Проект федерального закона N 266255-3
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации (О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и другие акты законодательства Российской Федерации)"
Досье на проект федерального закона
во втором чтении
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст.56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст.4; 1999, N 47, ст.5622; 2002, N 12, ст.1093; N 18, ст.1721) следующие изменения и дополнения:
1. Статьи 1, 2, 3 и 4 изложить в следующей редакции:
"Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
1. Настоящий Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.
2. Отношения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, регулируются также иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, принятыми в соответствии с настоящим Законом.
В случаях, предусмотренных настоящим Законом, федеральные органы исполнительной власти по вопросам своей компетенции могут принимать нормативные правовые акты.
3. Для целей настоящего Закона федеральные законы и иные нормативные правовые акты, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, объединяются понятием "страховое законодательство".
4. Действие настоящего Закона распространяется на отношения по обязательному страхованию в части установления правовых основ регулирования указанных отношений.
Статья 2. Страхование и страховая деятельность (страховое дело)
1. Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
2. Страховая деятельность (страховое дело) представляет собой сферу деятельности страховщиков по страхованию (перестрахованию), взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием (перестрахованием).
Статья 3. Цели и задачи организации страхового дела. Формы страхования.
1. Страховое дело организуется в целях обеспечения защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.
Задачами организации страхового дела являются:
проведение единой государственном политики в сфере страхования;
установление принципов и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов па территории Российской Федерации.
2. Страхование осуществляется в добровольной и обязательной формах.
3. Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его проведения. Правила добровольного страхования принимаются и утверждаются страховщиком самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.
4. Условия и порядок проведения обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие:
субъектов страхования;
объекты, подлежащие страхованию;
перечень страховых случаев;
минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения;
размер, структуру или порядок определения страхового тарифа;
срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов);
срок действия договора страхования;
порядок определения размера страховой выплаты;
контроль за проведением страхования;
последствия неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств субъектами обязательного страхования и иные положения.
Статья 4. Объекты страхования
1. Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные с:
1) дожитием граждан до определенного возраста или срока, смертью, наступлением в жизни граждан иных событий (страхование жизни);
2) причинением вреда жизни и (или) здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).
2. Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с:
1) владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);
2) обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование ответственности);
3) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).
З. Страхование противоправных интересов, а также интересов, хотя и не являющихся противоправными, по страхование которых запрещено законом, не допускается.
4. Если федеральным законом не установлено иное, допускается страхование объектов, относящихся к разным видам имущественного страхования и (или) личного страхования (комбинированное страхование).
5. Страхование (за исключением перестрахования) на территории Российской Федерации интересов юридических лиц и физических лиц - резидентов Российской Федерации может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензию.".
2. Дополнить статьей 4.1 следующего содержания:
"Статья 4.1. Участники отношений, регулируемых настоящим Законом
1. Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются:
1) страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;
2) страховые организации;
3) общества взаимного страхования;
4) страховые агенты;
5) страховые брокеры;
6) страховые актуарии;
7) федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее - орган страхового надзора).
2. Страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии признаются субъектами страхового дела.
Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исключением страховых актуариев, которые подлежат аттестации.
Субъекты страхового дела подлежат внесению в Единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора.
3. В наименовании (фирменном наименовании) субъекта страхового дела - юридического лица должно содержаться указание на осуществление соответствующего вида деятельности ("страхование", "перестрахование", "взаимное страхование", "страховой брокер" или производные указанных слов и словосочетаний).
Субъект страхового дела - юридическое лицо не вправе использовать полное или краткое наименование (фирменное наименование), повторяющее частично или в целом наименование (фирменное наименование) другого субъекта страхового дела. Положение настоящего абзаца не распространяется на дочерние и зависимые организации субъекта страхового дела.".
3. В статье 6:
1) пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:
"1. Страховщиками признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензию в установленном настоящим Законом порядке.
2. Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные действия, связанные с исполнением обязательств по договору страхования.
Страховщики вправе осуществлять либо только страхование объектов личного страхования, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, либо только страхование объектов личного и имущественного страхования, предусмотренных соответственно подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 2 статьи 4 настоящего Закона.".
