Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству от 15 сентября 2003 г. N 3.3.-14/887
на проект федерального закона N 214764-3 "О парламентских расследованиях Федерального Собрания Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Н.Н.Гончаром, М.И.Гришанковым, А.И.Гуровым, Г.В.Гудковым, Н.Д.Ковалевым, Б.Л.Резником, А.Г.Чершинцевым
Досье на проект федерального закона
В Комитете по государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 214764-3 "О парламентских расследованиях Федерального Собрания Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Н.Н.Гончаром, М.И.Гришанковым, А.И.Гуровым, Г.В.Гудковым, Н.Д.Ковалевым, Б.Л.Резником, А.Г.Чершинцевым.
Проект предусматривает наделение палат Федерального Собрания Российской Федерации полномочиями по проведению парламентских расследований. Данный вопрос представляется актуальным и заслуживающим внимания. Вместе с тем, Конституция Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень полномочий Федерального Собрания Российской Федерации, и функции парламентского контроля в форме парламентских расследований в указанный перечень не включены. Исходя из изложенного, до внесения соответствующих поправок к Конституции Российской Федерации, принятие рассматриваемого законопроекта представляется лишенным достаточных конституционно-правовых оснований.
Такие основания могут возникнуть с принятием проекта N 99059283-2 Закона Российской Федерации "О поправке к статье 103 Конституции Российской Федерации". Указанный законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 22 сентября 1999 года. В настоящее # завершается подготовка указанного законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Имеются также замечания по содержанию законопроекта.
В законопроекте (статьи 9, 10, 13) устанавливается процедура проведения парламентского расследования, функции и полномочия комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации по расследованию, фактически дублирующие деятельность органов предварительного расследования и судебных органов, что не согласуется с принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации).
В пункте 3 статьи 13 проекта в докладе о результатах парламентского расследования указываются лица, признанные комиссией виновными. Однако, согласно части 1 статьи 49 Конституции Российской Федерации и положениям Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации принятие решения о виновности лица в совершении преступления относится к исключительной компетенции суда.
Статьей 4 законопроекта предусмотрено проведение парламентских расследований в отношении судей, прокуроров, руководителей Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека Российской Федерации, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, а также Банка России, в связи с совершением указанными лицами действий, несовместимых с их статусом. Однако указанные положения законопроекта не корреспондируют правовым механизмам, установленным действующим законодательством Российской Федерации о статусе судей, прокуратуре, Счетной палате, Уполномоченном по правам человека, Правительстве Российской Федерации и государственной службе, а также Банке России.
Законопроект освобождает члена комиссии на весь срок парламентского расследования от обязанности посещать заседания палаты, заседания комитета, комиссии палаты, членом которых он является, что противоречит статье 7 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы", в соответствии с которой формами деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы является участие в заседаниях, соответственно, Совета Федерации, Государственной Думы, в работе комитетов и комиссий.
В диспозиции предлагаемой части 1 статьи 287.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве одного из признаков состава преступления указывается административная преюдиция, в то время как в действующем Уголовном Кодексе Российской Федерации административная преюдиция не применяется. Кроме того, в законопроекте отсутствуют положения, предусматривающие внесение соответствующих дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, что делает рассматриваемую норму неприменимой на практике.
Законопроект не содержит предложений о дополнении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, нормами, регулирующими вопросы подследственности дел о преступлениях, предусмотренных предлагаемой к внесению в Уголовный кодекс статьей 287.1.
В статье 21 законопроекта предусматриваются расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета. В то же время в финансово-экономическом обосновании законопроекта указано, что принятие законопроекта таких затрат не повлечет. Кроме того, в соответствии со статьей 104 (часть 3) Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 105 Регламента Государственной Думы необходимо получение заключения Правительства Российской Федерации на рассматриваемый законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет по государственному строительству рекомендует Государственной Думе отклонить рассмотренный законопроект.
Утверждено на заседании Комитета по государственному строительству 23 мая 2003 года.
Председатель Комитета |
В.В.Гребенников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.