Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
образования г. Москвы
от 17 сентября 2009 г. N 1575
Административный регламент
исполнения Департаментом образования города Москвы государственной функции по осуществлению надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и города Москвы в области образования
1. Общие положения
1.1. Административный регламент исполнения Департаментом образования города Москвы государственной функции по осуществлению надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и города Москвы в области образования (далее - Регламент) определяет сроки и последовательность действий Департамента образования города Москвы (далее - Департамент) при осуществлении полномочий, переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, установленных статьей 28.1. Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в части надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования.
1.2. Исполнение государственной функции по осуществлению надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и города Москвы в области образования (далее - законодательство в области образования) осуществляется в соответствии с:
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 N "Об образовании";
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 1998 г. N 224 "Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики";
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. N 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования";
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности";
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 522 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 августа 2008 г. N 243 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 января 2008 г. N 8 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "21.01.2009
Законом города Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве";
постановлением Правительства Москвы от 30 сентября 2008 г. N 877-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте образования города Москвы".
1.3. Исполнение государственной функции по осуществлению надзора и контроля за исполнением законодательства в области образования (далее - государственная функция) осуществляется Департаментом в отношении:
а) государственных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории города Москвы (за исключением: высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительные профессиональные образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные требования; образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы; федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; российских образовательных учреждений и филиалов российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации) (далее - организации, осуществляющие образовательную деятельность);
б) территориальных подразделений Департамента - окружных управлений образования (далее - окружных управлений).
1.4. Исполнение государственной функции предусматривает осуществление надзора и контроля за исполнением законодательства в области образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и окружными управлениями (далее - проверяемыми организациями) путем проведения мероприятий по надзору и контролю, которые включают:
подготовку, проведение и обработку результатов проверок;
подготовку, проведение и обработку результатов проверок по контролю за исполнением предписаний, включая принятие мер в связи с неисполнением предписаний;
подготовку, проведение и обработку результатов проверок по поручениям и обращениям Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России), Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор), иных федеральных органов государственной власти в соответствии с их компетенцией; Мэра Москвы, Правительства Москвы, Московской городской Думы, руководителей органов государственной власти города Москвы, уполномоченных должностных лиц в соответствии с их компетенцией, а также по обращениям физических и юридических лиц по вопросу о нарушении законодательства в области образования;
подготовку материалов для ежегодного отчета по исполнению государственной функции в соответствии с установленными Рособрнадзором требованиями к содержанию и формам отчетности.
1.5. Проверки могут проводиться в отношении одной или нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, одного или нескольких обособленных структурных подразделений организаций, осуществляющих образовательную деятельность, одного или нескольких окружных управлений.
1.6. Результатом исполнения государственной функции является устранение нарушений законодательства в области образования, создание условий для недопущения указанных нарушений путем принятия мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, в том числе направление обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения; распорядительный документ о приостановлении или аннулировании действия лицензии или свидетельства о государственной аккредитации полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам; направление информации о нарушении законодательства в области образования, содержащем признаки противоправного деяния, в правоохранительные органы и (или) прокуратуру города Москвы по месту нахождения проверяемой организации.
1.7. Заявителями исполнения государственной функции могут выступать Минобрнауки России, Рособрнадзор, иные федеральные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией; Мэр Москвы, Правительство Москвы, Московская городская Дума, руководители органов государственной власти города Москвы, уполномоченные должностные лица в соответствии с их компетенцией, а также иные юридические и физические лица (далее - заявители).
2. Требования к порядку исполнения государственной функции
2.1. Выполнение административных действий в рамках исполнения государственной функции осуществляется государственными гражданскими служащими (далее - специалисты) структурного подразделения Департамента - Управления по контролю и надзору в сфере образования в соответствии с установленным распределением должностных обязанностей.
2.2. Информация по исполнению государственной функции размещается на официальном сайте Департамента в сети Интернет.
Официальный сайт Департамента в сети Интернет: www.educom.ru.
Место нахождения и почтовый адрес Департамента: 105318 г. Москва, Семеновская площадь, 4, Управление по контролю и надзору в сфере образования (далее - Управление).