2) в пункте 3:
в абзаце первом слова "страхование жизни" заменить словами "страхование объектов личного страхования, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 настоящего Закона";
дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:
"В целях настоящего Закона иностранными инвесторами признаются иностранные организации, имеющие право осуществлять в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, инвестиции на территории Российской Федерации в виде прямых вложений иностранного капитала в уставный капитал страховой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации.";
в абзаце втором слова "федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью" заменить словами "орган страхового надзора";
в абзаце четвертом слова "федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью" заменить словами "органа страхового надзора";
3) в абзаце втором пункта 4 слова "федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью" заменить словами "органа страхового надзора".
4. Статьи 7 и 8 изложить в следующей редакции:
"Статья 7. Общества взаимного страхования
Юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, определяемых законом о взаимном страховании.
Статья 8. Страховые агенты и страховые брокеры
1. Страховыми агентами являются граждане Российской Федерации, осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора, или российские юридические лица (коммерческие организации), представляющие страховщика в отношениях со страхователем по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.
2. Страховыми брокерами являются зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей граждане Российской Федерации или российские юридические лица (коммерческие организации), представляющие страхователя в отношениях со страховщиком по поручению страхователя или осуществляющие от своего имени страховую посредническую деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования).
Страховые брокеры вправе осуществлять иную, не запрещенную законом, деятельность, связанную со страхованием, за исключением деятельности в качестве страхового агента, страховщика (перестраховщика).
Страховые брокеры не вправе осуществлять деятельность, не связанную со страхованием.
3. Деятельность страховых агентов и страховых брокеров, связанная с оказанием услуг по заключению договоров страхования (за исключением договоров перестрахования) с иностранными страховыми организациями на территории Российской Федерации не допускается.".
5. Дополнить статьей 8.1 следующего содержания:
"Статья 8.1. Страховые актуарии
1. Страховыми актуариями являются граждане Российском Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных методов расчетов.
2. Страховщики обязаны по итогам каждого финансового года проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов). Результаты актуарной оценки должны отражаться в соответствующем заключении, представляемом органу страхового надзора в установленном им порядке.
3. Требования к порядку проведения квалификационных экзаменов страховых актуариев, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов устанавливаются органом страхового надзора.".
6. Наименование статьи 9 изложить в следующей редакции:
"Статья 9. Страховой риск, страховой случай".
7. Статьи 10, 11, 12, 13 и 14 изложить в следующей редакции:
"Статья 10. Страховая сумма и страховая выплата
1. Страховая сумма - установленная федеральным законом и (или) определенная договором страхования денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая.
2. При осуществлении страхования имущества страховая сумма не может превышать его действительную (страховую) стоимость на момент заключения договора страхования. Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную в договоре страхования, за исключением случаев, когда страховщик докажет, что он был намеренно введен в заблуждение страхователем.
При осуществлении личного страхования страховая сумма устанавливается страховщиком по соглашению со страхователем.
3. Страховая выплата - предусмотренная федеральным законом и (или) договором страхования денежная сумма, выплачиваемая страховщиком страхователю (застрахованному лицу, выгодоприобретателю) при наступлении страхового случая.
Страховая выплата по договорам страхования производится в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи и законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
4. Условиями страхования имущества и (или) ответственности в пределах страховой суммы может предусматриваться замена страховой выплаты предоставлением имущества, аналогичного утраченному.
5. В случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь (выгодоприобретатель) вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты в размере полной страховой суммы.
6. При осуществлении личного страхования страховая выплата производится страхователю или лицу, имеющему право на получение страховой выплаты по договору страхования, независимо от сумм, причитающихся им по другим договорам страхования, а также по обязательному социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения вреда.
При осуществлении страхования жизни страховщик может в дополнение к страховой сумме выплачивать часть инвестиционного дохода.
7. При расторжении договора страхования жизни, предусматривающего дожитие застрахованным лицом до определенного возраста или срока (иного события), страхователю возвращается сумма в пределах сформированного в установленном порядке страхового резерва на день прекращения договора страхования (выкупная сумма).
8. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять по запросам страховщиков документы и заключения, связанные с наступлением страхового случая и необходимые для решения вопроса о страховой выплате, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Страховая премия (страховые взносы) и страховой тариф
1. Страховая премия (страховые взносы) уплачивается страхователем в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
2. Страховой тариф представляет собой ставку страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска.
Конкретный размер страхового тарифа определяется в договоре добровольного страхования по соглашению сторон.
Страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Статья 12. Сострахование
Сострахование - страхование одного и того же объекта страхования несколькими страховщиками по одному договору страхования.
Статья 13. Перестрахование
1. Перестрахованием является деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятым последним по договору страхования (основному договору) обязательств по страховой выплате.
2. Не подлежит передаче в перестрахование риск страховой выплаты по договору страхования жизни, в части дожития застрахованного лица до определенного возраста или срока (иного события).
3. Страховщики, имеющие лицензию на осуществление страхования жизни, не вправе принимать в перестрахование риски по имущественному страхованию.
4. Перестрахование осуществляется на основании договора перестрахования, заключенного между страховщиком и перестраховщиком в соответствии с требованиями гражданского законодательства.
5. Наряду с договором перестрахования, в качестве подтверждения соглашения между перестрахователем и перестраховщиком могут использоваться иные документы, применяемые исходя из обычаев делового оборота страховщиков.
Статья 14. Объединения субъектов страхового дела
1. Субъекты страхового дела в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения.
2. Объединения субъектов страхового дела подлежат внесению в Реестр объединений субъектов страхового дела на основании представляемых в орган страхового надзора копий свидетельств о государственной регистрации объединений и учредительных документов.".
8. Главу I дополнить статьей 14.1 следующего содержания:
"Статья 14.1. Страховые пулы
В целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по отдельным видам страхования страховщики могут объединяться в страховые и перестраховочные пулы - объединения, созданные без образования юридического лица на основании договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).".
9. Статьи 25 и 26 изложить в следующей редакции:
"Статья 25. Условия обеспечения финансовой устойчивости страховщика
1. Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по заключенным договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования, обеспеченные активами, отвечающими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности; наличие собственных средств, а также перестрахование.
2. Собственные средства страховщика (за исключением обществ взаимного страхования, осуществляющих страхование исключительно своих членов) включают уставный капитал, резервный каптал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль.
3. Страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого не должен быть ниже минимального размера, установленного настоящим Законом.
Минимальный размер уставного капитала определяется на основе базового размера уставного капитала страховщика, равного 30 млн. рублей, и следующих коэффициентов:
1 - для осуществления страхования объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 4 настоящего Закона;
1 - для осуществления страхования объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и (или) пунктом 2 статьи 4 настоящего Закона;
2 - для осуществления страхования объектов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 настоящего Закона;
2 - для осуществления страхования объектов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 4 настоящего Закона;
4 - для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием.
Изменение минимального размера уставного капитала страховщика допускается только федеральным законом не чаще одного раза в два года и с обязательным установлением переходного периода.
Внесение в уставный капитал заемных средств и имущества, находящегося в залоге, не допускается.
4. Страховщики обязаны соблюдать установленные настоящим Законом и нормативными правовыми актами органа страхового надзора требования финансовой устойчивости: к формированию страховых резервов, составу и структуре активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, квотам по перестрахованию, нормативному соотношению между активами и принятыми обязательствами, а также к выдаче банковских гарантий.
