Пояснительная записка
к федеральному закону N 367123-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Досье на проект федерального закона
Принятый 25 апреля 2002 года Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", основные положения которого вводятся в действие с 1 июля 2003 года, должен был стать важным инструментом государственной политики в области страхования.
Однако основные положения Закона, принятые в утвержденной редакции, как и оценивалось, не позволяют реализовать данный вид страхования на практике.
Сложившиеся положение ставит под угрозу репутацию государства и страхового сообщества, учитывая подготовку вхождения России в ВТО.
В первую очередь, это касается соответствия положений закона Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу РФ по следующим пунктам:
1. Соответствие действующему законодательству Российской Федерации положения, когда Государство вводит норму обязательного страхования, при этом, относит обязательства по их выполнению к функциям общественной организации и не обеспечивает государственные гарантии своих граждан при выполнении таких обязательств.
(Отсутствие социальных гарантий государства в этом случае затрагивает более 35 миллионов владельцев транспортных средств или каждую четвертую семью налогоплательщика. Фактически, государство, вводя обязательность этого вида страхования, снимает с себя ответственность за его исполнение).
2. В статьях закона заложено противоречие принципам ст.55 п.3 Конституции Российской Федерации, согласно которым любое ограничение прав граждан, в том числе и наложение обязанностей по уплате налогов, взносов и обязательных платежей, возможно только по федеральному закону, а не в силу подзаконного нормативного акта исполнительной власти.
3. Создание одного "единственного" профессионального объединения страховщиков, созданного для проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств противоречит интересам основной массы страховщиков и антимонопольному законодательству Российской Федерации.
На рынке обязательного страхования автогражданской ответственности может и должно действовать несколько объединений страховщиков и все желающие в нем участвовать страховые компании, при безусловном обеспечении выполнения социальных гарантий государства перед его гражданами.
Таким образом, Закон не гарантирует возмещения вреда пострадавшим, не защищает социальные и имущественные интересы автовладельцев, не имеет четкого механизма реализации страховых обязательств и не может рассматриваться как рыночный, так как заведомо ставит страховые организации в неравные условия, тем самым ставит под угрозу репутацию государства и страхового сообщества.
В прелагаемом проекте закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" внесены изменения и дополнения, позволяющие устранить выше указанные противоречия.
В закон введены положения обеспечивающие контроль за финансовыми потоками и выполнение социальных гарантий со стороны государства, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
1. Государственное регулирование закрепляется тем, что:
Срок действия установленных страховых тарифов увеличивается до одного года. Добавлено положение о льготных тарифах.
Размеры отчислений в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат устанавливаются решением Правительства Российской Федерации, при этом компенсационные выплаты региональным профессиональным объединением страховщиков осуществляются по факту, из сформированных ими резервов гарантий.
Из временно свободных средств профессионального объединения создается фонд превентивных мероприятий, размер и направления использования которого определяются Правительством Российской Федерации.
Решением Правительства Российской Федерации определяется структура размещения временно свободных средств.
Правительством Российской Федерации утверждается порядок формирования и управления федеральным и региональными страховыми гарантийными фондами.
2. Добавлены в закон основные положения договора обязательного страхования, которые страхователь и пострадавший должны знать и которые не подлежат изменению или произвольному толкованию:
- условий страхования;
- основные условия возмещения вреда;
- сроки выплаты страхового возмещения;
- права и обязанности сторон, заключивших договор обязательного страхования и потерпевших.
3. Введение (регламентация) в закон наравне с размерами лимитов ответственности страховщиков размеров страховых тарифов и льготных коэффициентов, а также соответствующих коэффициентов, зависимых от технических характеристик, конструктивных особенностей, назначения транспортных средств, - исключит вероятность постоянного изменение# размера страховых тарифов и коэффициентов при лоббирование# своих интересов теми или иными группами.
4. Уточняется понятие страховщика, согласно положениям Гражданского кодекса РФ, как юридического лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданного для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие# в установленном законом порядке лицензию на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Российской Федерации.
5. В закон введен механизм его практической реализации путем создания организационной структуры, в которую входят:
а) страховые компании, со своими страховыми фондами;
б) региональное профессиональное объединение страховых компаний, которое создает региональный страховой гарантийный фонд, обеспечивающий гарантии выполнений принятой ответственности страховыми компаниями и проведение их взаиморасчетов;
в) федеральный координационный центр региональных профессиональных объединений, решающий задачи по обеспечению гарантий выполнения принятой ответственности региональных профессиональных объединений, и соответствующий федеральный страховой гарантийный фонд.
Тем самым обеспечивается участие в процессе обязательного страхования действующих в регионах мелких и средних страховых компаний и выполнение ими принятых на себя обязательств.
6. Защита национального рынка обязательного страхования от воздействия иностранных страховщиков обеспечивается введением нормы, запрещающей участвовать в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховым компаниям, имеющим в своих активах более 49% иностранного капитала.
Принятие предлагаемого проекта закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" позволит создать условия для обеспечения практического проведения на территории Российской Федерации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и обеспечит выполнение взятых социальных гарантий.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств "не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.