Справочные телефоны Управления: (499) 369-69-50, (495) 366-64-85.
Адрес электронной почты Управления: Kalinina@educom.ru.
График работы:
понедельник, вторник, среда, четверг - с 9.30 до 18.30,
пятница - с 9.30 до 17.00,
перерыв - с 12.00 до 12.45.
При изменении информации по исполнению государственной функции осуществляется ее периодическое обновление.
Блок-схема последовательности действий по исполнению государственной функции приведена в приложении 1 к настоящему Регламенту.
2.3. В рамках исполнения государственной функции проводится проверка исполнения проверяемыми организациями правовых норм в области образования, установленных Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, принимаемыми в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, регулирующими правоотношения в области образования.
2.4. Систематизированное описание норм законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы, исполнение которых подлежит проверке, размещено на официальном сайте Департамента в сети Интернет с учетом рекомендаций Рособрнадзора.
2.5. При проведении проверок у организации, осуществляющей образовательную деятельность, могут быть запрошены следующие материалы и документы:
2.5.1 учредительные документы организации;
2.5.2. лицензия на право ведения образовательной деятельности (далее - лицензия);
2.5.3. свидетельство о государственной аккредитации;
2.5.4. локальные акты организации, регламентирующие:
структуру управления деятельностью организации;
права и обязанности обучающихся, воспитанников, работников организации;
внутренний распорядок организации;
организацию и осуществление образовательного процесса;
использование учебников и учебных пособий в образовательном процессе;
получение образования в различных формах;
прием в организацию, отчисление, исключение обучающихся из организации, восстановление, перевод обучающихся;
осуществление текущего контроля успеваемости, организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестаций обучающихся;
порядок хранения, учета, заполнения и выдачи документов государственного образца об уровнях образования и (или) квалификации;
награждение выпускников золотыми и серебряными медалями;
организацию и проведение всероссийской олимпиады школьников;
оказание платных образовательных услуг;
2.5.5. документы, подтверждающие выполнение лицензионных требований и условий и иную информацию.
2.6. При проведении проверок у окружного управления могут быть запрошены следующие материалы и документы:
регламентирующие полномочия и деятельность окружного управления;
направленные на реализацию программ развития образования;
регламентирующие обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования и организацию предоставления образования в соответствии с законодательством в области образования;
обеспечивающие соблюдение прав обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
обеспечивающие создание, реорганизацию и ликвидацию образовательных учреждений, расположенных на территории соответствующего административного округа города Москвы;
по информационному обеспечению образовательных учреждений;
по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена;
по организации обеспечения образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, бланками документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации;
по работе с обращениями физических и юридических лиц;
распорядительные документы окружного управления и иную информацию.
2.7. При проведении проверок должностные лица Департамента не вправе:
проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Департамента;
осуществлять плановые проверки в отсутствие должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц, либо их представителей;
требовать представление документов, информации, не относящихся к проверяемым вопросам, а также изымать оригиналы документов;
распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по надзору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством в области образования;
превышать установленные сроки проведения проверок.
2.8. Исполнение государственной функции является бесплатным для заявителей.
3. Административные процедуры
3.1. Цели, формы и виды проверок
3.1.1 Проверки представляют собой комплекс мероприятий по установлению соответствия законодательству в области образования деятельности проверяемых организаций и издаваемых ими локальных актов.
3.1.2. Проверки проводятся в целях:
обеспечения соблюдения (исполнения) проверяемыми организациями обязательных для исполнения требований законодательства в области образования, проверка которых входит в компетенцию Департамента;
выявления в деятельности проверяемых организаций причин, способствующих возникновению нарушений обязательных для исполнения требований, а также препятствующих полному и качественному осуществлению полномочий (функций).
3.1.3. Основные задачи проверок:
установление соответствия локальных актов проверяемых организаций обязательным для исполнения требованиям законодательства в области образования;
определение соответствия деятельности проверяемых организаций и их обособленных структурных подразделений обязательным для исполнения требованиям;
выявление нарушений и недостатков в деятельности проверяемых организаций, в том числе причин нарушения законодательства в области образования;
выработка предложений по принятию мер по устранению выявленных нарушений.
