Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности от 31 октября 2002 г. N 3.15
по проекту федерального закона N 214764-3 "О парламентских расследованиях Федерального Собрания Российской Федерации", внесенного депутатами Государственной Думы Н.Н.Гончаром, Н.Д.Ковалевым, Б.Л.Резником, А.Г.Чершинцевым, М.И.Гришанковым, А.И.Гуровым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по безопасности на основании изучения и анализа проекта федерального закона N 214764-3 "О парламентских расследованиях Федерального Собрания Российской Федерации" и материалов к нему считает следующее.
Законодательное установление института парламентских расследований продиктовано необходимостью создания правовой базы для более эффективной деятельности комиссий, образуемых палатами Федерального Собрания Российской Федерации по расследованию чрезвычайных событий, наносящих ущерб национальной безопасности страны.
Именно в рамках парламентских расследований возможно установить те или иные факты значимых для государства событий и причастность к ним должностных лиц.
Как отмечают авторы в пояснительной записке к законопроекту, осуществление парламентских расследований преследует цель достижения независимой государственной оценки фактам и событиям, ставшим достоянием гласности, пресечения безнаказанности высокопоставленных должностных лиц, повышения доверия общества к государственным органам власти.
Комитет Государственной Думы по безопасности в целом поддерживая законодательную инициативу, отмечает, что отдельные положения законопроекта требуют корректировки. Это, прежде всего, относится к статьям 1, 4, 9 и 10 законопроекта, определяющим цель парламентских расследований, основания их проведения, функции и полномочия комиссии.
Так, в статье 1 некорректно изложено положение о том, что "Парламентские расследования являются одной из форм контроля палат Федерального Собрания Российской Федерации за деятельностью федеральных органов и должностных лиц государственной власти, за исключением Президента Российской Федерации".
В статье 4 законопроекта следует предусмотреть, что для проведения парламентских расследований могут быть и иные основания, а не только те, которые указаны в данной норме, как исчерпывающие в сформулированном перечне.
Как указано в пояснительной записке, комиссии палат, осуществляющие парламентские расследования не подменяют органы предварительного расследования, поэтому было бы целесообразным в статье 9 заменить слова "выявляют виновных лиц". В любом случае комиссии должны установить причастность должностных лиц к тем или иным событиям, которые расследуются.
В статье 10 целесообразно изменить редакцию в части, касающейся вызова на заседания или слушания для дачи показаний "любых должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, за исключением Президента Российской Федерации", а также руководителей религиозных объединений.
Комитет Государственной Думы по безопасности рекомендует Комитету Государственной Думы по государственному строительству предложить субъектам права законодательной инициативы изменить текст законопроекта до его рассмотрения в первом чтении с учетом поступивших замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
А.И.Гуров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.