае, если установленные Федеральным координационным центром региональных профессиональных объединений страховщиков правила профессиональной деятельности нарушают права иных лиц, в том числе потерпевших, страхователей, страховых организаций, не входящих в регионального профессиональное объединение, лица, права которых нарушены, а также федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе обратиться с иском о признании указанных правил недействительными или с иском о внесении в них изменений.
Лица, права которых нарушены, вправе требовать от Федерального координационного центра региональных профессиональных объединений страховщиков возмещения причиненных им убытков.
Статья 50. Обязанность Федерального координационного центра по осуществлению компенсационных выплат
1. Учредительными документами Федерального координационного центра региональных профессиональных объединений устанавливаться его обязанность по осуществлению предусмотренных настоящим Федеральным законом компенсационных выплат, а в отношении региональных профессиональных объединений - их субсидиарная ответственность по соответствующим обязательствам регионального профессионального объединения.
2. Требования потерпевших о компенсационных выплатах, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 26 (18) настоящего Федерального закона, удовлетворяются Федеральным координационным центром региональных профессиональных объединений за счет средств, направленных членами региональных профессиональных объединений из резервов гарантий (пункт статьи настоящего Федерального закона), а также средств от реализации региональным профессиональным объединением прав требования, предусмотренных пунктом статьи настоящего Федерального закона.
Требования потерпевших о компенсационных выплатах, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 1 статьи 26 (18) настоящего Федерального закона, удовлетворяются Федеральным координационным центром региональных профессиональных объединений за счет средств, направленных членами региональных профессиональных объединений из резервов текущих компенсационных выплат (пункт 3 статьи 30 (22) настоящего Федерального закона), а также средств от реализации региональным профессиональным объединением прав требования, предусмотренных пунктом 1 статьи 28 (20) настоящего Федерального закона.
3. Установленную в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи субсидиарную ответственность члены Федерального координационного центра региональных профессиональных объединений несут:
а) по обязательствам региональных профессиональных объединений в части осуществления компенсационных выплат, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 26 (18) настоящего Федерального закона, - по факту, из сформированных ими резервов гарантий;
б) по обязательствам регионального профессионального объединения в части осуществления компенсационных выплат, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 1 статьи 26 (18) настоящего Федерального закона, - по факту, из сформированных ими резервов текущих компенсационных выплат.
Статья 51. Имущество Федерального координационного центра
1. Имущество Федерального координационного центра региональных профессиональных объединений образуется за счет:
имущества, передаваемого Федеральному координационному центру региональных профессиональных объединений его учредителями в соответствии с учредительным договором Федерального координационного центра региональных профессиональных объединений;
вступительных взносов, членских взносов, целевых взносов и иных обязательных платежей, уплачиваемых в регионального# профессиональное объединение его членами в соответствии с правилами Федерального координационного центра региональных профессиональных объединений;
средств от реализации прав требования, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона;
добровольных взносов, а также средств из иных источников.
Имущество Федерального координационного центра региональных профессиональных объединений регионального профессионального объединения может использоваться исключительно в целях, ради которых создано регионального# профессиональное объединение.
2. Средства, предназначенные на цели финансирования компенсационных выплат, обособляются от иного имущества Федерального координационного центра региональных профессиональных объединений.
При этом средства, предназначенные на цели финансирования компенсационных выплат, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 26 (18) настоящего Федерального закона, обособляются от средств, направляемых на финансирование компенсационных выплат по иным основаниям.
Средства, предназначенные на цели финансирования компенсационных выплат, отражаются у Федерального координационного центра региональных профессиональных объединений на отдельных балансах и по ним ведется отдельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с осуществлением каждого из указанных видов компенсационных выплат, открывается отдельный банковский счет.
3. Инвестирование временно свободных средств регионально# профессионального объединения осуществляется на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности исключительно в целях сохранения и прироста этих средств. В рамках плана инвестирования временно свободных средств создается фонд превентивных мероприятий, размер и направления использования которого определяется Правительством Российской Федерации.
4. Федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью могут устанавливаться требования в отношении минимальной суммы средств для финансирования компенсационных выплат, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 26 (18) настоящего Федерального закона, находящихся на банковском счете Федерального координационного центра региональных профессиональных объединений.
5. Средства, полученные Федеральным координационным центром региональных профессиональных объединений от реализации прав требования, предусмотренных статьей 28 (20) настоящего Федерального закона, направляются на цели финансирования компенсационных выплат.
6. Финансовая деятельность Федерального координационного центра региональных профессиональных объединений страховщиков подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.
Независимая аудиторская организация и условия договора, который обязан заключить с ней Федеральный координационный центр региональных профессиональных объединений страховщиков, утверждаются общим собранием региональных профессиональных объединений.
7. Годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс Федерального координационного центра региональных профессиональных объединений после их утверждения общим собранием региональных профессиональных объединений подлежат опубликованию ежегодно.
Статья 52. Взносы и иные обязательные платежи членов Федерального координационного центра
Размер, порядок уплаты членами Федерального координационного центра региональных профессиональных объединений страховщиков взносов, вкладов и иных обязательных платежей в Федеральный координационный центр региональных профессиональных объединений устанавливаются общим собранием членов Федерального координационного центра региональных профессиональных объединений в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и учредительными документами Федерального координационного центра региональных профессиональных объединений.
Статья 53. Взаимодействие Федерального Координационного центра и Региональные# Объединения страховщиков по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств
1. Членами Федерального Координационного центра являются Региональные Объединения страховщиков.
2. Федеральный Координационный центр осуществляет координацию взаимодействия между Региональными Объединениями, а также обеспечивает урегулирование взаимных платежей между Региональными Объединениями, формирует систему покрытия возникающих убытков по Региональным Объединениям, форм взаиморасчетов и отчетности.
Статья 54. Федеральный страховой гарантийный фонд обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
1. Для организации и обеспечения гарантий выполнения принятой ответственности региональных профессиональных объединений при проведении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Российской Федерации, возмещения потерпевшим вреда, причиненного при эксплуатации (использовании) транспортных средств, в объеме, установленном настоящим Федеральным законом, проведению взаиморасчетов между региональными профессиональными объединениями, федеральный координационный центр региональных профессиональных объединений создает федеральный страховой гарантийный фонд (ФСГФ).
2. Федеральный страховой гарантийный фонд обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (сокращенное наименование - "ФСГФ") создается для обеспечения единой страховой политики и финансового контроля за реализацией комплексной программы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автомототранспортных средств, защиты экономических интересов лиц, пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях.
3. Федеральный страховой гарантийный фонд является юридическим лицом, создается в форме внебюджетной некоммерческой организации.
4. Федеральный страховой гарантийный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом.
Статья 55. Цели и задачи Федерального страхового гарантийного фонда
1. Основными задачами ФСГФ являются:
а) возмещение ущерба в объеме, установленном настоящим законом ущерба, причиненного потерпевшим неустановленными транспортными средствами, транспортными средствами, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность, или транспортными средствами, находившимися в пользовании лиц, противоправно завладевшими этими транспортными средствами, а также лицам, не имеющим возможности получения возмещения за причиненный им вред от регионального профессионального объединения страховщиков;
б) обеспечение стабильности системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
в) организация системы реализации соглашений объединений страховщиков о взаимной компенсации вреда, причиненного владельцами транспортных средств;
г) осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества услуг, предоставляемых клиентам (физическим и юридическим лицам) на территории Российской Федерации.