3.1.4. Департаментом проводятся плановые и внеплановые проверки.
3.1.5. Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком проверок Департамента, который формируется Управлением и представляется на утверждение руководителю Департамента не позднее 1 декабря текущего года (далее - график проверок).
В отношении одной организации плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года.
3.1.6. В соответствии с графиком проверок плановая проверка исполнения законодательства в области образования может проводиться в сочетании с плановыми или внеплановыми проверками по контролю качества образования и контролю за соблюдением предусмотренных лицензией требований и условий.
3.1.7. Решение об отмене или переносе срока проверки, предусмотренной графиком проверок, принимается руководителем Департамента.
3.1.8. Внеплановые проверки проводятся по решению руководителя Департамента в случае:
поступления поручений и обращений заявителей;
поступления представлений и иной информации от органов прокуратуры и правоохранительных органов;
обращений граждан и юридических лиц о нарушении их прав и законных интересов;
для проверки исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений;
иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии нарушений.
3.1.9. Внеплановая проверка исполнения законодательства в области образования может проводиться в сочетании с плановыми или внеплановыми проверками по контролю качества образования и контролю за соблюдением лицензионных требований и условий.
3.1.10. Проверки могут быть комплексными или тематическими.
3.1.11. Комплексные проверки направлены на всестороннее изучение и оценку соответствия деятельности проверяемых организаций обязательным для исполнения требованиям. Комплексные проверки проводятся, как правило, по двум и более направлениям деятельности учреждений.
3.1.12. Тематические проверки направлены на изучение и оценку соответствия деятельности проверяемых организаций обязательным для исполнения требованиям по отдельному направлению или отдельному вопросу их деятельности.
3.1.13. Плановые и внеплановые, комплексные или тематические проверки могут проводиться в форме выездных (инспекционных) и камеральных проверок.
3.1.14. Выездные (инспекционные) проверки проводятся по месту нахождения проверяемой организации и (или) ведения образовательной деятельности (далее - выездная проверка);
3.1.15. Камеральные проверки проводятся в Управлении посредством изучения имеющихся и представленных проверяемыми организациями материалов и документов, указанных в пунктах 2.5. и 2.6. настоящего Регламента.
3.1.16. Срок проверки не может превышать один месяц. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации продолжительность проведения проверки может быть увеличена распоряжением Департамента, но не более чем на один месяц.
3.2. Подготовка проведения проверок
3.2.1. Проверки проводятся на основании распоряжения Департамента (примерная форма распоряжения в приложении 2 к настоящему Регламенту).
Распоряжением о проведении проверки определяются:
форма, вид и сроки проведения проверки;
план-задание на проведение проверки;
персональный состав комиссии с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности,
проверяемая организация (перечень проверяемых организаций).
3.2.2. В плане-задании проверки указываются цели проверки, проверяемый период деятельности, нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке, задание на проведение проверки с перечнем вопросов, подлежащих проверке, итоговые документы по результатам проверки.
3.2.3. Для проведения проверок создаются комиссии, в состав которых включаются специалисты в соответствии с их должностными регламентами и, при необходимости, эксперты из числа работников образовательных учреждений (организаций), научных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, специалисты окружных управлений и Городской инспекции, а также организаций, обеспечивающих контроль и надзор в сфере образования, прошедшие квалификационные испытания.
Требования к уровню квалификации привлекаемых к проверкам экспертов разрабатываются и утверждаются Рособрнадзором.
Количество членов комиссии зависит от вида проверки, ее сложности, а также количества и объема проверяемой информации.
3.2.4. Тематические проверки могут проводиться по решению руководителя Департамента одним специалистом без создания комиссии, (далее - проверяющий).
Порядок подготовки, проведения и подведения итогов проверок, проводимых специалистом без образования комиссии, аналогичен порядку, установленному при проведении проверки комиссией.