5. Страховщик может передать обязательства, принятые им по договорам страхования (страховой портфель), одному или нескольким страховщикам (замена страховщика), имеющему (имеющим) лицензию, содержащую указание на тот же вид (виды) страхования, по которому передается страховой портфель, и располагающему (располагающим) достаточными собственными средствами, то есть отвечающему (отвечающим) требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств. Передача страхового портфеля осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Передача частично или полностью страхового портфеля не может осуществляться в случае:
заключения договоров страхования, подлежащих передаче, с нарушением законодательства Российской Федерации;
несоблюдения страховщиком, принимающим страховой портфель, требований финансовой устойчивости, установленных в пунктах 1 - 5 настоящей статьи;
отсутствия выраженного в письменной форме согласия страхователей (застрахованных лиц) на замену страховщика;
отсутствия в лицензии, выданной страховщику, принимающему страховой портфель, указания на вид страхования, по которому были заключены договоры страхования;
отсутствия у страховщика, передающего страховой портфель, активов, принимаемых в обеспечение страховых резервов (за исключением случаев банкротства).
Одновременно с передачей страхового портфеля производится передача актов в размере страховых резервов, соответствующих передаваемым страховым обязательствам.
В случае, если правила страхования страховщика, принимающего страховой портфель, не соответствуют правилам страхования страховщика, передающего указанные обязательства, изменения условий договора (договоров) страхования должны быть согласованы со страхователем.
Статья 26. Страховые резервы
1. Для обеспечения исполнения обязательств по страхованию (перестрахованию) страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового надзора, формируют страховые резервы.
2. Средства страховых резервов используются исключительно для осуществления страховых выплат.
3. Страховые резервы, формируемые страховщиками, не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты.
4. Страховщики вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового надзора.
Размещение средств страховых резервов должно осуществляться на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.
5. При страховании объектов личного страхования, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 настоящего Закона, страховщик вправе предоставить страхователю - физическому лицу заем в пределах страхового резерва, сформированного по договору страхования, заключенному на срок не менее чем на 5 лет.
6. Страховая организация вправе формировать фонд предупредительных мероприятий для финансирования мероприятий по предупреждению наступления страховых случаев.".
10. Статью 28 и 29 изложить в следующей редакции:
"Статья 28. Учет и отчетность
1. Страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствии с планом счетов, правилами бухгалтерского учета, формами учета и отчетности, утверждаемыми органом страхового надзора в соответствии с законодательством.
2. Учет операций по страхованию объектов личного страхования, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 настоящею Закона, и учет операций по страхованию иных объектов страхования производятся раздельно.
3. Страховщики представляют в орган страхового надзора бухгалтерскую и статистическую отчетность, а также иные сведения по формам и в порядке, установленным органом страхового надзора.
Страховые брокеры представляют в орган страхового надзора сведения о брокерской деятельности в порядке, установленном органом страхового надзора.
Статья 29. Публикация страховщиками годовых бухгалтерских отчетов
1. Страховщики публикуют годовые бухгалтерские отчеты в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений.
2. Публикация годовых бухгалтерских отчетов должна осуществляться в средствах массовой информации, в том числе распространяющихся на территории, на которой осуществляется деятельность страховщика. Сведения о публикации сообщаются страховщиком в орган страхового надзора.".
11. В наименовании главы IV слова "страховой деятельностью" заменить словами "деятельностью субъектов страхового дела".
12. Статью 30 изложить в следующей редакции:
"Статья 30. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела
1. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее - страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты законных прав и интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
2. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.
3. Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами.
Нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового надзора, разъяснения органом страхового надзора положений страхового законодательства, Единый государственный реестр субъектов страхового дела, Реестр объединений субъектов страхового дела, информация о приостановлении или об ограничении действия лицензии, отзыве лицензии (исключении субъектов страхового дела из Единого государственного реестра субъектов страхового дела) и другая информация по вопросам страхового надзора подлежат опубликованию в официальном издании органа страхового надзора.
4. Страховой надзор включает:
1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела, Реестра объединений субъектов страхового дела;
2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок на местах деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
3) выдачу в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиками с иностранными инвестициями;
4) разработку и утверждение нормативных и методических документов по вопросам деятельности субъектов страхового дела в соответствии с настоящим Законом;
5) обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела.
5. Субъекты страхового дела обязаны:
представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;
соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;
представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для выполнения им функций страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).".
13. В статье 31 слова "Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур" заменить словами "федеральным антимонопольным органом".