Статья 56. Функции Федерального страхового гарантийного фонда
1. Основными функциями ФСГФ являются:
а) компенсация гражданам и юридическим лицам в пределах, установленных настоящим Федеральным законом, ущерба, причиненного им в результате эксплуатации транспортных средств, владельцы которых не установлены либо не исполнили предусмотренной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности;
б) компенсация ущерба, причиненного лицами, противоправно завладевшими транспортными средствами; ущерба, который должен, но не может быть компенсирован гражданину или юридическому лицу вследствие неплатежеспособности страховщика, заключившего договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом;
в) осуществление в соответствии с настоящим Федеральным законом финансовой поддержки страхования лиц, имеющих право на льготы по настоящему Федеральному закону;
г) осуществление контроля за своевременностью и правильностью уплаты страховщиками обязательных платежей в ФСГФ и предоставлением страховщиками иных гарантий платежеспособности и устойчивости, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
д) осуществление в соответствии с настоящим Федеральным законом финансирования мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, проводимых государственными органами;
е) осуществление финансирования целевых программ, аккумулирования финансовые средства и осуществления финансово-кредитной деятельности (размещение банковских депозитов, приобретение высоколиквидных государственных ценных бумаг и т.п.).
ж) сбор и обобщение данных статистической отчетности по реализации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автомототранспортных средств, разработка общих типовых правил страхования, разработка типовых форм полисов и форм статистической отчетности.
2. Для осуществления социально-экономических функций ФСГФ создает:
а) фонд защиты пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (Фонд защиты);
б) фонд гарантий в случае банкротства страховщиков, ликвидации или лишения лицензий (Фонд гарантий);
в) фонд финансирования мероприятий по предотвращению дорожно-транспортных происшествий (Превентивный фонд);
г) фонд катастрофических убытков (Сверхлимитный фонд).
3. Порядок формирования указанных фондов и целевого расходования средств из них устанавливается Федеральным координационным центром региональных профессиональных объединений страховщиков по согласованию с органом государственного страхового надзора.
4. ФСГФ обеспечивает целевое и рациональное использование средств Фонда защиты, Фонда гарантий, Превентивного фонда и Сверхлимитного фонда.
Статья 57. Средства Федерального страхового гарантийного фонда
1. Федеральный страховой гарантийный фонд формируется за счет средств региональных профессиональных объединений взятых в процентном отношении от объема их обязательств, но не менее размера, необходимого для покрытия максимального размера убытков самого крупного участника федерального координационного центра региональных профессиональных объединений, а так же иных средств, направленных на обеспечение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
2. Денежные средства ФСГФ образуются за счет ежеквартальных отчислений страховщиков в размере 30 процентов от суммы страховых взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, направляемых в региональные профессиональные объединения.
3. На создание фонда осуществления расходов, предусмотренных статьей настоящего Федерального закона, направляется не более 10 процентов указанной в абзаце первом денежной суммы.
4. На создание фонда финансирования мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий направляется не более 5 процентов указанной в абзаце первом денежной суммы.
5. Оставшаяся после указанных в абзацах втором и третьем часть отчислений страховщиков направляется на создание обязательного резерва, средства которого должны быть возвращены страховщикам, признанным банкротами, либо тем страховщикам, в отношении которых начата процедура ликвидации.
6. Временно свободные средства фондов и резервов созданных ФСГФ фондов и резервов размещаются согласно пункту 7 настоящей статьи.
7. Структура размещения временно свободных средств
Направления размещения | Доля в процентах |
вклады на депозит | 50 |
недвижимость и земельная собственность | 25 |
вложения в государственные ценные бумаги | 25 |
8. Расходы на обеспечение деятельности ФСГФ осуществляются за счет полученных ФСГФ доходов от размещения средств фондов и резервов. Превышение доходов от размещения средств фондов и резервов над указанными расходами направляется на увеличение обязательного резерва.
9. Средства ФСГФ являются временно свободными специальными оборотными страховыми ресурсами и не являются доходом.
10. Средства ФСГФ учитываются как переходящие резервы предстоящих выплат по страховым обязательствам перед страхователями (застрахованными лицами).
11. Средства ФСГФ не подлежат изъятию государством.
12. При недостаточности средств ФСГФ для осуществления возмещения ущерба, возникающего в результате ДТП Координационный центр региональных профессиональных объединений совместно с государственным органом по надзору за страховой деятельностью обязан в месячный срок разработать план мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости ФСГФ
Статья 58. Выплаты Федерального страхового гарантийного фонда
1. Выплата страхового возмещения и страховых сумм пострадавшим, а также компенсация сверхлимитных убытков из средств ФСГФ производятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автомототранспортных средств", правилами и инструкциями, разработанными на основании этого закона, согласованными с органом государственного страхового надзора.