3.2.5. В проверяемую организацию по почте, факсимильным сообщением или лично руководителю проверяемой организации (должностному лицу, исполняющему его обязанности) или уполномоченному им должностному лицу (далее - руководитель проверяемой организации) направляется письмо-уведомление о проведении проверки (примерная форма уведомления в приложении 3 к настоящему Регламенту) с приложением плана-задания проверки:
при проведении плановой выездной проверки - не позднее, чем за 5 рабочих дней до начала проверки;
при проведении плановой камеральной проверки - не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала проверки;
при проведении внеплановой проверки - не позднее, чем за 1 рабочий день до начала проверки.
В исключительном случае по решению руководителя Департамента внеплановая проверка, может осуществляться без уведомления организации.
3.2.6. Одновременно с уведомлением направляется запрос о предоставлении материалов, документов и иной информации (при необходимости) с указанием сроков предоставления документов в Управление (примерная форма запроса в приложении 4 к настоящему Регламенту).
3.2.7. Проверяемая организация представляет запрашиваемые документы с сопроводительным письмом и приложением перечня документов непосредственно в Управление под расписку о получении.
3.2.8. В процессе подготовки к проведению проверки членам комиссии (проверяющему) рекомендуется изучить (с учетом особенностей проверки):
законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы, регламентирующие деятельность проверяемой организации;
сведения о результатах предыдущих проверок проверяемой организации, о мероприятиях по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также об обращениях физических и юридических лиц по вопросам деятельности проверяемой организации;
при необходимости членами комиссии (проверяющим) могут быть рассмотрены запрошенные предварительно материалы, документы и т.д.
3.2.9. Для уточнения целей и порядка проведения проверки председателем комиссии проводится инструктаж членов комиссии.
3.3. Проведение проверок
3.3.1. При проведении выездной проверки председатель комиссии по проверке (проверяющий) предъявляет руководителю проверяемой организации служебное удостоверение и копию распоряжения Департамента о проведении проверки, представляет членов комиссии, информирует о порядке проведения проверки.
3.3.2. В ходе выездной проверки члены комиссии (проверяющий):
запрашивают у уполномоченных должностных лиц проверяемой организации документы по вопросам, подлежащим проверке (из числа указанных в пунктах 2.5. и (или) 2.6. настоящего Регламента), и проводят рассмотрение указанных документов;
запрашивают у уполномоченных должностных лиц проверяемой организации устные и письменные объяснения по вопросам, подлежащим проверке;
проводят беседы с работниками проверяемой организации, обучающимися (воспитанниками), их родителями (законными представителями) по вопросам, подлежащим проверке. Беседы с несовершеннолетними обучающимися (воспитанниками) проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).
3.3.3. Руководитель проверяемой организации обеспечивает условия для работы комиссии (проверяющего):
представляет необходимые для проведения проверки документы;
организовывает по требованию председателя комиссии (проверяющего) встречу членов комиссии с руководителями структурных подразделений (лицами, исполняющими их обязанности) и иными работниками проверяемой организации, обучающимися (воспитанниками) и их родителями (законными представителями);
предоставляет членам комиссии (проверяющему) на срок проведения проверки отдельное служебное помещение, обеспечивающее сохранность документов, оборудованное необходимой мебелью, компьютерами (с программным обеспечением, согласованным с председателем комиссии), организационно-техническими средствами, в том числе средствами связи;
предоставляет по письменному запросу председателя комиссии (проверяющего) и в установленный им срок все необходимые для достижения целей проверки документы (справки, письменные объяснения и иные материалы), заверенные копии документов как на бумажном, так и на магнитном (по возможности) носителе (копии документов на бумажных носителях должны быть сшиты, пронумерованы, подписаны уполномоченным лицом и скреплены печатью проверяемой организации);
дает устные и письменные объяснения по существу проверяемых вопросов;
обеспечивает доступ к информационным ресурсам автоматизированных систем, используемых в деятельности организации, в режиме "только для чтения".
3.3.4. В случае непредставления руководителем проверяемой организации необходимых для работы комиссии (проверяющего) документов, а равно совершения иных действий, препятствующих проведению проверки, председателем комиссии (проверяющим) составляется акт, в котором перечисляются соответствующие действия (примерная форма акта в приложении 5 к настоящему Регламенту) и готовится проект служебной записки на имя руководителя Департамента.