14. Статью 32 изложить в следующей редакции:
"Статья 32. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела
1. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела производится на основании их заявления и документов, представляемых в соответствии с настоящим Законом.
Лицензия выдается на осуществление деятельности субъектов страхового дела (страхование, перестрахование, взаимное страхование, страховую брокерскую деятельность).
Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела представляется только субъекту страхового дела, получившему данную лицензию.
2. Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования претендент на получение лицензии (далее соискатель) представляет в орган страхового надзора:
1) заявление о предоставлении лицензии;
2) учредительные документы соискателя;
3) документ о государственной регистрации соискателя в качестве юридического лица;
4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов и об утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя;
5) сведения о составе акционеров (участников);
6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя;
9) сведения о страховом актуарии;
10) правила по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;
11) расчеты страховых тарифов с приложением использованной методики расчета и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
12) положение о формировании страховых резервов;
13) экономическое обоснование осуществления вида (видов) страхования.
3. Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страховании, взаимного страхования соискатель представляет в орган страхового надзора документы, предусмотренные подпунктами 1, 10 - 13 пункта 2 настоящей статьи.
4. На соискателей, подающих заявление о предоставлении лицензии на осуществление перестрахования, не распространяется действие подпунктов 9, 10 (в части представления правил по видам страхования), 11 пункта 2 настоящей статьи, за исключением образцов документов, используемых при перестраховании.
5. Для получения лицензии на осуществление деятельности страхового брокера соискатель представляет в орган страхового надзора:
1) заявление о предоставлении лицензии;
2) документ о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
3) учредительные документы страхового брокера - юридического лица;
4) образцы договоров, необходимых для осуществления деятельности;
5) документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера - индивидуального предпринимателя.
6. Документы, перечисленные в подпунктах 2, 3, 6 и 7 (в части документов о государственной регистрации) пункта 2, подпунктах 2 и 3 пункта 5 настоящей статьи, представляются в виде нотариально заверенных копий.
Заявление и документы, перечисленные в подпунктах 5, 8, 9 и 13 пункта 2, подпункте 4 пункта 5 настоящей статьи представляются в порядке, установленном органом страхового надзора.
7. Соискатели лицензии, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам либо имеющие долю иностранных инвестиций в своем уставном капитале более 49 процентов, представляют в дополнение к документам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном законодательством страны места пребывания иностранного инвестора, письменное согласие соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранного инвестора в капитале страховой организации на территории Российской Федерации, либо уведомляют орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране его места пребывания.
8. Перечень документов, представляемых соискателем для получения лицензии, определенный в настоящей статье, является исчерпывающим. В целях проверки получаемой информации орган страхового надзора вправе направлять в организации письменные запросы о представлении информации (в пределах их компетенции) по документам, представленным соискателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. При представлении в надлежащей форме всех документов, перечисленных в настоящей статье, орган страхового надзора выдает соискателю письменное уведомление о приеме документов.
10. Об изменениях, внесенных в документы, являющихся основанием для получения лицензии в соответствии с подпунктами 2, 3, 5, 6, 7 (в части документов о государственной регистрации), 8 - 13 пункта 2, подпунктами 3, 4 и 5 пункта 5 настоящей статьи, страховщики обязаны сообщать в орган страхового надзора в письменной форме с приложением документов, подтверждающих эти изменения, не позднее месяца со дня их внесения.
11. Принятие решения о выдаче лицензии либо об отказе в выдаче лицензии производится органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей для получения лицензии субъектами страхового дела. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.
12. Документы, представляемые субъектами страхового дела в орган страхового надзора, должны быть составлены на русском языке.".
15. Дополнить статьями 32.1 - 32.9 следующего содержания:
"Статья 32.1. Квалификационные и иные требования
1. Руководители (включая единоличный исполнительный орган) субъекта страхового дела - юридического лица или индивидуальный предприниматель, являющийся субъектом страхового дела, обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное дипломом об окончании высшего учебного заведения, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет.
