Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Проект федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее именуется - законопроект) подготовлен в целях регламентации вопросов государственной гражданской службы как одного из видов государственной службы Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации".
Законопроектом устанавливаются правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Законопроект состоит из преамбулы и 17 глав, объединяющих 74 статьи.
В законопроекте определены принципы гражданской службы, показана взаимосвязь гражданской службы с иными видами государственной службы, а также с муниципальной службой.
Отдельная глава законопроекта посвящена должностям государственной гражданской службы. В этой главе указанные должности классифицированы по категориям и группам, а также определены общие квалификационные требования по этим должностям.
Так, вводится четыре категории должностей: "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" и "обеспечивающие специалисты". Кроме того, должности государственной гражданской службы подразделяются на пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной гражданской службы.
Все должности государственной гражданской службы подлежат включению в реестры должностей государственной гражданской службы.
Законопроектом предлагается ввести для гражданских служащих классные чины государственной гражданской службы. При этом гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей и главной групп, предлагается присваивать классные чины действительного государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса и государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса соответственно. Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы субъекта Российской Федерации, классные чины государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации предлагается присваивать в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Федеральным гражданским служащим и гражданским служащим субъектов Российской Федерации, замещающим должности гражданской службы ведущей, старшей и младшей групп, предлагается присваивать классные чины советника гражданской службы 1, 2 и 3 класса, референта гражданской службы 1, 2 и 3 класса и секретаря гражданской службы 1, 2 и 3 класса соответственно.
В целях регламентации правового положения (статуса) государственного гражданского служащего законопроектом определяется понятие "государственный гражданский служащий" и устанавливаются его основные права и обязанности, а также ограничения и запреты на гражданской службе, требования к служебному поведению гражданского служащего.
В законопроекте заложен механизм урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе. Предусматривается образование в государственных органах комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов. В работе этих комиссий, равно как и других комиссий, которые предлагается создавать в государственных органах (конкурсной комиссии, аттестационной комиссии, комиссии государственного органа по служебным спорам), предусматривается участие независимых экспертов, число которых должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии. Введение этих норм должно содействовать обеспечению открытости государственной гражданской службы и ее взаимосвязи с институтами гражданского общества.
В качестве одного из элементов антикоррупционного механизма следует также рассматривать положения законопроекта, предусматривающие обязанность гражданина, поступающего на гражданскую службу, а также обязанность гражданского служащего ежегодно представлять представителю нанимателя сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Законопроектом предусматривается возможность поступления гражданина на государственную гражданскую службу и замещения гражданским служащим другой должности государственной гражданской службы преимущественно на конкурсной основе. При этом в состав конкурсных комиссий должны включаться независимые эксперты.
Законопроектом определены случаи, когда конкурс не проводится. В частности, без конкурса предлагается производить назначения:
на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";
на должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
при заключении срочного служебного контракта;
при переводе на другую должность гражданского служащего, который вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы;
при предоставлении иной должности гражданскому служащему, должность которого подлежит сокращению;
при замещении вакантной должности гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Кроме того, конкурс может не проводиться:
при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому Президентом Российской Федерации;
при назначении на должности, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы (по решению представителя нанимателя).
В законопроекте вводится понятие "служебный контракт", определяются стороны, содержание, формы и сроки действия служебного контракта, а также порядок его заключения; детально регламентируются вопросы испытания при поступлении на гражданскую службу, перевода на другую должность государственной гражданской службы или изменения существенных условий служебного контракта с согласия гражданского служащего. Законопроектом устанавливается исчерпывающий перечень оснований для прекращения служебного контракта.
В законопроекте определяются порядок обработки, хранения и передачи персональных данных государственных служащих, порядок ведения личных дел и реестров государственных гражданских служащих, а также задачи кадровой работы.
В законопроекте регламентируются вопросы служебного времени и времени отдыха гражданских служащих, определяются нормальная продолжительность служебного времени, условия установления ненормированного служебного дня, а также обеспечивается единый подход к установлению продолжительности отпусков на государственной гражданской службе. Продолжительность отпуска ставится в зависимость от замещаемой должности гражданской службы, от выслуги лет и от условий прохождения государственной гражданской службы.
В законопроекте вводится понятие "должностной регламент гражданского служащего". В соответствии с должностным регламентом осуществляется профессиональная служебная деятельность гражданского служащего, им должны определяться должностные обязанности, права и другие характеристики служебной деятельности гражданского служащего.
Детально регламентируется в законопроекте порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих и порядок сдачи ими квалификационного экзамена.
В главе 10 законопроекта регулируются вопросы оплаты труда государственных гражданских служащих и определяется порядок формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих. При этом определяются единые основные условия оплаты труда гражданских служащих, соотносимые с условиями оплаты труда государственных служащих других видов государственной службы. В состав денежного содержания гражданского служащего предлагается включать месячный должностной оклад и месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы, составляющие вместе оклад денежного содержания, ежемесячную надбавку к окладу денежного содержания за выслугу лет, ежемесячную надбавку за особые условия гражданской службы и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии.
В оплате труда гражданских служащих должна существенно возрасти доля средств на стимулирование результативной работы (различного вида премии).
Законопроектом впервые предусматривается возможность установления по отдельным должностям гражданской службы особых условий оплаты труда гражданских служащих, отличных от общих условий такой оплаты. В частности, становится возможным дифференцировать оплату труда гражданского служащего в зависимости от показателей эффективности и результативности его служебной деятельности, ориентированных на конечный результат и зафиксированных в срочном служебном контракте.
Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться указанный порядок, и порядок установления такой оплаты труда должны определяться соответственно Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Законопроект содержит также нормы, предусматривающие основные государственные гарантии на государственной гражданской службе (медицинское обеспечение на основе страховых принципов, пенсия за выслугу лет) и порядок исчисления стажа государственной гражданской службы.
Отдельная глава законопроекта посвящена вопросам поощрений и награждений государственных гражданских служащих, а также вопросам соблюдения служебной дисциплины на гражданской службе, применения дисциплинарных взысканий и организации служебных проверок.
Реализация определенных законопроектом принципов и приоритетных направлений формирования кадрового состава государственной гражданской службы должна обеспечить решение задач, связанных с обновлением и ротацией кадрового состава.
Развитию профессиональных качеств гражданских служащих должны содействовать нормы законопроекта, касающиеся профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих.
Отдельной главой законопроекта регулируются вопросы рассмотрения индивидуальных служебных споров.
Принятие федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" позволит повысить эффективность профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, что будет содействовать также более эффективной работе государственных органов и обеспечению при этом законных прав и интересов граждан.
Законопроект подготовлен под руководством Комиссии по вопросам реформирования государственной службы Российской Федерации, образованной распоряжением Президента Российской Федерации от 15 августа 2001 г. N 436-рп, на основе положений Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", в нем использованы положения Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", а также нормы иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, связанных с государственной службой.
При подготовке законопроекта учтен положительный отечественный и зарубежный опыт правового регулирования государственной гражданской службы, применимый в современных российских условиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.