3.3.5. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается председателем комиссии (проверяющим) и руководителем проверяемой организации. Один экземпляр акта вручается руководителю проверяемой организации. При отказе подписать и (или) получить акт председатель комиссии (проверяющий) производит соответствующую запись в акте.
3.3.6. Проект служебной записки рассматривается и подписывается начальником Управления и передается руководителю Департамента для принятия решения. Служебная записка в течение 3 рабочих дней рассматривается руководителем Департамента.
3.3.7. При проведении камеральной проверки председатель комиссии (проверяющий) предъявляет руководителю проверяемой организации, предоставившему документы в соответствии с запросом, копию распоряжения Департамента о проведении проверки и информацию о порядке проведения проверки непосредственно в Управлении:
3.3.8. В случае некомплектности представленных документов, несоблюдении требований к оформлению и заполнению документов Управлением в адрес проверяемой организации направляется факсимильной связью или вручается непосредственно руководителю проверяемой организации письмо с указанием перечня недостающих документов и (или) замечаний по их оформлению и заполнению, а также сроков представления полного комплекта документов.
3.3.9. В случае, если документы не могут быть представлены проверяемой организацией в установленный в запросе срок, руководитель проверяемой организации направляет в Управление мотивированное объяснение причин невозможности исполнения указанного запроса и с просьбой продления ранее установленного срока.
3.3.10. В случае, если документы не представлены в установленный в запросе срок, руководитель Департамента на основании служебной записки, подготовленной Управлением, может принять решение:
о проведении проверки по имеющимся в Управлении документам;
о проведении внеплановой выездной проверки;
об информировании органов прокуратуры для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении;
о подготовке и подаче искового заявления в суд.
3.3.11. По завершении проверки составляется акт проверки в двух экземплярах (примерная форма акта проверки в приложении 6 к настоящему Регламенту).
3.3.12. Акт проверки подписывается председателем и членами комиссии (проверяющим). Члены комиссии по проверке имеют право на запись особого мнения в акте проверки.
3.3.13. В акте проверки ставится отметка об ознакомлении с актом проверки и подпись руководителя проверяемой организации, или вносятся сведения об отказе от ознакомления с актом проверки.
3.3.14. Первый экземпляр акта проверки остается у председателя комиссии для последующего представления в Управление и подготовки отчета о проверке. Второй экземпляр акта проверки передается руководителю проверяемой организации.
3.3.15. В акте проверки указываются сведения о результатах проверки:
о выявлении нарушений законодательства в области образования в части несоответствия локальных актов проверяемой организации законодательству в области образования; неисполнения (несоблюдения) законодательства в области образования в процессе деятельности проверяемой организации;
о невыявлении нарушений законодательства в области образования.
3.3.16. По завершении проверки председатель комиссии производит запись о проведенной проверке в имеющемся в проверяемой организации журнале учета проверок (примерная форма журнала в приложении 7 к настоящему Регламенту).
Если в ходе проверки выявлено отсутствие в проверяемой организации журнала учета проверок, в акте проверки делается запись об отсутствии указанного журнала.
3.3.17. При проведении проверки руководитель проверяемой организации имеет право:
знакомиться со своими правами и обязанностями;
обжаловать действия председателя и членов комиссии (проверяющего) руководителю Управления;
знакомиться с актом проверки, прилагать к нему письменные возражения и объяснения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
3.4. Обработка результатов проверок
3.4.1. Председатель комиссии (проверяющий) в течение 10 рабочих дней после завершения проверки на основании акта проверки готовит отчет о проведении проверки (примерная форма отчета в приложении 8 к настоящему Регламенту) (далее - отчет о проверке), в котором дается описание выявленных нарушений законодательства в области образования или указывается на их невыявление.
3.4.2. Отчет о проверке в течение 3 рабочих дней согласовывается начальником Управления и передается на утверждение руководителю Департамента. Отчет о проверке в течение 3 рабочих дней рассматривается и утверждается руководителем Департамента.
3.4.3. Если в результате проверки не выявлены нарушения законодательства в области образования, в течение 5 рабочих дней после получения утвержденного отчета о проверке готовится и направляется в проверяемую организацию письмо-уведомление Управления о невыявлении нарушений (примерная форма письма-уведомления в приложении 9 к настоящему Регламенту).