2. Главный бухгалтер страховщика должен иметь высшее экономическое, финансовое образование, подтвержденное дипломом об окончании высшего учебного заведения, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой (перестраховочной) организации либо в брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
3. Главный бухгалтер страхового брокера должен иметь стаж работы по специальности не менее двух лет.
4. Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное дипломом об окончании высшего учебного заведения, признаваемым в Российской Федерации, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных страховых расчетов.
5. Руководители (включая единоличный исполнительный орган) и главный бухгалтер субъекта страхового дела - юридического лица должны иметь гражданство Российской Федерации.
Статья 32.2. Плата за выдачу лицензии
1. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в размере 4000 рублей.
2. За выдачу дубликата лицензии, замену лицензии взимается плата в размере 1000 рублей.
3. Суммы указанных в настоящей статье платежей зачисляются в федеральный бюджет.
Статья 32.3. Основания для отказа соискателю в выдаче лицензии
1. Основаниями для отказа соискателю в выдаче лицензии являются:
1) использование соискателем - юридическим лицом, обратившимся в орган страхового надзора за лицензией, полного или краткого наименования (фирменного наименования), повторяющего частично или в целом наименование субъекта страхового дела, включенного в Единый государственный реестр субъектов страхового дела. Данное положение не распространяется на дочерние и зависимые организации субъектов страхового дела - юридических лиц;
2) наличие у соискателя на дату подачи заявления об осуществлении дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования не устраненного нарушения страхового законодательства;
3) несоответствие документов, представленных для получения лицензии, установленным требованиям настоящего Закона и нормативно-правовым актам органа страхового надзора;
4) несоответствие учредительных документов требованиям законодательства Российской Федерации;
5) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
6) наличие у руководителей (включая единоличный исполнительный орган) или главного бухгалтера соискателя неснятой или непогашенной судимости;
7) необеспечение страховщиками финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативно-правовыми актами органа страхового надзора;
8) наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;
9) банкротство (преднамеренное или фиктивное банкротство) субъекта страхового дела - юридического лица по вине учредителя соискателя.
2. Решение об отказе в выдаче лицензии направляется соискателю в течение 5 рабочих дней со дня его принятия органом страхового надзора в письменной форме с указанием причин отказа.
Решение об отказе в выдаче лицензии должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на допущенные нарушения и должно быть принято не позднее срока, установленного настоящим Законом.
Решение об отказе в выдаче лицензии направляется соискателю с уведомлением о вручении такого решения.
Статья 32.4. Аннулирование лицензии
Аннулирование лицензии (отмена решения о выдаче лицензии) производится при:
непринятии соискателем мер для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии;
установлении до момента выдачи лицензии факта представления соискателем недостоверной информации.
Статья 32.5. Действие лицензии
1. Лицензия выдается без ограничения срока ее действия, за исключением случаев, определенных настоящим Законом.
2. Временная лицензия может выдаваться на срок:
указанный в заявлении соискателя, но не более чем на 3 года;
от 1 года до 3 лет - при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством.
3. Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя, если иное не предусмотрено страховым законодательством.
В продлении срока действия временной лицензии может быть отказано, если за время ее действия установлены нарушения субъектом страхового дела страхового законодательства и они не устранены в установленный срок.
Статья 32.6. Ограничение и приостановление действия лицензии
1. При выявлении нарушений страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание по устранению нарушения.
2. Предписание дается в случае:
1) осуществления субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;
2) несоблюдения страховщиком страхового законодательства в части формирования и размещения средств страховых резервов, иных фондов, гарантирующих осуществление страховых выплат;
3) несоблюдения страховщиком установленных требований по обеспечению нормативного соотношения между активами и обязательствами, иных установленных требований по обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;
4) нарушения субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган отчетности;
5) непредставления субъектом страхового дела в установленный срок документов, затребованных в порядке осуществления страхового надзора в пределах его компетенции;
6) установления факта представления субъектом страхового дела в орган страхового надзора и (или) в его территориальный орган неполной и (или) недостоверной информации;
7) непредставления субъектом страхового дела в установленный срок в орган страхового надзора информации об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, указанные в пункте 10 статьи 32 настоящего Закона (с приложением документов, подтверждающих об изменениях).