2. Из средств ФСГФ производится возмещение вреда лицам:
а) пострадавшим от не установленных транспортных средств, владельцы которых скрылись с места дорожно-транспортного происшествия (ДТП);
б) пострадавшим от транспортных средств, владельцы которых не имели во время ДТП действующего страхования гражданской ответственности;
в) пострадавшим в ДТП от лиц, противоправно завладевших транспортным средством;
г) не имеющим возможности получения возмещения от страховщика в силу его банкротства, ликвидации или лишения лицензии на право проведения обязательного страхования гражданской ответственности.
Статья 59. Право Федерального страхового гарантийного фонда на возмещение убытков
ФСГФ имеет право требования возмещения убытков, понесенных в связи с выплатой возмещения потерпевшим от владельцев автотранспортных средств, не застраховавших свою гражданскую ответственность, а также с лиц, противоправно завладевших транспортными средствами либо использовавших их в преступных целях, в результате чего возник ущерб при ДТП.
Статья 60. Структура Федерального страхового гарантийного фонда
1. ФСГФ создается в форме некоммерческой организации (и учреждается Правительством Российской Федерации) в соответствии с требованиями, изложенными в законе. ФСГФ основан на членстве, финансируется за счет регулярных обязательных платежей, имеет право осуществлять только те функции, которые прямо указаны в законе. ФСГФ не вправе участвовать в хозяйственных товариществах и обществах, не может осуществлять предпринимательскую деятельность, а также расходовать средства на цели иные, чем непосредственно оговоренные в законе и учредительных документах ФСГФ.
2. Реорганизация или ликвидация ФСГФ допускается только по решению суда, по основаниям, непосредственно предусмотренным в законе об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Статья 61. Управление Федеральным страховым гарантийным фондом
Порядок управления ФСГФ и формирования его органов, определяется Уставом Федерального страхового гарантийного фонда, утверждаемого Правительством Российской Федерации."
34. Статью 25 "Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков" - исключить
35. Статью 26 "Правила профессиональной деятельности" - исключить
36. Статью 27 "Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат" - исключить
37. Статью 28 "Имущество профессионального объединения Страховщиков" - исключить
38. Статья 29 "Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения" - исключить
39. Статья 62(30) Информационное взаимодействие
Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"Органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, и иные государственные организации обязаны бесплатно предоставлять по запросам страховщиков и их профессиональных объединений имеющуюся у них информацию, связанную со страховыми случаями по обязательному страхованию или с событиями, послужившими основанием для предъявления потерпевшими требований о компенсационных выплатах."
40. Статья 64 (32) Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
Статью 32 изложить в следующей редакции:
"1. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию осуществляется специальным подразделением Министерства по налогам и сборам РФ при МВД РФ (ГБДД-ГАИ) при осуществлении своих полномочий в области контроля за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Страховой полис обязательного страхования водитель транспортного средства обязан иметь при себе и представлять его для проверки, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. На территории Российской Федерации запрещается использование транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности."
41. Статью 65(33) "О вступлении в силу настоящего Федерального закона" изложить в следующей редакции:
"1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года.
2. Положения настоящего Федерального закона, предусмотренные в отношении создания профессионального объединения страховщиков и условий выдачи страховщикам лицензий на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона."
Статья 2
Пункт 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Пункт 2. Утвердить сквозную нумерацию статей и пунктов настоящего Федерального закона в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (N 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года)
Пункт 3. Отменить действие Федерального закона о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (N 41-ФЗ от 25 апреля 2002 года)
Пункт 4. Граждане, заключившие договора страхования на основании Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (N 41-ФЗ от 25 апреля 2002 года), вправе, на свое усмотрение, расторгнуть его, отнести его на срок введения в действие настоящих изменений к закону или переоформить договор обязательного страхования в добровольную форму.
Президент Российской Федерации |
В.Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.