3.4.4. Если в результате проверки выявлены нарушения законодательства в области образования, в течение 5 рабочих дней после получения утвержденного отчета о проверке готовится проект предписания (примерная форма предписания в приложении 10 к настоящему Регламенту).
3.4.5. В предписании указываются нарушения и срок их устранения. Срок устранения нарушений составляет от одного до 6 месяцев.
Систематизированное описание устанавливаемых в предписаниях сроков устранения нарушений в зависимости от их характера размещено на официальном сайте Департамента в сети Интернет с учетом рекомендаций Рособрнадзора.
3.4.6. Предписание подписывается руководителем Департамента и передается под личную роспись руководителю проверяемой организации в течение 3 рабочих дней после подписания, о чем делается запись в журнале регистрации выданных предписаний (примерная форма журнала в приложении 11 к настоящему Регламенту).
3.4.7. При принятии руководителем Департамента решения о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации или о лишении государственной аккредитации (в случае выявления нарушения законодательства в области образования, повлекшего за собой неправомерную выдачу документов государственного образца об уровнях образования и (или) квалификации, или иного нарушения прав и свобод воспитанников и обучающихся) выполняются необходимые административные действия в рамках исполнения государственной функции по государственной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
3.4.8. При принятии руководителем Департамента решения о приостановлении действия лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам или об аннулировании лицензии (в случае грубых нарушений лицензионных требований и условий) выполняются необходимые административные действия в рамках исполнения государственной функции по лицензированию образовательной деятельности.
3.4.9. В соответствии с решением руководителя Департамента, в течение 5 рабочих дней после получения утвержденного отчета о проверке готовятся проекты писем, которые в течение 3 рабочих дней рассматриваются и подписываются руководителем Департамента и направляются по почте:
в случае выявления нарушений законодательства в области образования по вопросам, входящим в компетенцию федерального органа исполнительной власти или иного государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в данный орган исполнительной власти;
в случае получения в результате проверки информации о нарушении законодательства в области образования, содержащем признаки противоправного деяния, - в правоохранительный орган и (или) в прокуратуру города Москвы.
Управление письменно информирует проверяемую организацию о направлении информации Департамента в соответствующие органы.
3.4.10. Информация о результатах мероприятий по надзору и контролю вносится в базу данных о результатах надзора и контроля специалистом, ответственным за ее ведение.
3.5. Контроль за исполнением предписаний
3.5.1. Проверяемая организация, которой было направлено предписание, должна исполнить его в установленный срок и представить в Управление отчет о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований (далее - отчет об исполнении предписания).
3.5.2. В случае непредставления проверяемой организацией в установленные сроки отчета об исполнении предписания и при наличии письменного заявления руководителя проверяемой организации руководитель Департамента может принять решение о продлении сроков исполнения предписания с учетом уважительных (объективных) причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения.
3.5.3. Поступивший в Управление отчет об исполнении предписания рассматривается в течение 3 рабочих дней после его получения.
3.5.4. Если отчет об исполнении предписания подтверждает или не подтверждает факт исполнения предписания, в течение 3 рабочих дней после рассмотрения отчета об исполнении предписания готовится и согласовывается с начальником Управления проект письма Департамента о положительном или отрицательном результате рассмотрения вопроса об исполнении предписания.
Проект письма Департамента в течение 3 рабочих дней рассматривается и подписывается руководителем Департамента. Письмо Департамента вручается под личную роспись руководителю проверяемой организации в течение 3 рабочих дней после подписания или направляется по почте, о чем делается запись в журнале регистрации выданных предписаний.
3.5.5. Если на основании отчета об исполнении предписания невозможно установить факт исполнения предписания и требуется дополнительная проверка, по решению руководителя Департамента осуществляется подготовка, проведение и обработка результатов проверки в соответствии с настоящим Регламентом.