3. Предписание направляется субъекту страхового дела; при необходимости копия предписания направляется соответствующим органам исполнительной власти.
Субъект страхового дела в установленный предписанием срок представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.
Указанные документы должны быть рассмотрены в течение месяца со дня получения всех необходимых документов, подтверждающих исполнение предписания в полном объеме.
Представление субъектом страхового дела в установленный срок документов, подтверждающих устранение нарушений, является основанием для признания предписания исполненным. О снятии предписания сообщается субъекту страхового дела в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Установление в последующем факта представления субъектом страхового дела документов, содержащих недостоверную информацию, является основанием для признания ранее данного предписания неисполненным.
4. При неисполнении предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном органом страхового надзора.
5. Ограничение действия лицензии осуществляется посредством запрета на осуществление отдельных видов страхования, взаимного страхования, а также перестрахования.
6. Приостановление действия лицензии означает:
для страховщиков - запрет на осуществление всех видов страхования, взаимного страхования, а также перестрахования;
для страховых брокеров - приостановление осуществления деятельности, на которую выдана лицензия.
7. Действие лицензии ограничивается или приостанавливается со дня опубликования решения об ограничении или приостановлении действия лицензии в средствах массовой информации.
8. При необходимости копия решения об ограничении или приостановлении действия лицензии направляется соответствующим органам исполнительной власти.
Статья 32.7. Возобновление действия лицензии
1. Возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления означает восстановление права субъекта страхового дела осуществлять деятельность, на которую выдана лицензия, в полном объеме.
2. Основанием для отмены мер, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 32.6 настоящего Закона, является устранение субъектом страхового дела в срок и в полном объеме выявленных нарушений.
3. Решение о возобновлении действия лицензии вступает в силу со дня его принятия и доводится до сведения субъекта страхового дела и иных заинтересованных лиц в течение 15 дней с даты принятия такого решения. Решение о возобновлении действия лицензии публикуется в печатном органе, определяемом органом страхового надзора.
Статья 32.8. Прекращение деятельности субъекта страхового дела и его ликвидация
1. Основаниями для прекращения деятельности субъекта страхового дела являются его заявление, решение суда, решение органа страхового надзора об отзыве лицензии.
2. Лицензия отзывается при неустранении в установленный срок субъектом страхового дела нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии, а также в случае, если субъект страхового дела не приступил к осуществлению деятельности в течение 12 месяцев со дня получения лицензии либо не осуществляет ее.
Решение об отзыве лицензии направляется субъекту страхового дела. При необходимости копия решения направляется соответствующим органам исполнительной власти.
Действие лицензии прекращается со дня опубликования решения в печатном органе, определяемом органом страхового надзора.
3. Субъект страхового дела, в отношении которого принято решение об отзыве лицензии, обязан принять решение о своей ликвидации в соответствии с законодательством Российской Федерации и представить в орган страхового надзора в определяемом этим органом порядке:
1) документы, подтверждающие прекращение деятельности;
2) бухгалтерскую отчетность с отметкой налогового органа;
3) документы, подтверждающие урегулирование требований кредиторов, в том числе страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей;
4) оригинал лицензии.
4. Право субъекта страхового дела на осуществление деятельности прекращается со дня опубликования решения в средствах массовой информации.
5. Заявление о выдаче лицензии юридическому лицу, учредители, руководители или акционеры которого признаны виновными в прошлом в ликвидации субъекта страхового дела по основаниям, указанным в настоящей статье, может быть рассмотрено органом страхового надзора не ранее чем через два года со дня ликвидации указанного субъекта страхового дела.
