Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 292673-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Досье на проект федерального закона
Принятый в 2002 году Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств еще до своего вступления в силу, которое намечено на 1 июля 2003 года, вызвал значительное количество нареканий как со стороны автомобилистов, так и многих экспертов. Внимательный и непредвзятый анализ положений данного закона позволяет выявить его односторонний характер, очевидный перекос в пользу интересов страховщиков.
Отклонение под влиянием страхового лобби при втором чтении большинства разумных поправок, направленных на защиту интересов страхователей, устранение пробелов и противоречий, приводит к фактической дискредитации самой идеи обязательного страхования "автогражданской ответственности", всплеску обоснованных опасений миллионов владельцев автомобилей за свои кошелек и безопасность. Ситуацию обострил процесс подготовки и принятия решения о размере и структуре страховых тарифов в Правительстве Российской Федерации, подтвердивший самые худшие ожидания автомобилистов.
Становится все более очевидным, что указанный Федеральный закон нельзя выпускать в жизнь без серьезных корректив. В связи с этим специалистами Общероссийского Движения автомобилистов России разработан настоящий законопроект, содержащий следующие принципиальные изменения и дополнения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Первое. Предлагается изменить порядок утверждения размеров и структуры страховых тарифов, которые являются обязательными платежами для огромного числа граждан. По своей природе они очень близки к налогам и сборам. Поэтому вполне логично было бы закрепить в Федеральном законе положение о том, что размеры, структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками устанавливаются федеральным законом. Естественно, что за Правительством Российской Федерации в этом случае остается прерогатива подготовки подобного законопроекта и внесения его в Государственную Думу. Только такой порядок позволит избежать келейности и произвола, сделать процесс утверждения страховых тарифов публичным, открытым для всех заинтересованных лиц, сбалансировать интересы, страховщиков, страхователей, общества и государства.
Второе. Принятый Федеральный закон закрепил явный дисбаланс в отношении возможности изменения страховых тарифов и страховых сумм. Если первые подлежат повышению в связи с инфляцией, то применительно ко вторым это законом не предусмотрено. Для устранения столь очевидной несправедливости сформулировано положение о том, что размеры страховых сумм подлежат увеличению всякий раз с увеличением размеров страховых тарифов и пропорционально такому увеличению. При этом специально оговаривается, что в тех регионах, где при расчете величины страховой премии используется повышающий коэффициент (по территории преимущественного использования транспортного средства), на тот же коэффициент увеличивается страховая сумма.
Третье. Следует принципиально изменить подход к формированию структуры страховых тарифов. Прежде всего необходимо как базовые ставки, так и коэффициенты (повышающие и понижающие) устанавливать исключительно федеральным законом. Подлежат сокращению основания для введения повышающих коэффициентов путем исключения из их числа: а) "наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данных транспортных средств в предшествующие периоды"; б) "иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств. Вместе с тем вводится дополнительный понижающий коэффициент при отсутствии зафиксированного причинения страхователем при использовании транспортного средства вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в течение последних пяти лет. Тем самым поощряются добросовестные и дисциплинированные водители.
Кроме того, в качестве важной гарантии соблюдения законных интересов автомобилистов требуется скорректировать пункт 4 статьи 9 рассматриваемого Федерального закона таким образом, чтобы понижающие коэффициенты при наличии соответствующих обстоятельств подлежали обязательному применению и не учитывались при определении верхнего предела размера страховой премии. Одновременно закрепляется положение о том, что максимальная сумма страховой премии не может быть выше двукратного размера базовой ставки.
Четвертое. В значительную часть статей Федерального закона вносятся изменения и дополнения, направленные на защиту прав владельцев транспортных средств, а также конкретизацию обязанностей и усиление ответственности страховщиков. Это касается положений о сроке договора обязательного страхования, действий страхователя и потерпевших при наступлении страхового случая, определения размера страховых и компенсационных выплат и ряда других.
Пятое. Уточняются формулировки дефиниций некоторых понятий, используемых в Федеральном законе, с тем, чтобы устранить двусмысленность и произвольное толкование, привести эти определения в соответствии с действующим гражданским законодательством. В частности, речь идет о категориях "потерпевший" и "страховой случай".
Принятие предложенного законопроекта существенно изменит к лучшему правовой режим обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, сделает этот институт если не привлекательным, то по крайне мере приемлемым для автомобилистов и, следовательно, реально работающим. Отклонение же предлагаемых поправок больно ударит по интересам миллионов российских граждан и надолго опорочит в их глазах систему страхования, успешно применяемую во многих странах.
Введение в действие настоящего проекта федерального закона не потребует дополнительных бюджетных затрат и не повлечет изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.