3.5.6. В случае, если проверяемая организация не исполнила предписание в установленный срок; отчет об исполнении предписания не подтверждает факт исполнения предписания; отчет о внеплановой проверке исполнения предписания не подтверждает факт исполнения предписания, в течение 5 рабочих дней после истечения срока исполнения предписания или направления письма в проверяемую организацию об отрицательном результате рассмотрения вопроса об исполнении предписания готовит проект служебной записки на имя руководителя Департамента:
о наличии оснований для приостановления действия лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам;
о наличии оснований для аннулирования лицензии;
о наличии оснований для приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам;
о наличии оснований для лишения свидетельства о государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам;
о целесообразности направления информации о неисполнении предписания учредителю и (или) в прокуратуру города Москвы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
3.5.7. Проект служебной записки рассматривается и подписывается начальником Управления и передается руководителю Департамента для принятия решения. Служебная записка в течение 3 рабочих дней рассматривается руководителем Департамента.
3.5.8. В случае принятия руководителем Департамента решения о приостановлении действия лицензии, свидетельства о государственной аккредитации или лишения лицензии, свидетельства о государственной аккредитации выполняются необходимые административные действия в рамках исполнения государственной функции по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации.
3.5.9. В случае принятия руководителем Департамента решения о направлении информации о неисполнении предписания учредителю (в вышестоящий орган) или прокуратуру города Москвы, в течение 3 рабочих дней после принятия решения готовится проекты соответствующих писем Департамента.
Проекты писем Департамента в течение 3 рабочих дней рассматриваются и подписываются руководителем Департамента. Письма Департамента направляются по почте учредителю (в вышестоящий орган) и (или) в прокуратуру города Москвы.
3.5.10. Информация о неисполнении предписания в установленный срок и о принятых мерах вносится в базу данных о результатах надзора и контроля специалистом, ответственным за ее ведение.
3.6. Работа с обращениями физических и юридических лиц по вопросу о нарушении законодательства в области образования
3.6.1. Письменные обращения физических и юридических лиц (далее - автор обращения) по вопросу о нарушении законодательства рассматриваются в течение 30 рабочих дней со дня их регистрации в Департаменте.
3.6.2. После поступления обращения по вопросу о нарушении законодательства (далее - обращение) в Управление и его регистрации назначается специалист Управления, ответственный за рассмотрение обращения (далее - ответственный специалист).
3.6.3. Ответственный специалист не позднее 10 рабочих дней проводит рассмотрение обращения и не позднее 15 рабочих дней после его рассмотрения готовит проект письма Управления или Департамента с ответом автору обращения.
Проект письма Управления или Департамента не позднее 3 рабочих дней рассматривается и подписывается соответственно начальником Управления или руководителем (заместителем руководителя) Департамента. Письмо Управления или Департамента направляется по почте автору обращения.
Для подготовки ответа автору обращения при необходимости ответственный специалист может запрашивать материалы и документы у организаций, осуществляющих образовательную деятельность, у структурных подразделений Департамента.
3.6.4. В случае, если подготовка ответа автору обращения требует проверки фактов, изложенных в обращении, осуществляется подготовка и проведение проверки, обработка результатов проверки в соответствии с настоящим Регламентом.
3.6.5. В случае проведения проверки, которая может привести к увеличению сроков рассмотрения обращения, ответственный специалист не позднее 3 рабочих дней до истечения срока рассмотрения обращения готовит проект письма Управления или Департамента с промежуточным ответом автору обращения о назначении проверки по его обращению.
3.6.6. После утверждения отчета о проверке ответственный специалист не позднее 7 рабочих дней готовит проект письма Управления или Департамента с промежуточным или окончательным ответом автору обращения о выявленных нарушениях и о принятых мерах или о невыявлении нарушений. Проект письма Управления или Департамента не позднее 3 рабочих дней рассматривается и подписывается соответственно начальником Управления или руководителем (заместителем руководителя) Департамента. Письмо Управления или Департамента направляется по почте автору обращения.
3.6.7. Если в результате проверки были выявлены нарушения и в организацию было направлено предписание, контроль за исполнением предписания осуществляется в соответствии с настоящим Регламентом.