6. В случае неисполнения субъектом страхового дела требований пункта 3 настоящей статьи орган страхового надзора вправе обратиться в суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Статья 32.9. Классификация видов страхования
1. В лицензиях, выдаваемых страховщику, указывается# виды страхования, предусмотренные следующей классификацией:
1) страхование жизни на случай смерти или дожития до определенного возраста или срока (иного события);
2) пенсионное страхование;
3) страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;
4) страхование от несчастных случаев и болезней;
5) медицинское страхование;
6) страхование средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного транспорта);
7) страхование средств железнодорожного транспорта;
8) страхование средств воздушного транспорта;
9) страхование средств водного транспорта;
10) страхование грузов;
11) сельскохозяйственное страхование (страхование сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, урожая и животных);
12) страхование имущества юридических лиц, за исключением средств транспорта и сельскохозяйственного страхования;
13) страхование имущества граждан, за исключением средств транспорта;
14) страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
15) страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта;
16) страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта;
17) страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта;
18) страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты;
19) страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ и услуг;
20) страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;
21) страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;
22) страхование предпринимательских рисков;
23) страхование финансовых рисков.
2. Для получения лицензии страховщики представляют в орган страхового надзора правила страхования, которые могут быть отнесены к видам страхования, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.
3. В целях конкретизации отдельных условий страхования страховщики вправе разрабатывать дополнительные правила страхования. Указанные правила страхования направляются в орган страхового надзора в порядке уведомления.".
16. Статью 33 изложить в следующей редакции:
"Статья 33. Соблюдение коммерческой и иной охраняемой законом тайны должностными лицами органа страхового надзора
Должностные лица органа страхового надзора не вправе разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну субъекта страхового дела, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.".
17. Статью 35 изложить в следующей редакции:
"Статья 35. Рассмотрение споров
Споры, связанные со страхованием, а также с действиями органа страхового надзора и его должностных лиц, разрешаются судом, арбитражным или третейским судами в соответствии с их компетенцией.".
Статья 2. Страховые организации, образованные до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны сформировать свои уставные капиталы в соответствии с требованиями, установленными статьей 25 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с учетом внесенных настоящим Федеральным законом изменений и дополнений) в следующем порядке:
до 1 июля 2004 года - до одной трети требуемого размера уставного капитала;
до 1 июля 2006 года - до двух третей требуемого размера уставного капитала;
до 1 июля 2007 года - требуемый размер уставного капитала.
У страховых организаций, не выполнивших требования, предусмотренные настоящей статьей, орган страхового надзора с 1 июля соответствующего года отзывает лицензию без соответствующего предписания.
Процесс разделения страховых организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, по специализации в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с учетом внесенных настоящим Федеральным законом изменений и дополнений) должен быть завершен не позднее 1 июля 2007 года.
У страховых организаций, не выполнивших указанные требования, орган страхового надзора отзывает лицензии без соответствующего предписания.
Общества взаимного страхования и страховые брокеры должны получить лицензии до 1 июля 2005 года.
Изменения в учредительные документы, связанные с изменением наименования (фирменного наименования) субъектов страхового дела в целях исключения их дублирования, должны быть внесены в течение 18 месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
До вступления Российской Федерации в международную систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Российской Федерации допускается деятельность страховых агентов и страховых брокеров, связанная с оказанием услуг по заключению договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации, с иностранными страховыми организациями.
Страховщики, осуществляющие свою деятельность на основании правил страхования, которые могут быть отнесены к видам страхования, предусмотренным пунктом 1 статьи 32.9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с учетом внесенных настоящим Федеральным законом дополнений), обязаны в течение 18 месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в орган страхового надзора заявление о замене бланков лицензии.
Статья 3. Признать утратившими силу:
пункты 2 и 3 статьи 5, пункт 3 статьи 9, статью 27 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст.56);
пункты 4 и 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4016-I "О введении в действие Закона Российской Федерации "О страховании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст.57).
Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением следующих положений:
абзац четвертый пункта 5 статьи 1 настоящего Федерального закона в части представления заключения страхового актуария в орган страхового надзора вступает в силу с 1 июля 2007 года;
абзац двенадцатый пункта 2, абзацы третий и пятый пункта 5, абзац восьмой пункта 12, абзац шестой пункта 15 статьи 1 настоящего Федерального закона в части аттестации страховых актуариев, выдачи квалификационных аттестатов вступает в силу с 1 июля 2006 года.
Нормативные правовые акты приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.