Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Действующее законодательство Российской Федерации предоставляет следующие возможности для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность:
получение инвестиционного налогового кредита в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 66);
пользование тарифными (таможенными) и налоговыми льготами при ввозе оборудования, предназначенного в качестве взноса в уставный капитал совместных предприятий (статья 37 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", статья 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);
ввоз технологического оборудования по системе лизинга с отсрочкой на шесть месяцев платежей по налогу на добавленную стоимость (статья 151 части второй Налогового кодекса Российской Федерации), а также использование механизма раздела продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции без уплаты таможенных платежей (статья 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе");
освобождение от уплаты таможенных пошлин на оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимое на таможенную территорию Российской Федерации в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и финансовыми организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В то же время не существует достаточных оснований для оценки и прогнозирования положительного эффекта от использования механизма инвестиционного налогового кредита, предоставляемого по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.
Большинство предприятий (в том числе предприятий с высоким показателем финансовой устойчивости) при действующем налоговом и таможенном законодательстве не только ограничены, но, зачастую, и лишены возможности приобретения импортного оборудования, поскольку стоимость ввозимого оборудования возрастает на 25 - 30 процентов за счет таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.
Анализ основных показателей развития промышленного производства и инвестиций в основной капитал предприятий Российской Федерации за период 2000 - 2002 годов свидетельствует о снижении темпов роста объема промышленной продукции (со 111,9 процента до 103,7 процента) и инвестиций в основной капитал (со 117,4 процента до 102,6 процента).
Резкое снижение темпов прироста инвестиций (с 17,4 процента в 2000 году до 8,7 процента в 2001 году и до 2,6 процента в 2002 году) и спад в производстве инвестиционных товаров в ряде подотраслей машиностроения обусловлены главным образом сокращением объема прибыли (на 24 процента), направленной на инвестиции, что не компенсируется ростом финансирования инвестиций за счет амортизационных отчислений. Сложившаяся ситуация вызвана сокращением объемов собственных средств предприятий и уменьшением мотивации к инвестированию в основной капитал.
Средний возраст используемого на предприятиях Российской Федерации производственного оборудования на сегодняшний день составляет 16 лет при установившемся для различных отраслей промышленности мировом уровне данного показателя 5 - 8 лет. В настоящее время этому показателю мирового уровня соответствует менее 30 процентов отечественного парка промышленного оборудования. Почти треть машин и оборудования в промышленности полностью изношены и нуждаются в замене.
В условиях открытой экономики сохранение конкурентоспособных позиций отечественной обрабатывающей промышленности на внутреннем рынке невозможно без ее технической реконструкции. Наиболее значимыми причинами падения конкурентоспособности продукции российских предприятий в последние годы стали высокие издержки производства и низкое качество продукции, что обусловлено недостатком инвестиций, износом оборудования и отсутствием в производстве прогрессивных технологий. Если в 2000 году показатель износа основных производственных фондов в промышленности составлял 66,5 процента, то в 2002 году - 70 процентов. Таким образом, сложившийся на сегодня уровень инвестиций в основной капитал предприятий не только не обеспечивает модернизацию производства, но и не достаточен для простого воспроизводства.
В среднесрочной перспективе источником устойчивого экономического роста может стать только форсированное расширение инвестиций в основной капитал, при этом оптимальные темпы роста ежегодных объемов инвестиций должны составлять не менее 6 - 8 процентов.
В настоящее время в структуре инвестиций в оборудование доля затрат на приобретение технологических линий и комплексов по выпуску новой продукции составляет примерно 10 - 15 процентов, а основная доля приходится на приобретение отдельных установок. Данная структура инвестиций, обусловленная недостатком оборотных средств у предприятий, является причиной использования устаревших технологий и не способствует производству конкурентоспособной продукции.
Таким образом, назрела необходимость как в обеспечении соответствующих темпов роста инвестиций, так и в расширении их инновационного наполнения. Достижение указанных целей возможно посредством отмены таможенных пошлин и восстановления льготы по налогу на добавленную стоимость на ввоз технологического оборудования, не имеющего аналогов в Российской Федерации, предусматриваемых данным законопроектом.
В случае отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, а также восстановления льготы по налогу на добавленную стоимость, уплачиваемому при таможенном оформлении указанных грузов, дополнительный прирост инвестиций в основной капитал предприятий в целом по России может составить 1762 миллиона долларов США.
Исходя из того, что увеличение затрат, осуществленных на технологические инновации, на 1 доллар США обеспечивает прирост объема произведенной продукции на сумму 2,34 доллара США, дополнительный объем инновационной продукции промышленности Российской Федерации составит 4119 миллионов долларов США. Поступления в федеральный бюджет, исчисленные от указанного дополнительного объема производства, составят в год:
по налогу на добавленную стоимость - 824 миллиона долларов США;
по налогу на прибыль организаций, учитывая, что показатель среднего уровня рентабельности в промышленности по итогам 2002 года составил 14 процентов, - 35 миллионов долларов США.
Таким образом, поступления данных налогов компенсируют предоставление льгот по платежам в федеральный бюджет в течение трех с половиной лет.
Председатель Законодательного |
В.А.Бекетов |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Реализация федерального закона "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Принятие настоящего федерального закона не повлечет выпадения доходов по налогу на добавленную стоимость, поскольку сумма данного налога, уплаченного налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, вычитается при расчете суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
Принятие настоящего федерального закона повлечет выпадение доходов федерального бюджета по ввозным таможенным пошлинам, но одновременно приведет к увеличению объемов ввоза технологического оборудования, не имеющего аналогов в России, и росту объемов производства продукции, будет способствовать созданию новых рабочих мест, что повлечет рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, налогу на добавленную стоимость и другим налогам.
Согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год" запланированный объем поступлений в федеральный бюджет от ввозных таможенных пошлин составляет 150 355,9 миллиона рублей. В пояснительной записке Правительства Российской Федерации к данному федеральному закону сумма ввозных таможенных пошлин по группе 84 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации "Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части" определена в размере 451,4 миллиона долларов США.
Технологическое оборудование входит в группу 84 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Объем импорта технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, составляет еще меньший удельный вес в структуре импорта. Таким образом, сумма выпадающих доходов федерального бюджета будет значительно меньше вышеуказанной запланированной суммы ввозных таможенных пошлин по группе 84 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
На основании анализа показателей социально-экономического развития Российской Федерации за 2000 - 2002 годы установлено, что каждый рубль, затраченный на технологические инновации, влечет за собой прирост объемов произведенной продукции на сумму 2,34 рубля.
Произведенные экономические расчеты показывают, что снижение поступлений в федеральный бюджет по ввозным таможенным пошлинам в течение трех с половиной лет будет компенсировано за счет увеличения налоговых поступлений.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих отмене, изменению и дополнению в случае принятия федерального закона "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"
В случае принятия федерального закона "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" отмена, внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты федерального законодательства не потребуются.
Председатель Законодательного |
В.А.Бекетов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.