3.6.8. После исполнения предписания ответственный специалист не позднее 3 рабочих дней готовит проект письма Управления или Департамента с окончательным ответом автору обращения об исполнении предписания. Проект письма Управления или Департамента не позднее 3 рабочих дней рассматривается и подписывается соответственно начальником Управления или руководителем (заместителем руководителя) Департамента. Письмо Управления или Департамента направляется по почте автору обращения.
3.6.9. В случае, если в обращении содержится вопрос, на который автору обращения ранее давались письменные ответы по существу и в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, ответственный специалист не позднее 3 рабочих дней готовит за подписью начальника Управления проект служебной записки на имя руководителя Департамента о целесообразности прекращения переписки с автором обращения по данному вопросу или необходимости проведения проверки по фактам, изложенным в обращении.
3.6.10. В случае, если руководитель Департамента принял решение о прекращении переписки с автором обращения, ответственный специалист не позднее 5 рабочих дней после принятия решения готовит проект письма Управления или Департамента с ответом автору обращения о прекращении переписки по данному вопросу с объяснением причин прекращения переписки. Проект письма Управления или Департамента не позднее 3 рабочих дней рассматривается и подписывается соответственно начальником Управления или руководителем (заместителем руководителя) Департамента. Письмо Управления или Департамента направляется по почте автору обращения.
3.6.11. В случае, если в обращении не указаны сведения об авторе обращения (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) физического лица, наименование юридического лица), и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
3.6.12. В случае, если в обращении содержатся нецензурные, либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, ответ по существу поставленных в обращении вопросов не дается, при этом в ответе автору обращения сообщается о недопустимости злоупотребления правом.
3.6.13. В случае, если текст обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Если сведения об авторе обращения и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, поддаются прочтению, автору обращения сообщается о том, что текст обращения не поддается прочтению.
3.6.14. В случае, если информация, изложенная в обращении, не подлежит обжалованию в досудебном порядке, в ответе автору обращения сообщается о непредусмотренности обжалования действий или решений по соответствующему вопросу в досудебном порядке и о возможности их обжалования в судебном порядке.
3.6.15. В случае, если в обращении обжалуется судебное решение, обращение возвращается автору с соответствующим разъяснением.
3.6.16. В случае отсутствия в обращении информации, свидетельствующей о нарушении законодательства, автору обращения сообщается о необоснованности обращения с соответствующим объяснением.
3.6.17. В случае, если вопросы, указанные в обращении, не входят в компетенцию Департамента, ответственный специалист не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации обращения готовит проект письма Управления или Департамента в соответствующий государственный орган или соответствующему должностному лицу с приложением обращения и проект ответа автору о переадресации обращения. Проекты писем Управления или Департамента не позднее 3 рабочих дней рассматриваются и подписываются соответственно начальником Управления или руководителем (заместителем руководителя) Департамента и направляются по почте в государственный орган или должностному лицу и автору обращения.
3.6.18. Блок-схема работы с обращением по вопросу о нарушении законодательства в области образования приведена в приложении 12 к настоящему Регламенту.
4. Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции
4.1. Специалисты, участвующие в исполнении государственной функции, несут персональную ответственность за полноту и качество исполнения государственной функции, за соблюдение и исполнение положений настоящего Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции. Ответственность специалистов, участвующих в исполнении государственной функции, устанавливается в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы.
4.2. Действия (бездействия), решения специалистов, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу Департамента.
4.3. Обжалование подается в письменной форме и должно содержать:
при подаче обжалования физическим лицом - его фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), при подаче обжалования юридическим лицом - его наименование;
почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обжалования;
либо наименование государственного органа, в который направляется обжалование, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
суть обжалования;
при подаче обжалования физическим лицом - личную подпись физического лица, при подаче обжалования юридическим лицом - подпись руководителя (заместителя руководителя) юридического лица;
дату обжалования.
К обжалованию могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенную в обжаловании информацию.
4.4. Личный прием физических лиц и представителей юридических лиц проводится уполномоченными должностными лицами Департамента. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия физического лица или представителя юридического лица может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов в соответствии с настоящим Регламентом.
4.5. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения обращения автор обращения уведомляется письменно с указанием причин продления.
4.6. Физические и юридические лица вправе обжаловать действия (бездействие), решения должностных лиц Департамента, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции, в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.